Основная цель профессиональной деятельности врача. Лекция: Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача (2 ч.)

Врачебная деятельность осуществляется в следующих направлениях: диагностика, лечение и профилактика заболеваний - и требует наличия навыков постановки диагностической, лечебной и профилактической задачи. Этот процесс, как правило, осуществляется в условиях изменчивости исходных данных (симптомы и синдромы могут появляться и исчезать, по-разному сочетаться между собой), дефиците времени (при оказании медицинской помощи по неотложным показаниям, массовом поступлении раненых и больных). При этом врач должен по отдельным симптомам и синдромам мысленно смоделировать целостную клиническую картину заболевания, изучить и проанализировать причины, условия и механизмы его возникновения и развития. Цена дефектов и ошибок врачебной деятельности соответствует ее значимости, иногда определяется высшей ценностью - здоровьем и жизнью человека.

Кроме того, в процессе работы врач контактирует с личностью больного, имеющей специфические для каждой ситуации изменения. При наличии хронического соматического заболевания независимо от нозологии для личности больного характерно значительное изменение мотивационной сферы, выражающееся в выделении нового ведущего мотива - сохранении жизни и здоровья.

Нормальная и патологическая жизнедеятельность человека, являющаяся объектом деятельности врача, представляет собой противоречивое единство необходимого и случайного, повторяющегося и неповторимого, устойчивого и изменчивого, определенного и неопределенного. Необходимое и повторяющееся определенное в здоровье и болезни находит отражение в медицинской науке, принципах и схемах диагностики, лечения, профилактики, содержащих в себе опыт деятельности врачей многих поколений. Знание этих положений является важным и необходимым, но недостаточным условием для врачебного творчества, так как творчество предполагает выход за пределы достигнутого. Врач действует в условиях проблемной нестандартной ситуации, заданной неповторимостью организма и личности человека, открытостью их систем. Творчество не является побочным продуктом врачебной деятельности, оно сама ее сущность.

Для врачебной деятельности характерны интеллектуальная сложность, монотонность, риск и ответственность, нравственные проблемы, межличностные конфликты. Монотонность, нравственные проблемы и конфликты часто являются причинами психосоматических заболеваний медицинских работников.

При определении эталона личности врача в соответствии с ожиданиями больных предпочтение отдается врачам своего пола и более старшего возраста. Эталон врача включает: ум, увлеченность работой, внимательность, чувство долга, терпеливость, интуицию, серьезность, доброту, чувство юмора. Для большинства больных образ учителя - врача рассматривается как идеальный.

Наиболее значимыми факторами выбора врача являются: способы общения с больным; ситуативная коммуникация, умение ориентироваться в потребностях больного; понимать его установки; открытость в процессе коммуникации, хорошая дикция и точность выражений, которые основаны на большом опыте врача и его внутренней свободе и творчестве; авторитет, репутация, внешний вид. Одежда терапевта влияет на оценки пациентом таких качеств, как внимательность, искренность, компетентность и в целом на доверие пациента к нему.

Для профессиональной деятельности руководителя лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) характерна необходимость сочетания администрирования с экспертно-консультативной и психотерапевтической функциями руководства. В личности руководителя ЛПУ, тесно переплетаясь и дополняя друг друга, "живут" три роли: администратор-управленец, способный планировать работу учреждения, руководить людьми, побуждать их к эффективному труду, контролировать их работу; врач, способный к консультации, экспертизе по основным медицинским проблемам и складывающимся в учреждении ситуациям; и педагог-воспитатель, воздействующий на окружающих своими повседневными поступками, действиями.

Разработана и применяется методика оценки и самооценки уровня продуктивности профессиональной деятельности, профессионализма руководителя ЛПУ, где использованы психологические и непсихологические критерии эффективности руководства и соответствующие им показатели.

1. Медицина и акмеология тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражена в предмете, целях медицинской акмеологии.

2. Эффективное личностно-профессиональное развитие специалиста осуществимо с учетом медицинских акмеологических условий и факторов, отражающих качество психобиологических составляющих целостности его индивидуальности в аспекте соответствия нормам профессионального здоровья.

3. Для достижения цели медицинской акмеологии необходимо формирование и эффективное функционирование системы медицинского обеспечения акмеологического процесса.

Контрольные вопросы и задания

1. Что является предметом медицинской акмеологии?

2. Какова цель медицинской акмеологии?

3. Как определяется понятие "профессиональное здоровье"?

4. Каковы особенности профессиональной деятельности врача?

5. Вспомните ситуацию из своей профессиональной деятельности, когда какое-либо неприятное известие, информация сопровождались снижением работоспособности, плохим самочувствием. Проанализируйте ее с позиции психобиосоциальной целостности человека. Каким образом вы восстановили работоспособность тогда и как планируете поступать в подобной ситуации в будущем?

6. Вспомните двух успешных коллег в вашей сфере профессиональной деятельности примерно одного возраста. Затем постарайтесь ответить на два вопроса. В процессе их профессионального роста в какой степени пострадали окружающие? Какой "ценой" для здоровья каждого был достигнут успех?

7. Возьмите лист бумаги, разделите его на две части. В одной половине запишите три-четыре этапа вашей профессиональной карьеры. Напротив каждой записи по пятибалльной системе оцените состояние своего здоровья в то время. Существует ли зависимость между записанным в правой и левой половине листа? Каким образом можно повлиять на то и другое для удовлетворенности их соотношением в дальнейшем?

Еще по теме Специфика профессиональной деятельности медицинского работника, его профессионально важные качества:

  1. Специфика профессиональной деятельности медицинского работника, его профессионально важные качества
  2. Основные профессионально важные качества личности психолога
  3. Совершенствование стиля профессиональной деятельности, оптимизация взаимоотношений между отдельными группами профессиональных умений и навыков, увеличение числа "степеней свободы" субъекта профессиональной деятельности

1. Медицина относится к одному из следующих типов знания:

1) естественнонаучному; 2) гуманитарном; 3) междисциплинарному.

2. Фундаментальным основанием, формирующим медицинскую профессию, является:

1) экономическое; 2) познавательное (гносеологическое); 3) моральное.

3. Главной целью профессиональной деятельности врача является:

1) спасение и сохранение жизни человека; 2) обеспечение телесной сохранности

человека; 3) обеспечение общественных интересов; 4) материальная выгода; 5) получение нового медицинского знания.

4. Основным отличительным признаком профессиональной этики врача

является:

1) осознанный выбор моральных принципов и правил поведения;

2) уголовная ответственность за несоблюдение профессиональных этических норм; 3) безусловная необходимость подчинять личные интересы корпоративным; 4) приоритет интересов медицинской науки над интересами конкретного пациента.

5. Медицину и этику объединяет:

1) человек как предмет изучения; 2) методы исследования; 3)овладение приемами преодоления конфликтов в человеческих взаимоотношениях;

4) стремление к знанию механизмов человеческого поведения и к управлению им; 5) ориентация на достижение блага.

6. Правильным определением этики как науки является:

1) этика - наука об отношении живых существ между собой; 2) этика - учение о

морали и нравственности; 3) этика - наука о минимизировании зла в человеческих отношениях; 4) этика - наука об умении правильно себя вести в обществе; 5) этика - это наука об управлении в обществе, в частности, в здравоохранении.

7. Соотношение общих этических учений и профессиональной биомедицинской

этики имеет характер:

1) регулятивный; 2) определяющий; 3) информативный; 4) между ними нет связи.

8. К форме социальной регуляции медицинской деятельности не относится:

1) этика; 2) мораль; 3) этикет; 4) право; 5) искусство.

9. Нравственность - это понятие, определяющее:

1) совокупность субъективных реакций и форм поведения человека;

2) склонность к добру и способность стойко переносить тяготы и лишения повседневной жизни; 3) часть философии; 4)реально существующие нравы; 5) культурно-исторический феномен, заключающийся в способности человека оказывать помощь другому человеку.

10. Этикет - это форма поведения, означающая:

1) особые правила поведения в социальных и профессиональных отношениях; 2) обычай; 3) особая условная вежливость; 4) наука о природе и смысле моральных взаимоотношений и нравственных принципов; 5) способность человека к социальной адаптации; 6) признание значения социальной субординации.

11. Мораль - это:

1) система норм должных отношений, организованных по принципу «добра» и «зла»; 2) инструктивные рекомендации в различных сферах деятельности; 3) философское учение о нормах поведения в обществе; 4) строгое соблюдение законов и конституции; 5) форма «коллективного бессознательного», которая указывает на должное; 6) игра ума.

12. Понятие "право" включает все перечисленные смыслы, кроме того, что это:

1) элемент системы государственной власти; 2) форма принуждения и наказания человека человеком; 3) явление социальной солидарности и связности человека с человеком; 4) "духовно воспитанная воля"; 5) совокупность законов государства, относящихся к какой-либо форме деятельности (например, медицинское право); 6) наука законоведения; 7) индивидуальная воля карать и наказывать людей.

13. Моральное регулирование медицинской деятельности от правового отличает: 1) свобода выбора действия; 2) произвольность мотива деятельности; 3) уголовная наказуемость; 4) социальное одобрение; 5) наличие научной заинтересованности.

14. Биомедицинская этика и медицинское право должны находиться в состоянии: 1) независимости; 2) медицинское право - приоритетно; 3) должен быть выдержан приоритет биомедининской этики; 4) биомедицинская этика - критерий корректности медицинского права; 5) медицинское право определяет корректность биомедицинской этики.

15. Мораль и право по Канту находятся в соотношении:

1) мораль подчиняется праву; 2) мораль и право не противостоят друг другу, ибо это - родственные сферы духа; 3) мораль противостоит праву; 4) право подчинено этике.

16. Немецкий психиатр и философ К. Ясперс под феноменом "преступной государственности" понимает:

1) выраженные в законе права народа; 2) узаконенную свободу действия человека; 3) принятие государством закона, противоречащего моральным нормам; 4) аппарат, принуждающий человека к соблюдению норм права.

17. Что такое биоэтика:

1) обоснование свободы пациента; 2) обоснование прав и свобод медицинского персонала; 3) защита прав пациента; 4) регуляция взаимоотношений медицинского персонала и пациента.

18. Ценность человеческой жизни в биомедицинской этике определяется:

1) возрастом (количество прожитых лет); 2) психической и физической полноценностью; 3) расовой и национальной принадлежностью; 4) финансовой состоятельностью; 5) уникальностью и неповторимостью личности.

19. Понятие "честь" человека включает в себя все перечисленное, кроме:

1) генетически наследуемые нравственные качества; 2) следование данному слову; 3) разумность; 4) чувство ответственности за совершенный поступок; 5) социальное происхождение (аристократическое, дворянское); 6) внутреннее благородство; 7) непричастность к дурным поступкам; 8) верность избранным принципам.

20. К области здравоохранения относится следующий вид справедливости:

1) справедливость - это преимущественно принцип распределения материальных благ и денежных средств; 2) справедливость - это равенство; 3) справедливость - это праведность, исполнение закона и ответ добром на зло; 4) справедливость - это принцип, регулирующий отношения между людьми; 5) справедливость – это воздаяние «лучшим» - «лучшего»; 6) справедливость – это ситуационная польза, действие, результат.

21. Долг в медицинской профессии - это то, что исполняется в силу:

1) профессиональных обязанностей; 2) веления времени; 3) требования совести и следствия морального идеала; 4) идеологического обоснования общественного прогресса; 5) приказа начальника; 6) обоюдной выгоды; 7) требования близких людей.

22. К совести человека относятся перечисленные свойства, кроме:

1) способность переживать неисполнение долга; 2) внутреннее знание добра и зла; 3) требование категорического императива; 4) нравственное чувство, побуждающее к добру и отвращающее от зла; 5) способность распознавать качество поступка; 6) вектор нравственной жизни, направленный на должное; 7) симптом психического расстройства.

23. Свобода отличается от произвола:

I) осознанием ответственности за совершенный поступок: 2) оправданием греховности человека; 3) признанием возможности человека делать все, что он хочет; 4) неспособностью человека подчинить свою волю требованию нравственного закона; 5) индифферентностью к способности человека к нравственному совершенствованию

24. Свобода является:

1) способностью человека делать всё, что хочешь; 2) возможностью творчества; 3) законом природы; 4) законом общественной жизни; 5) осознанной возможностью и способностью к нравственному совершенствованию; 6) свойством человеческой природы; 7) полным раскрепощением низменных инстинктов человека; 8) отрицанием всех морально-этических ограничений; 9) основанием прав человека.

25. Выберите определение справедливости, относящееся к области здравоохранения:

1) чувственная и разумная; 2) распределительная; 3) идеальная и реальная; 4) карательная.

26. Благотворительность - это:

1) бескорыстная деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся; 2) платоновская идея; 3) результат равенства; 4) языческая добродетель; 5) удовлетворение корыстного чувства.

27. Понятие "милосердие" включает в себя все, кроме:

1) чувства и способности сострадания; 2) готовность оказать помощь тому, кто в ней нуждается; 3) снисходительность; 4) готовность выполнить любую просьбу человека.

28. Первая форма медицинской этики связана с именами

1) Ф. Рабле; 2) Парацельса; 3) Гиппократа; 4) Пиннеля.

29. Профессиональная этика врача относится к одному из следующих типов

этических теорий:

1) антропоцентристскому (натуралистически-прагматическому);

2) онтоцентристскому (идеалистическо-деонтологическому);

3) занимает промежуточное положение.

30. Согласно этическому онтоцентризму поведение и поступки человека определяются:

1) интересами социальной группы; 2) материальными потребностями человека; 3) врожденными биологическими потребностями; 4) моральным долгом; 5) профессиональными обязательствами; 6) национальными интересами; 7) волей Бога.

31. Консервативную этическую традицию в биомедицинской этике формируют два основных учения:

1) гедонизм, 2) традиционное христианское мировоззрение, 3) утилитаризм, 4) этика Канта, 5) фрейдизм.

32. Либеральная позиция в биомедицинской этике опирается на:

1) ветхозаветную мораль, 2) учение Ф.Ницше, 3) утилитаризм, 4) стоицизм, 5) платонизм.

33. В гиппократовскей модели биомедицинской этики основным принципом является:

1) не навреди; 2) не убий; 3) приоритет интересов науки; 4) принцип автономии личности пациента.

34. Гиппократ

1) предполагает возможность активной эвтаназии как помощи врача неизлечимому больному: 2) отрицает возможность активной эвтаназии.

36. Гиппократ

1) считал, что аборт более гуманное средство, чем убийство рожденного ребенка; 2) возражал против аборта; 3) считал, что аборт возможен по медицинским показаниям.

37. Гиппократ утверждает, что

1) врачебная тайна имеет некоторые ограничения (т.е. в некоторых обстоятельствах может быть разглашена); 2) врачебная тайна ни при каких обстоятельствах не подлежит разглашению; 3) врач имеет право на самостоятельное распоряжение врачебной тайной.

38. Для врачебной этики Парацельса основным принципом является:

1) не лжесвидетельствуй; 2) делай добро; 3) не укради; 4) "знание - сила"; 5) принцип уважения автономии личности.

39. Для деонтологической модели отношений врач-пациент основным принципом является:

1) исполняй долг; 2) не прелюбодействуй; 3) храни врачебную тайну; 4) помоги коллеге; 5) принцип невмешательства.

40. Для биоэтики, основным принципом является:

1) принцип "соблюдения долга"; 2) принцип "не навреди"; 3) принцип приоритета науки; 4) принцип приоритета прав и уважения достоинства пациента; 5) принцип невмешательства.

41. К общецивилизационным основаниям биоэтического знания относятся все перечисленные факторы, кроме:

1) возникновение и применение в практическом здравоохранении новых биомедицинских технологий; 2) демократизация общественных отношений; 3) ценностно-мировоззренческий плюрализм; 4) международная деятельность Совета Европы; 5) экспериментальный характер современного медицинского знания.

42. В случае суррогатного решения верхнюю границу этически легитимного решения определяет:

43. В случае суррогатного решения нижнюю границу этически легитимного решения определяет:

1) правило рационального выбора; 2) правило минимизации риска; 3) правило соблюдения наилучших интересов пациента; 4) правило информированного согласия.

44. Определите виды автономии (убрать лишнее):

I) автономия как свобода действия; 2) автономия как свобода борьбы за права пациента; 3) автономия как свобода эффективно обдумать ситуацию; 4) автономия как свобода выбора.

45. При проведении любого вмешательства в сферу здоровья, включая

вмешательство с исследовательскими целями должно соблюдаться все, кроме:

1) законы РФ; 2) международное законодательство; 3) профессиональные

биомедицинские этические стандарты; 4) моральные представления пациента; 5) общечеловеческие ценности; 6) корпоративные профессиональные интересы; 7) экономические интересы исследователя.

46. Вмешательство в сферу здоровья человека может осуществляться:

1) на основании свободного, осознанного и информированного согласия больного; 2) на основании медицинских показаний; 3) на основании редкости картины заболевания и его познавательной ценности; 4) на основании требования родственников; 5) на основании извлечения финансовой выгоды.

47. Правило информированного согласия относится:

1) к принципу уважения автономии личности; 2) к принципу справедливости; 3) к принципу «не навреди».

48 Понятие "информированное согласие" включает в себя все, кроме:

1) информации о цели предполагаемого вмешательства; 2) информации о характере предполагаемого вмешательства; 3) информации о возможных негативных последствиях; 4) информации о связанном с вмешательством риске; 5) информации о несомненном приоритете пользы вмешательства по сравнению с возможным риском.

49. Информированное согласие не может быть получено от:

1) пациентов в терминальной стадии; 2) беременных; 3) военнослужащих; 4) приговоренных к высшей мере наказания.

50. Правило информированного согласия подразумевает (убрать лишнее):

1) информацию о диагнозе и прогнозе; 2) информацию о предполагаемом диагностическом обследовании; 3) информацию о целях медико-биологического исследования; 4) информацию о правах пациента в данном медицинском учреждении; 5) информацию о личных качествах медицинского работника; 6) информацию предполагаемой пользе и/или риске связанном с лечением, обследованием.

51. Правило конфиденциальности подразумевает:

1) сохранение информации в тайне с целью защиты интересов пациента; 2) защиту информации от всех видов профессиональных групп, в том числе прокуратуры и следственных органов; 3) защиту информации от близких и родственников.

52. Право автономии психически больного утрачивается, если:

1) пациент неадекватен и обременяет членов семьи; 2) пациент представляет угрозу для окружающих; 3) пациент неизлечим.

53. Правило правдивости (убрать лишнее):

1) обязывает врача сообщать правдивую информацию; 2) обязывает пациента сообщать правдивую информацию врачу; 3) обязывает информировать администрацию по месту работы; 4) обязывает сообщать информацию об агрессивном пациенте в органы милиции.

1) всеобщей универсальной максимой; 2) правилом, регулирующим поведение врача и пациента; 3)моральным обязательством врача по отношению к пациенту.

55. Право врача на лжесвидетельство безнадежному больному не может быть универсальным по причине существования:

1) юридического положения об информированном согласии; 2) морального закона "не лги"; 3) антропологического понимания смерти как стадии жизни; 4) разнообразия психо-эмоциональных характеристик личности; 5) различий в ценностно-мировоззренческих представлениях людей; 6) по всем перечисленным причинам.

56. Несостоятельность универсальности права врача на лжесвидетельство подтверждено:

1) современными социально-психологическими исследованиями (Б. Кюблер-Росс); 2) общечеловеческими морально-этическими ценностями; 3) негативным, социальным опытом поведения человека вне моральных норм; 4) всеми перечисленными причинами.

57. Участие врача в пытках и телесных наказаниях заключенных и использование для этой цели своих знаний может быть оправдано:

1) интересами развивающейся науки; 2) интересами сообщества в получении необходимой информации; 3) наказанием за совершенные преступления; 4) запрещено в любых условиях.

58. Использование медицинских знаний с целью телесных наказаний и пыток формирует тенденции:

1) службу интересам медицинской науки; 2) службу интересам безопасности обшества; 3) утверждению бесчеловечных принципов обращения с человеком; 4) обесцениванию достоинства врача и врачебного сообщества; 5) моральной деградации личности врача.

59. Максима ""решение пациента - закон для врача" нравственно оправданна только в том случае, если это решение:

1) не приводит к ухудшению состояния пациента (предоставление медицинских средств, противопоказанных пациенту); 2) мотивировано «информированным согласием» и не угрожает другим человеческим жизням (аборт, принудительная эвтаназия по желанию родственников); 3) совпадает с позицией министерства здравоохранения; 4) соответствует интересам медицинской науки; 5) если решение пациента совпадает с интересами врача; 6) во всех случаях.

60. Врачу следует информировать пациента о форме медицинского вмешательства во всех случаях, кроме тех, когда:

1) пациент либо несовершеннолетний, либо умственно отсталый, либо его заболевание "блокирует" сознание; 2) это решение определяется финансовой выгодой; 3) пациент не обладает медицинским образованием, позволяющим уяснить всю сложность заболевания; 4) несогласие пациента может повлечь за собой ухудшение его здоровья; 5) во всех переделенных случаях,

61. Оказание медицинской помощи является формой проявления:

1) привилегии для определенных слоев общества; 2) милосердия и социальной

справедливости; 3) экономической заинтересованности медицинских работников; 4) профессиональной самореализации медицинского работника.

62. Основные принципы предлагаемые Д-Ролзом:

1) принцип уважения автономии личности пациента; 2) принцип разных свобод, 3) принцип легитимности богатства; 4) принцип компенсации допущенной несправедливости; 5) принцип легитимности риска.

63. Р.Нозяк утверждает, что медицинская страховка:

1) должна приобретаться из личных средств; 2) должна оплачиваться государством; 3) должна оплачиваться совместно работодателем и государством; 4) должна оплачиваться застрахованным лицом и государством.

64. Утилитаризм подразделяется на:

а) утилитаризм блага; б) утилитаризм правил; в) утилитаризм закона; г) утилитаризм действия.

65. Утилитаризм - это теорий, которая утверждает, что морально то, что:

1) максимизирует благо субъекта действия; 2) максимизирует благо медперсонала; 3) способствует развитию науки; 4) максимизирует благо максимального количества людей.

    Биомедицинская этика как форма профессиональной защиты личности врача.

    Этические кодексы в медицине (“Нюрнбергский кодекс” (1947), “Конвенция о правах человека и биомедицине” (Cовета Европы, 1997)

    Современные взгляды на взаимоотношения врача и больного

    Этические комитеты: цели, задачи, полномочия.

    Исторические аспекты развития взаимоотношений врача и больного

    Биомедицинская этика и медицинское право: проблемы взаимоотношения.

    Этика светского «платья эскулапа» и студента.

6. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы:

1 . Главной целью профессиональной деятельности врача является:

1) спасение и сохранение жизни человека

2) социальное доверие к профессии врача

3) уважение коллег

4) материальная выгода

5) личностный рост

2. Основным отличительным признаком профессиональной этики врача является:

1) право на отклоняющееся поведение

2) осознанный выбор моральных принципов и правил поведения

3) уголовная ответственность за несоблюдение профессиональных этических норм

4) безусловная необходимость подчинять личные интересы корпоративным

5) приоритет интересов медицинской науки над интересами конкретного больного

3. Медицину и этику объединяет:

1) человек как предмет изучения

2) методы исследования

3) овладение приемами преодоления конфликтов в человеческих взаимоотношениях

4) стремление к знанию механизмов человеческого поведения и к управлению им

5) ориентация на достижение финансового благосостояния человека

4. Правильным определением биомедицинской этики как науки является:

1) наука об отношении живых существ между собой

2) наука о природе и смысле моральных взаимоотношений и нравственных принципов

3) наука о должном

4) наука об умении правильно себя вести в обществе

5) наука о социальных, правовых, этических последствиях новой биомедицинской технологии

5. Нравственность – это понятие, определяющее:

1) совокупность субъективных реакций и форм поведения человека

2) склонность к добру и способность стойко переносить тяготы и лишения повседневной жизни

3) часть философии

4) отклассифицированные культурой нравы

5) культурно-исторический феномен, заключающийся в способности человека оказывать помощь другому человеку

6. Этикет - это форма поведения, означающая

1) признание значения особых правил поведения в социальных и профессиональных отношениях

3) особая условная вежливость

4) наука о природе и смысле моральных взаимоотношений и нравственных принципов

5) способность человека к социальной адаптации

7. Мораль – это:

1) отклассифицированные культурой по критерию “добро-зло” отношения и нравы людей

2) совокупность научных фактов

3) строгое соблюдение законов и конституции

4) игра ума

5) область научного знания, касающаяся всеобщих законов развития общества

8. Основные принципы биоэтики:

1) не навреди, делай благо

2) принцип информированного согласия

3) принцип справедливости

4) уважение автономии пациента

5) все перечисленное верно

9. Моральное регулирование медицинской деятельности от правового отличает:

1) свобода выбора действия

2) произвольность мотива деятельности

3) уголовная безнаказанность

4) социальное одобрение

5) наличие денежной заинтересованности

10. К ятрогениям в настоящее время относят нарушения связанные с:

1) отрицательным словесным воздействием на больного

2) нерациональным применением лекарственных средств

3) неправильным производством диагностических манипуляций

4) неправильным производством лечебных манипуляций

5) все перечисленное верно

Эталоны ответов:1 – 1 2 – 2 3 – 1 4 – 5 5 - 1 6 – 1 7 - 1 8 – 5 9 - 1 10 - 5

7. Самоконтроль по ситуационным задачам

1. Бригада «скорой помощи» выехала на вызов: женщине 40 лет оторвало 2 пальца правой кисти, которые висят на кожном лоскуте (на руку упала бетонная плита). Врач «скорой помощи», будучи сам нездоров, естественно хотел закончить работу побыстрее. Но, когда женщину привезли в больницу, и оказалось, что там не производят микрохирургию кисти, он отказался оставить женщину в этом стационаре и, превозмогая собственное нездоровье, дал указание ехать в другую больницу, где женщина могла получить действительную помощь.

Какие морально-этические представления лежали в основе действий врача?

Ответ: Морально-этические представления, характерные для модели Гиппократа и Парацельса.

2. Большинству больных, находящихся в клинике по поводу критической ишемии нижних конечностей, обусловленной выраженным их атеросклеротическим поражением, показано оперативное лечение – шунтирующая операция по восстановлению кровотока в артериальном русле. Однако примерно половине больных лечение ограничивают консервативным методом, так как предпочтение отдают молодым платежеспособным больным, которые будут в дальнейшем соблюдать предписанный режим, откажутся от курения, будут в состоянии приобретать дорогостоящие антиагрегатные препараты, т.е. оправдают затраты государства, на деньги которого приобретаются дорогие протезы.

Чем определяется такой подход?

Ответ: Такой подход определяется экономической целесообразностью, что противоречит основополагающим принципам биомедицинской этики.

3. Врач-реаниматолог рекомендует родителям для улучшения состояния новорожденного с респираторным дистресс-синдромом приобрести сурфактант импортного производства, за который получит материальное вознаграждение от представителей фирмы-производителя. При этом он не сообщает родителям информацию о существовании других столь же эффективных и более дешевых аналогов отечественного производства.

Ответ: материальные стимулы.

4. Объем средств выделяемых на обследование и лечение больных лимитирован рамками закона об обязательном медицинском страховании. В ряде случаев это приводит к тому, что пациент не может пройти такое обследование. Этот закон ограничивает также и действия врача, который вынужден либо отказаться от назначения необходимого, с его точки зрения обследования, либо искать пути, как обойти этот закон.

Особенно негативно он отражается на пациентах больших больниц, куда приезжают люди со всех городов страны.

Каковы этические основания этого закона?

Ответ: этическим основанием является необходимость обеспечить медицинскую помощь всем больным исходя из экономических возможностей здравоохранения (прагматический тип этических теорий).

5. Работая в Институте хирургии им. А.В. Вишневского, молодой ординатор был свидетелем следующего случая. Во время дежурства случился рецидив кровотечения у больного, перенесшего 3-4 дня назад сложную операцию на бедре. Оперировавший его врач незамедлительно прибыл в отделение, хотя и жил на другом конце Москвы, а операцию по остановке кровотечения мог бы выполнить и дежуривший тогда хирург, грамотный специалист, кандидат медицинских наук. И лишь через некоторое время выяснилось, что из-за этого приезда врач с семьёй не попали на интереснейший спектакль, билеты на который практически невозможно было достать, и на который он очень хотел попасть.

Чем был определён поступок врача, пожертвовавшего семейным праздником?

Ответ: Врач выполнил свой врачебный долг следуя деонтологическому подходу в отношении к пациенту.

6. У 35-летней больной с доброкачественной опухолью шейного отдела спинного мозга во время операции произошел полный перерыв спинного мозга. У больной действуют только черепно-мозговые нервы и полностью сохранено сознание. В течение 2 лет продолжается искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ), и больная категорически настаивает на её прекращении. Врач принимает решение не продолжать ИВЛ.

Какими этическими представлениями определялось решение врача?

Ответ: В основе действий врача – прагматические представления о профессиональной этике, что не соответствует законодательству РФ.

7. В приемное отделение больницы с места ДТП машиной «скорой помощи» в тяжелом состоянии доставлена девушка 25 лет. Во время операции была констатирована клиническая смерть, проведение реанимационных мероприятий не приносило положительного эффекта. Из донорского центра поступило предложение об изъятии неповрежденных органов для трансплантации, однако реаниматологи продолжали реанимационные мероприятия.

Какими морально-этическими взглядами руководствовались врачи реаниматологи?

Ответ: Изъятие органов возможно лишь при констатации смерти мозга, реаниматологи руководствовались принципами деонтологии и законом РФ.

8. В поликлинику поступил вызов на дом к мужчине 47 лет, страдающему артериальной гипертонией. Был осмотрен участковым терапевтом, выставлен диагноз «Гипертонический криз». Назначена консультация невролога. При осмотре неврологом было заподозрено субарахноидальное кровоизлияние, но больной категорически отказывался от госпитализации, говоря, что это обычный криз и всё обойдется. Только благодаря настойчивости невролога и заведующего поликлиникой больного уговорили лечь в больницу, где диагноз субарахноидального кровоизлияния был подтверждён, назначено соответствующее лечение, и после курса терапии больной был выписан практически здоровым.

С какими моральными представлениями была связана настойчивость врачей?

Ответ: С деонтологическими представлениями.

9. В скоропомощной больнице отсутствует круглосуточная эндоскопическая служба, но больные с экстренной хирургической патологией, в том числе и с желудочно-кишечными кровотечениями, поступают круглосуточно. Наиболее эффективным и безопасным способом остановки кровотечения признан эндоскопический гемостаз. При отсутствии последнего больного пытаются лечить консервативно и при неэффективности выполняют хирургическое вмешательство, что для нег в условиях анемии, нарушения водно-электролитного баланса крайне неблагоприятно.

При поступлении пациента с желудочно-кишечным кровотечением ответственный хирург звонит эндоскописту, который в любое время суток приезжает в клинику и останавливает кровотечение. Следует отметить, что ночная работа эндоскописта не оплачивается.

Какие морально-этические представления определяют поведение эндоскописта?

Ответ: Врачи следуют принципам модели Гиппократа, Парацельса, деонтологии.

10. Старшая сестра отделения страдает демиелинизирующим заболеванием головного мозга. На фоне проводимой терапии удается добиться минимально прогрессирующих изменений, однако необратимые изменения уже есть, и они ограничивают трудовой режим. Она продолжает работать в отделении, однако не справляется со своими обязанностями. Часть коллектива жалеет ее, часть считает, что она должна перейти на должность ниже или уволиться. Каждый день возникают конфликты на фоне несогласованности в работе персонала отделения. Врачи, оценивая конфликтную ситуацию, посоветовали ей покинуть пост. В условиях нехватки и отсутствия кадров заведующая отделением оставила женщину исполнять обязанности старшей сестры.

Какие мотивы определили решение заведующей отделением?

Ответ: Решение продиктовано прагматическим подходом, производственной необходимостью.

ЦЕЛЬ: сформировать представление о предмете изучения и основных категориях педагогики, о значении педагогических знаний в профессиональной деятельности врача, о содержании педагогической функции медицинских работников.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1.Объект изучения и проблемы исследования, основные категории педагогики.

2. Педагогическая компетентность врача.

3. Педагогическая функция врача.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: педагогика, воспитательные отношения, развитие, психолого-педагогическая компетентность, педагогическая функция.

1. В условиях врачебной деятельности педагогические знания становятся неотъемлемой частью профессиональной компетентности врача. Педагогика лечебной деятельности отражает гуманитарный и клинический стили профессионального мышления врача. Она занимается исследованием формирования и развития человеческой личности и разрабатывает на этой основе теории и методики воспитания. Областью исследования педагогики являются следующие проблемы:

Изучение педагогических закономерностей развития и формирования личности;

Определение целей воспитания;

Разработка содержания воспитания;

Исследование и разработка методов воспитания.

Для создания педагогической теории используются знания других наук. Педагогика обнаруживает связи, прежде всего с психологией – наукой, изучающей закономерности развития и функционирования психики человека. Прослеживается связь педагогики с биологией - наукой, изучающей процессы, которые происходят в организме человека и оказывают влияние на степень восприимчивости к педагогическому воздействию. Знания физиологии и неврологии позволяют учитывать в педагогике особенности строения тела и закономерности развития нервной системы человека, а также обозначить их роль в обучении, воспитании и развитии людей. В свою очередь педагогические знания востребованы во многих областях знания и видах деятельности (например, в медицине).



Педагогика (В. С. Безрукова) определяется как наука о воспитательных отношениях, направленных на развитие человека и возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования, обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением. Объектом изучения педагогики является человек, развивающийся в процессе воспитательных отношений. В этой связи предметом изучения этой науки являются воспитательные отношения. Под воспитательными отношениями понимают разновидность отношений между людьми, направленные на развитие человека посредством воспитания, образования и обучения. Развитие есть объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Физическое развитие связано с изменением роста, веса, силы, пропорций тела человека. Физиологическим развитием является изменение функций организма в области сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной и репродуктивной систем. Под психическим развитием понимают усложнение у человека процессов отражения действительности (ощущения, восприятия, памяти, мышления и т. д.), а также таких психических образований как потребности, мотивы деятельности, интересы и ценности. Социальное развитие характеризуется постепенным вхождением человека в общество в его идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения. Человек, усвоив эти отношения и свои функции в них, становится членом общества. Венцом развития личности является духовное развитие , которое заключается в осмыслении человеком своего высокого предназначения в жизни, появлении чувства ответственности перед настоящим и будущим поколениями, понимании сложной природы мироздания и стремлении к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, психическое, социальное развитие, за свою жизнь и жизнь других людей. Духовное развитие признается ядром становления личности в человеке. Важнейшим свойством личности является способность к развитию, которая обнаруживается у человека в процессе обучения и воспитания. Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно происходит в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих обществу на данном этапе развития. Если говорить о духовном развитии, то его осуществление в большей степени зависит от наличия внутренней потребности человека духовно развиваться.

К категориям педагогики относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, пронизывая все научное знание и связывая его в целостную систему. Основными категориями педагогики являются обучение, преподавание, учение, образование и воспитание.

В педагогической литературе существует множество определений категории обучения , которое рассматривается с позиций и результата и процесса. Обучением называют процесс, направленный на формирование определенных знаний, умений, навыков, социального опыта и личностных качеств человека. Под обучением понимают взаимодействие между обучающими и обучаемыми, целью которого является непосредственный обмен опытом (ценностями, нормами, знаниями, умениями, навыками) поколений. Обучение определяется как способ организации образовательного процесса. Оно является самым целесообразным способом получения систематического образования, включающим преподавание и учение. Преподавание –деятельность преподавателя, направленная на передачу информации, организацию учебно-познавательной деятельности, оказание помощи при затруднении в процессе обучения, стимулирование интереса, самостоятельности и творчества обучающихся, а также оценку учебных достижений. Учением называется деятельность обучаемого, которая заключается в освоении, закреплении и применении знаний, умений и навыков; в поиске и решении учебных задач, самооценке учебных достижений; в осознании личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Следует отметить, что эффективность обучения определяется степенью взаимных усилий обучающего и обучаемого.

Цели и содержание обучения реализуются посредством педагогических технологий. Одним из определений понятия «педагогическая технология» является совокупность психолого-педагогических установок, предлагающих специальный набор форм, методов, приемов обучения и воспитательных средств, представленных в определенной последовательности. Медицинская технология, как и педагогическая, включают систему способов воздействия, соответствующих ее цели и назначению. В здравоохранении используют следующие медицинские технологии:

- профилактика предназначена для защиты от болезней путем предупреждения их возникновения, снижения риска заболевания и для борьбы с их распространением и последствиями;

- скрининг нацелен на выявление болезней, а также факторов риска при отсутствии признаков заболевания в состоянии предболезни;

- лечение направлено на улучшение или сохранение клинического состояния пациента, предупреждение прогрессирования заболевания или достижение временного облегчения;

- реабилитация предназначена для восстановления соматического, личностного и социального статуса пациента.

Образование – процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков и отношений данного общества.

Воспитание заключается в целенаправленном формировании личности человека, которая характеризуется определенным отношением к предметам, явлениям окружающего мира, мировоззрением и поведением как проявлением отношения и мировоззрения (воспитание, если это не насилие, невозможно без самовоспитания).

В понятиях «самообучение», «самообразование», «самовоспитание» в педагогике описывается внутренний мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Воспитание, образование и обучение являются внешними условиями и средствами пробуждения способности человека самостоятельно развиваться. В этой связи философы, психологи и педагоги утверждают, что движущие силы развития человека, мотивирующие самообучение, самообразование и самовоспитание, заложены в его внутреннем мире.

Самообучением называют процесс непосредственного получения человеком опыта с помощью собственных устремлений и самим выбранных средств. Под самообразованием понимают систему внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленную на собственное развитие человека. Самовоспитание определяется как процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих его развитие.

Врачу, в силу особенностей профессиональной деятельности, связанной с повышенной ответственностью не только за собственные действия, но и за жизнь и здоровье другого человека, необходимо заниматься самообразованием и самовоспитанием в течение всей жизни, чтобы совершенствовать специальные знания, умения и навыки, а также духовные аспекты личности.

2. В истории медицины существует две доктрины здоровья: западная и восточная. Западная (рационалистическая) опирается на сократовский тезис: человек познай самого себя. Восточная доктрина (эмпатичная, чувственная) основана на конфуцианском тезисе: человек, сотвори себя сам. Вероятно, врач должен согласиться с необходимостью объединить подходы этих доктрин к лечению. Современному врачу, сочетающему функции исцелителя и воспитателя необходимо осуществлять лечение человека с позиции познай и сотвори себя. Именно это «самосотворение себя» является главным в деятельности врача. Следовательно, ближайшая задача медицины заключается в использовании и стимулировании функциональных резервов человека традиционными и нетрадиционными методами, что позволит реализовать основополагающий принцип медицины - лечить не болезнь, а больного. В этой связи обнаруживается необходимость психолого-педагогической подготовки врача.

Педагогическая компетентность врача является одной из составляющих его профессиональной компетентности, что соответствует требованиям не только Государственного образовательного стандарта, но и реальной жизни. Она формируется в процессе педагогической подготовки врача. Педагогическая подготовка представляет собой непрерывный управляемый процесс формирования готовности к педагогической деятельности. Этот вид подготовки обладает интеграционным свойством, которое позволяет определять его как систему, объединяющую основные знания и умения врача в медицине с возможностями его специального и педагогического взаимодействия с пациентами, на основе использования опыта и традиций народов, проживающих в данной местности. Сформированность педагогической компетентности позволит врачу более эффективно решать проблему оздоровления населения и, таким образом, будет способствовать активизации внутренних сил, как самих пациентов, так и общественного потенциала страны.

Уровень сформированности педагогической компетентности врача определяется объемом педагогических знаний, умений и навыков. Педагогическая компетентность включает три структурных компонента:

1) профессионально определенная концепция Я-врач-педагог (в профессиональной деятельности, в общении, в системе собственной личности), которая обеспечивает позиционное самоопределение в трех составляющих: в системе профессиональной деятельности, в системе профессионального общения и в понимании своего внутреннего мира;

2) информационно-инструментальная готовность к деятельности (нормативная, эвристическая, творческая – как проектирование собственной деятельности);

3) профессионально-деятельностное сознание врача , ориентированное на ценности развития личности и понимание средств (норм) педагогической деятельности.

Педагогическая компетентность позволяет реализовать педагогическую функцию врача.

3. Педагогическая функция врача обусловлена особенностями профессии врача. Она заключается в необходимости воспитания, развития и обучения пациентов в процессе лечения, так как выздоровление зависит от усилий обеих сторон взаимодействия. Речь идет об обучении пациентов элементарным действиям, способствующим выздоровлению и воспитании у них стремления к здоровому образу жизни. Врачу необходимо доступно объяснить человеку особенности течения его заболевания, обучить пациента лечебным и профилактическим действиям, научить родственников пациента правильному уходу за больным человеком, уметь составлять и реализовать медико-профилактические и реабилитационные программы, обмениваться опытом с коллегами, обучать средний медицинский персонал, а также продолжать самообразование.

Педагогическая функция врача реализуется в профессиональном общении. Под профессиональным общением понимают общение врача с пациентами и их родственниками, с коллегами и населением. В процессе профессионального общения врач оказывает влияние на пациентов посредством не только клинических умений и навыков, но и с помощью психологических приемов: манерой держаться, мимикой, тембром голоса, темпом и динамикой речи, жестами и др. Прежде чем осуществлять педагогическое воздействие врачу необходимо:

Осознать и обозначить цель своего воздействия;

Учесть возрастные (по возможности индивидуальные) особенности тех, на кого будет направлено воздействие;

Выбрать средства воздействия исходя из цели и особенностей тех, на кого будет оказываться воздействие.

Средствами воздействия, доступными каждому врачу, являются:

Личность (личный пример) врача (выражает отношение к своей профессии, к выполнению должностных обязанностей);

Речь (слово) (выражает профессиональную компетентность медицинского работника);

Внешний вид (выражает отношение к себе и к окружающим людям).

На процесс реализации педагогической функции врача оказывает влияние его педагогическая культура. Педагогическая культура врача в индивидуально-личностном плане рассматривается как сущностная характеристика целостной личности, представляющая собой динамическую систему сформированных ценностей деятельности и профессионального поведения. Отличительными чертами педагогической культуры врача являются: активная личностная позиция, широкий профессиональный кругозор, современное медицинское мышление, высокий уровень компетентности в профессиональной и педагогической деятельности, истинный профессионализм в комплексном решении духовно-физиологических проблем, творческое отношение к делу, способность к нравственной саморегуляции и саморазвитию. В педагогической культуре в противовес авторитарно-бюрократическим отношениям с пациентами, проявляется интеллигентность врача, которая формирует восприятие страдающего человека как субъекта врачевания, а не объекта медикаментозного воздействия.

1. Медицина относится к одному из следующих типов знания :

1) естественно-научному

2) гуманитарному

3) междисциплинарному =

2. Философским основанием медицинской профессии является:

1) экономическое

2) познавательное (гносеологическое) =

3) моральное =

3. Главной целью профессиональной деятельности врача является:

1) спасение и сохранение жизни человека =

2) уважение своих коллег

3) материальная выгода

4. Отличительным признаком медицинской этики является :

1) осознанный выбор моральных принципов и правил поведения =

2) безусловное подчинение личных интересов корпоративным =

3) приоритет интересов медицины над интересами больного

5. Медицину и этику объединяет :

1) человек как предмет профессионального воздействия на него =

3) приемы преодоления конфликтов в человеческих отношениях

4) достижение финансового благополучия человека

6. Правильным определением этики как науки является:

1) этика - наука об отношении живых существ между собой

2) этика - наука о природе и смысле моральных взаимоотношений и нравственных принципов =

3) этика - наука об умении правильно себя вести в обществе

7. Соотношение этических учений и биоэтики имеет характер:

1) регулятивный =

2) определяющий

3) информативный

8. Нравственность – это понятие, определяющее :

1) совокупность индивидуальных форм поведения человека =

2) способность переносить все тяготы и лишения в повседневной жизни

3) стремление человека оказывать помощь другому человеку

9. Этикет - это форма поведения, означающая

1) опору на гуманные правила при общении с другими людьми =

2) народный обычай уважительного отношения ко всем людям =

3) воспитанную условную вежливость =

10. Мораль –это формы общественного сознания и поведения :

1) отклассифицированные культурой по критерию “добро-зло” =

2) особое философское учение

3) форма «коллективного бессознательного», которая указывает на должное в поведении 11. Мораль и право по Канту находятся в соотношении :

1) мораль подчиняется праву

2) мораль и право не противостоят друг другу, ибо это – родственные сферы духа

3) мораль противостоит праву =

12. Ценность жизни людей в биомедицинской этике определяется:

1) возрастом (количество прожитых лет)

2) психической и физической полноценностью

3) уникальностью и неповторимостью человеческой личности =

13. Долг - то, что предписывается личности для исполнения в силу:

1) профессиональных обязанностей

2) требования совести и следствия морального идеала =

3) идеологического понимания общественного прогресса

14. Нравственный идеал – это:

1) образ высшего личного совершенства и высшего блага людей =

2) образец профессионального мастерства

3) герой, пожертвовавший собой ради спасения другого человека

15. Благотворительность – это:

1) бескорыстная деятельность в целях удовлетворения интересов людей, нуждающихся в содействии =

2) проявление равенства в жизнедеятельности

3) языческая добродетель

16. Проявление милосердия заключается в следующем:

1) обладании чувством и способностью к состраданию =

2) готовности оказать помощь тому, кто в ней нуждается =

3) готовности выполнить любую просьбу человека =

17. В гиппократовской морали основным принципом является:

1) «не навреди» =

2) «не убий»

3) приоритет интересов врача перед пациентом

18. Для деонтологической морали основным принципом является:

1) исполнение своего профессионального долга =

2) сохранение врачебной тайны

3) принцип невмешательства

19. Вмешательство в организм человека осуществляется :

1) на основании информированного согласия пациента =

2) на основании медицинских показаний

3) на основании требования родственников

20. Моральной санкцией для искусственного прерывания беременности являются следующие факторы:

1) желание женщины =

2) личные этические убеждения врача =

3) медицинские показания =

21. Этическая неприемлемость применения «аномальной техники деторождения» связана :

1) с нарушением права ребенка быть рожденным в традиционном браке естественным путем =

2) с уничтожением “лишних” человеческих эмбрионов =

3) с обесцениванием ценности и значения материнства и материнской любви в случаях легализации “суррогатного материнства” =

22. Медицинская неприемлемость идеи эвтаназии определяется:

1) шансом на выздоровление и возможностью изменения решения пациента =

2) нарушением предназначения врача спасать и сохранять человеческую жизнь =

3) нарушением моральной заповеди “не убий” =

23. Активная эвтаназия отличается от пассивной:

1) отсутствием согласия пациента о лишении его жизни =

2) приоритетностью решения врача перед решением пациента о прекращении жизни пациента =

3) активным, деятельным вмешательством врача в процесс прекращения жизни по просьбе пациента =

24. Решение о допущении пассивной эвтаназии зависит от :

1) определения мотивов деятельности и поступка врача

2) объективной картины заболевания

3) универсального права человека распоряжаться своей жизнью =

25. Этичность изъятия органов от мертвого донора предполагает:

1) отсутствие моральных и законодательных ограничений =

2) условие высказанного при жизни и юридически оформленного согласия донора =

3) отсутствия высказанных донором при жизни возражений против забора органов у его трупа =

26. Формирование современных медицинских критериев смерти человека обусловлено:

1) морально-мировоззренческим пониманием сущности человека =

2) развитием медицинской техники =

3) уважением чести и достоинства человека =

27. При выявлении наследственного заболевания у развивающегося плода судьбу этого плода (продолжение беременности или аборт) вправе решать:

1) только врачи-профессионалы =

2) только родители

3) только мать

28. Генная терапия должна осуществляться:

1) только в лечебных целях =

2) для построения здорового общества здоровых граждан

3) в целях изменения генома наследников пациента

29. Право врача на лжесвидетельство безнадежному больному не может быть универсальным по причине существования:

1) юридического положения об информированном согласии =

2) моральной заповеди “не лжесвидетельствуй” =

3) разнообразия психо-эмоциональных характеристик личности =

30. Максима “решение пациента - закон для врача” нравственно оправданна только в том случае, если это решение:

1) не приводит к ухудшению состояния пациента (предоставление медицинских средств, противопоказанных пациенту) =

2) мотивировано “информированным согласием” и не угрожает другим человеческим жизням (аборт, принудительная эвтаназия по желанию родственников пациента) =

3) вписывается в нормы поведения, провозглашаемые средствами массовой информации =

31. Оказание медицинской помощи является формой проявления:

1) привилегии для определенных слоев общества

2) милосердия и социальной справедливости =

3) экономической заинтересованности профессионалов

32. Идея справедливости в медицине реализуется в форме:

1) милосердия врачей =

2) безвозмездной помощи больному человеку =

3) одинаково высокого уровня медицинской помощи всем людям =

33. К проявлению справедливости как идее равенства и милосердия относятся две формы организации здравоохранения:

1) добровольное (частное, коммерческое) медицинское страхование

2) формы государственного страхования

3) национально-государственная система здравоохранения и обязательное (всеобщее) медицинское страхование =

34. В чем заключается особенность оказания психиатрической помощи:

1) некомпетентность многих пациентов =

2) не адекватное поведение некоторых пациентов =

3) возможность недобровольного обследования и лечения =