Учебная практика — это больше, чем просто дополнительные знания. Можно ли выбирать место прохождения практики и должны ли платить? Формальная сторона практики

Молодые люди часто попадают в так называемый замкнутый круг. У них есть образование, которое можно предложить потенциальным работодателям, но нет опыта, из-за чего им трудно доказать свой профессионализм. Поэтому практика во время учебы - прекрасная возможность получить опыт и выбраться из этого круга.

Практика однозначно является прекрасным способом показать себя и начать подъем по карьерной лестнице еще во время учебы или сразу же после окончания вуза.

Несмотря на то, что это не обязательно, есть предприятия, которые получают вознаграждение за практику - такое желание иногда может высказать руководство предприятия.

Возможность познакомиться с профессией

Кажется, наибольшая польза от практики заключается в возможности узнать осваиваемую профессию. Зачастую молодежь не имеет полного представления о том, что на самом деле значит работа по выбранной специальности. Лучше всего это можно понять, находясь в реальной рабочей среде и в тесном повседневном контакте со специалистами в избранной профессии. Так лучше всего можно оценить, действительно ли эта профессия нравится и интересует, или нужно сменить направление учебы.

Опыт работы

Важным приобретением во время практики является возможность приобрести реальный практический опыт. Пункт о том, что была пройдена практика, обязательно нужно включить и в свое CV, ведь сразу по окончании учебы раздел «Опыт работы» объективно не будет таким уж обширным. После окончания вуза, когда нужно будет искать работу, CV с указанием времени практики, пройденной на конкретных предприятиях, а также с описанием выполняемых обязанностей совершенно определенно будет более интересно потенциальному работодателю. Не забудьте попросить отзывы у руководителей практики!

Практические знания

Бесценное приобретение, которое также дает практика - это знания и советы от действующих специалистов в конкретной области. Есть вещи, которые трудно изучить, сидя на университетской скамье. Их можно освоить только на деле, поэтому во время практики важно не стесняться спрашивать, стремиться больше узнать, а также проявлять инициативу и желание сделать больше, чем требуется в вузовском положении о практике.

Учитывая, что целью практики является расширение круга знаний студента, работа на предприятии не оплачивается. Исключением могут стать отдельные случаи, если студент как-то особо себя проявил, но это зависит от самого руководителя практики. Практика однозначно является прекрасным способом показать себя и начать подъем по карьерной лестнице еще во время учебы или сразу же после окончания вуза.

Польза для предприятия

Разумеется, в выигрыше оказываются не только сами студенты, но и предприятие, которое предлагает возможности практики. Главным образом, предприятие может оценить уровень подготовки будущих специалистов отрасли и то, насколько он соответствует потребностям рынка. Предприятия могут высказать свои предложения вузам, которые, основываясь на наблюдениях, могут внести изменения в программу курса обучения, чтобы усовершенствовать подготовку будущих специалистов. Также польза, которую может принести студент конкретному предприятию, заключается в уменьшении объема работы или в лишних рабочих руках во время отпуска коллег.

Как найти друг друга?

Обычно студентов призывают самостоятельно искать и выбирать интересующие их предприятия в соответствующей программе обучения отрасли. Вузы могут предложить возможные места практики на предприятиях, с которыми уже сложилось тесное сотрудничество. Например, Рижский технический университет сотрудничает с предприятием Lattelecom, Стокгольмская школа экономики - с банком SEB, а факультет международного туризма Высшей школы бизнеса Turība - с гостиницами в Латвии и за рубежом.

Однако в том случае, когда вуз не предлагает место практики, студент должен сам отправиться на его поиски. Разыскивая место практики, имеет смысл просмотреть объявления о работе и порталы, посвященные студентам, потому что там иногда тоже размещают объявления о практике. Если не удалось ничего найти, рекомендуется начать изучение предприятий и специалистов в выбранной профессиональной сфере. Смело отправляй им свое CV с заявкой на практику. Возможно, кто-то из них окажется твоим будущим руководителем практики или работодателем.

В поисках места практики связывайся со многими предприятиями; если практику предлагают в нескольких местах, выбери то, которое нравится больше всего, однако не спеши отказывать остальным. Договорись о том, что пройдешь у них практику позже, и иди на это предприятие в качестве необязательной практики, которую не требует твой вуз. Таким образом, ты не будешь связан с выполнением конкретного практического задания, как того часто требуют вузы, а сможешь посвятить время тем заданиям и работе, которые тебя больше всего интересуют.

Формальная сторона практики

Необходимые для практики документы и другие требования у разных вузов могут отличаться. В некоторых обязательные во время практики работы строго определены в положении о практике, в других предприятиям предоставляется возможность свободного выбора заданий, которые студент должен выполнить. Чаще всего студент заключает договор с предприятием, согласуя условия практики, задания, а также продолжительность практики. Время, которое нужно провести на практике, может отличаться в зависимости от года обучения, а также от отдельных требований вузов. Практика может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев. Несмотря на то, что это не обязательно, есть предприятия, которые получают вознаграждение за практику - такое желание иногда может высказать руководство предприятия.

Лиене Цирцене,
студентка

Банк SEB – один из лучших работодателей

Клиент на первом месте, ответственность, сотрудничество и простота – это ценности важны как нашим клиентам, так и коллегам. Если они совпадают и с Твоими ценностями, стань частью нашей команды!

This is the announcement for the government internship competition in the Ministry of Economics, Finance, Justice and Foreign Affairs in Astana in May – June 2017.

The competition is open to all students of KIMEP university received 80 credits and GPA not less than 3.0.

To participate in the competition you must submit the following documents:

– A completed application form, which can be downloaded
– 1 letter of recommendation (from professors or internship supervisors from a place of internship (if any), or current/previous workplace).
– 1 motivation letter.
– Unofficial transcript.
– Copy of national identity card.

The application deadline is Friday, December 9 (inclusively), 2016 till 17.00. All files should be submitted in one single email with the subject of the e-mail: Government Internship _Last Name _Application and all the attachments titled as: Government Internship _ Last Name _Application, Government Internship _ Last Name_ Reference 1, Government Internship _ Last Name _Reference 2, Government Internship _ Last Name _transcript, Government Internship _ Last Name _ID.

The selection process is organized and conducted by the independent selection committee. The selection committee includes representatives from each department of CSS: public administration, journalism, economics and international relations, as well as a member from students association of KIMEP. The selection committee will conduct individual interviews with the admitted to the competition candidates starting December 2 to December 14, 2016. The results will be announced on December 18, 2016

Students, who will successfully pass the competition, need to register for a preparatory course «CSS 3001.1 Introductory Internship» in the spring semester of 2017 academic year which is estimated as 3 credits. Besides, the government practice is evaluated separately by three credits. As a result, over the course of government internship students will receive 6 credits and two grades.

For more information and questions please contact: Professor of the Government Internship Didar Kassymova – office 133v.b., or CSS Internship Coordinator Yelena Petrukhina – office 509 v.b.,

Сколько часов в день должен работать вожатый в отряде? И если в реальности он работает больше, то как оплачивается это фактически отработанное время?
Согласно Трудовому кодексу рабочее время педагогических работников образования установлено в сокращенном размере и составляет 36 часов в неделю. Хочу обратить внимание читателей, что независимо от уровня образования вожатый в детском оздоровительном, спортивном и т.п. лагере – должность педагогическая, все требования к нему предъявляются как к педагогическому работнику; все льготы соответствуют льготам педагогов. На должность вожатого под свою ответственность администрация лагеря может принять любого достойного работника; в данном случае это студенты, имеющие начальную педагогическую подготовку. Таким образом, при пятидневной рабочей неделе рабочий день составит семь с небольшим рабочих часов, а при шестидневной – соответственно шесть часов. Расписание работы вожатого должно составляться администрацией так, чтобы по завершении недели он мог воспользоваться двумя выходными днями. Однако по условиям работы целесообразно распределять рабочее время на всю смену, суммированно учитывать его и предоставлять выходные вожатому по завершении смены, если не возникает острой необходимости воспользоваться выходным в течение смены. При этом суммированном учете можно определить, какой норматив вожатые должны были отработать, и скорее всего переработок возникать не должно. Все эти вопросы о нормативном времени работы, рабочем графике и порядке учета должны решаться при приеме на работу с участием администрации, работников и профсоюза. Если образовалось какое-то время переработки (т.е. фактическая работа сверх графика), то оно должно оплачиваться в полуторном размере по дневной или часовой ставке. Опять же этот вопрос следует оговаривать до начала работы.

Сколько воспитанников должно быть в отряде максимально, если в отряде работают вожатый и воспитатель? И сколько детей, если только один вожатый? И если детей все-таки больше нормы, то оплачивается ли это время полностью?
Количество воспитанников определяется положением об образовательном учреждении. Как правило, если лагерь для обычных детей, число воспитанников в группе не превышает 25 человек. Если работу ведет только один вожатый, то его нагрузка увеличивается вдвое и должна соответственно оплачиваться. Следует отметить, что поручать выполнять увеличенный объем работы в течение определенного срока можно только с согласия работника. Точно такая же ситуация возникает при возросшем количестве воспитанников в группе: оплата производится в увеличенном размере пропорционально увеличению числа воспитанников и отработанному времени.

Если вожатый заболел, имеет ли он право взять больничный лист и оплачивается ли он на общих основаниях или как-то иначе?
Речь идет о том, что любой работник в случае болезни по справке врача, имеющего право выдавать документы о временном освобождении от работы по состоянию здоровья, может взять в лечебном учреждении больничный лист. Компенсация по больничному листу вожатому оплачивается полностью в соответствии с правилами, утвержденными фондом социального страхования. При этом надо учесть, что при приеме на работу практикантов следует включить в список застрахованных работников. Аналогично на них должна быть оформлена страховка по обязательному медицинскому страхованию и пенсионному страхованию: администрация лагеря должна выплачивать требующиеся взносы. Если документы по страхованию не оформлены и взносы не уплачиваются, оплата больничного листа может оказаться незаконной.

Сколько выходных дней вожатый имеет право взять за смену? Хотя смены во всех лагерях различны по длительности, но ведь должны же быть какие-то нормы?
Как уже сказано, количество выходных дней, которые полагаются работнику при суммированном учете использованного рабочего времени, определяется продолжительностью отработанной смены. Эти дни предоставляются после завершения смены. Такие ограничения необходимы для того, чтобы администрация имела возможность обеспечить плановую занятость работников и ритмичный график.

Отличается ли заработная плата людей, работающих в городе и работающих за его пределами?
Заработная плата работников образования устанавливается соответственно занимаемой должности, квалификации и трудовому стажу. В случае если работа производится вне места постоянного расположения предприятия, т.е. в командировке, то работнику выплачиваются предусмотренные законом компенсации. Различия в зарплате, в ставках оплаты или трудовых нормативах для городских или сельских жителей законом не предусматриваются.

Имеет ли право студент поменять место прохождения практики (т.е. работать в другом лагере, а не в предложенном)?
Все, что необходимо, должно быть оформлено до начала практики. При этом не следует опираться на такие аргументы, как «в лагере Б больше платят, чем в лагере А». Где проходить практику, определяет учебное заведение, практика – часть учебного плана. Сроки практики, объемы выполняемых работ, порядок отчетности – все это должно быть выполнено студентом в соответствии с требованиями учебного заведения. Изменение места практики всегда потребует соответствующей методической поддержки, поэтому никакого изменения места практики, когда практика уже началась, быть не может, но до ее начала с разрешения учебного заведения и при согласии организации, где практика будет проводиться, студент может изменить место прохождения практики.

Всегда ли вожатые должны нести полную материальную ответственность за вещи, потерянные детьми: за постельное белье и различный реквизит (спортивный, игровой)? Ведь в школах за потерянные и испорченные вещи платят родители.
В этом случае надо разбираться конкретно. Ответственность любой работник по Трудовому кодексу, любой гражданин по Гражданскому или Уголовному кодексу может нести только в случае вины или иного противоправного действия. Можно возложить ответственность на вожатого, если он не создал условий обеспечения сохранности имущества. Однако будет ли это полная ответственность – сомнительно. Очевидно, здесь речь идет о неполном выполнении трудовых обязанностей.
В заключение, отвечая на поставленные вопросы, я хотел бы напомнить, что студенты должны изучать и знать трудовое право. Поэтому хотелось бы, чтобы, готовясь к практике, они освежили в памяти и Трудовой кодекс, и Закон «Об образовании», и приказы Министерства образования.

Наша читательница из Бурятии обращается к редактору приложения «Документы» с вопросом о правильном порядке составления расписания экзаменов итоговой аттестации. Она считает, что перерыв между экзаменами в один день – это нарушение положения или требований к составлению расписаний экзаменов и нарушение прав детей, если учитывать объем курса, вынесенного на экзамен. Наша читательница – классный руководитель, и в связи с этим у нее «возник вопрос с завучем».
На деле, я полагаю, никакого вопроса нет. Ежегодно Министерство образования своим письмом издает рекомендации о порядке составления расписаний экзаменов. Такие рекомендации тем более важны, что в них учитывается и порядок сдачи ЕГЭ. Были соответствующие рекомендации и в текущем году. Ими и надо руководствоваться.

Ряд вопросов задают наши читатели о периодах, включаемых в стаж, дающий право на досрочный выход на трудовую пенсию. При этом читатели каждый раз удивляются: пенсионные органы не учитывают время учебы в высшем учебном заведении, период декретного отпуска и тому подобное; недостает два-три года – как быть?
А поступать надо так. Уточнить в местном органе пенсионного фонда, каким нормативным документом пользуются его сотрудники, действует ли этот документ в момент оформления пенсионных документов и действовал ли в период, работа за который учитывается. Сложность в том, что в законодательных документах есть неопределенности, да и пенсионные органы добавляют часто самоуправства, а потом ждут, поправят их или нет. Так, например, решением законодателя был изменен федеральный закон, и период учебы включается в трудовой стаж, что и так всем (кроме Пенсионного фонда) было очевидно, но требовалось специальное указание от органа, который имеет полномочия трактовать и разъяснять законы. Дальнейшие разъяснения гражданин может получить в вышестоящей инстанции либо предъявить иск и защитить свое право в суде. Поэтому нет смысла направлять свои документы в Москву, а тем более в газету (в нашу или какую-либо другую). Как мы неоднократно писали, таким способом решение вопросов не ускоряется.

Являюсь пенсионером 3-й группы и работаю преподавателем в среднем специальном учебном заведении на полную ставку. Знаю, что с 2002 года согласно статье 115 дополнительно оплачиваются три дня к ежегодному отпуску лицам, имеющим инвалидность 3-й группы. Имею ли я данную льготу согласно трудовому законодательству?
Вы не указали в своем письме, на какой законодательный акт вы ссылаетесь. Скорее всего речь идет о Трудовом кодексе РФ, введенном в действие с 1 февраля 2002 г. Статья 115 этого кодекса «Продолжительность очередного основного оплачиваемого отпуска» устанавливает, что ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Отпуска более 28 календарных дней (удлиненные) предоставляются работникам в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами. В частности, ежегодные основные удлиненные отпуска продолжительностью от 42 до 56 календарных дней установлены работникам образования в соответствии со статьей 35 Закона «Об образовании» и постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 года № 724. С наличием инвалидности и ее группой упомянутая вами статья Трудового кодекса не связывает продолжительность основного или дополнительного отпуска.

На вопросы отвечал экономист
Владимир МАЛЮТИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"

Производственную, учебную и преддипломную практику должен пройти каждый студент. Это составная составляющая учебного процесса, можно сказать, проверочный этап применения на практике полученных знаний в учебном заведении. После первого прохождения практики студенты глубже понимают тонкости выбранной профессии, вникая в детали самого производственного процесса.

Базами для стажировки студентов могут служить разные организации, которые связаны каким-либо образом с их будущей профессиональной деятельностью. Если студент работает и учится без отрыва от производства, то он может пройти практику и по месту работы, но только в том случае, если в организации есть отдел, соответствующий той специальности, по которой студент обучается.

Как происходит организация студенческой практики?

Из преподавательского состава учебного заведения назначаются руководители то кафедр, которые согласованно с предприятием разрабатывают план прохождения практики студентами. Рассчитывается время прохождения, количество часов, а также учитываются все особенности работы предприятия.

Характер работы, к которой будет привлечен практикант, должен соответствовать выбранной специальности, а также его научной работе. Студент может подать на кафедру персональную заявку от организации, которая готова взять его на практику, такая заявка рассматривается кафедрой и одобряется, если на заседании будет принято соответствующее решение.

Если студент будет проходить практику по месту работы, то он должен вместе с заявлением подать на кафедру справку с места работы.

После составления списков студентов с указанием рекомендаций о месте прохождения практики, этот документ утверждается заседанием кафедры и передается в деканат. Согласно данным в деканате студентам выдаются направления на прохождение практики. Учреждение или организация, выступающая в качестве базы практики, утверждается приказом по факультету для каждого студента.

Документы для прохождения практики

Перед началом практики нужно знать какие документы нужны для практики студенту. Вам следует подготовить:

  1. программу практики
  2. направление из деканата
  3. график прохождения практики.

Отчетность по практике

По окончанию стажировки необходимо предоставить отчетность по практике в учебное заведение. Студент должен принести такие документы о прохождении практики:

  1. отчет о выполнении программы
  2. дневник практики
  3. характеристику с отзывом на отчет по практике, которая составляется руководителем организации или предприятия.

Отчет строится в соответствии с индивидуальным планом студента по практике и должен составляться по ходу прохождения практики. В нем проводится анализ и обобщение результатов работы, в которых студент должен продемонстрировать свои знания и умения вести исследовательскую работу.

В отчете должны быть полные ответы на вопросы, которые предусмотрены программой практики. К нему могут прилагаться копии документов, отчетной и учетной документации, таблицы, иллюстрации, схемы, фотографии.

В отчете студент должен описать, как он изучал поставленную перед ним задачу, какими дополнительными источниками информации пользовался.

Дневник по практике может предоставляется студенту учебным заведением в виде готового бланка, который нужно заполнять в ходе практики, но очень часто студенту приходится составлять его самостоятельно.

Дневник по практике заполняется каждый день, он включает в себя перечисление работ, выполняемых студентом, которые вписываются по мере их выполнения. Должен стоять номер работы, дата, ее название, краткое содержание, место для замечаний руководителя по практике от предприятия, его подпись. Дневник заверяется печатью организации или предприятия, а в конце дневника руководитель практиканта от учебного заведения ставит свою подпись.

Титульный лист дневника должен содержать следующую информацию: название учебного заведения, название факультета, курс, специальность, ФИО студента, вид практики и сроки ее прохождения.

Характеристика о практиканте пишется руководителем учреждения на отдельном листе и, заверяется его подписью и печатью. В ней должна быть обоснованная рекомендуемая оценка проделанной работы.

Задавайте вопросы в комментариях к статье и получите ответ специалиста