Россия успешно испытала гиперзвуковую боеголовку. Объект «4202»: к берегам Америки на гиперзвуке Секреты и результаты

Чтобы противостоять угрозе гиперзвуковых ракет России и Китая, США собираются усовершенствовать свой противоракетный комплекс подвижного наземного базирования THAAD. Об этом 5 мая сообщило американское издание Washington Free Beacon.

Отмечается, что на прошлой неделе Комитет по вооруженным силам Конгресса принял поправку к законопроекту об ассигнованиях на национальную оборону, согласно которой Агентству по противоракетной обороне США предстоит разработать программу борьбы с растущей угрозой со стороны высокоскоростных, маневрирующих ракет.

К такому шагу Конгресс подтолкнули испытания «революционных гиперзвуковых планирующих летательных аппаратов» Китаем и Россией. Как заметил активный сторонник поправки конгрессмен Трент Фрэнкс, такие разработки «меняют парадигму» современной войны.

Самый быстрый способ ответить на гиперзвуковой вызов Москвы и Пекина - усовершенствовать американский противоракетный комплекс подвижного наземного базирования для высотного заатмосферного перехвата ракет средней дальности THAAD, считает Трент Фрэнкс. Затем уже можно заняться разработкой лазерного оружия, способного сбивать гиперзвуковые ракеты, скорость которых в девять раз превышает скорость звука.

Как пишет американская газета, 19 апреля текущего года Москва вновь провела испытание своего экспериментального глайдера Ю-71 на межконтинентальной баллистической ракете УР-100Н.

Заметим, что в открытой печати действительно есть данные о том, что 19 апреля с полигона Ясный был осуществлен запуск ракеты УР-100НУТТХ «Стилет» с управляемым гиперзвуковым боевым блоком. Он известен как ОКР «4202», объект «4202», изделие 15Ю71.

Это новое боевое оснащение испытывается на «Стилетах», однако в перспективе, как отмечают эксперты, им будут оснащены новые тяжелые МБР «Сармат». Несмотря на то, что даже отставные генералы РВСН предпочитают воздерживаться от комментариев по объекту «4202», ссылаясь на закрытость темы, есть предположения, что «Сармат» сможет нести не менее трех блоков. По данным западного военно-аналитического центра Jane’s Information Group, опубликованным летом 2015 года, 24 таких боевых блока могут быть развернуты в расположенном в Домбаровском полку РВСН (п. Ясный) в период с 2020 до 2025 годов.

Что касается российских крылатых ракет, то в феврале СМИ распространили сообщения о том, что к 2020 году тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» будет оснащен новейшими гиперзвуковыми крылатыми ракетами «Циркон».

Сможет ли американская противоракетная оборона, и THAAD в частности, справиться с гиперзвуковой угрозой, которая, по признанию самих американцев, исходит от российских перспективных гиперзвуковых крылатых ракет и боевых блоков межконтинентальных ракет?

Отметим, что система THAAD является ключевым элементом системы противоракетной обороны США и предназначена для защиты американских войск и сил союзников, а также важных объектов от баллистических ракет малой и средней дальности. По заявлениям разработчика - гиганта Lockheed Martin, ракеты-перехватчики системы оснащены кинетической боевой частью, обеспечивающей поражение цели методом прямого удара (hit-to-kill), и являются единственной системой вооружения, способной осуществлять перехват МБР, как в космическом пространстве, так и в атмосфере.

Для справки: Соединенные Штаты стараются обеспечить возможность перехвата МБР на всех участках полета, причем на каждом участке работают разные системы. На активном участке - пока работают двигатели ракеты, перехват обеспечивается кораблями, оснащенными БИУС Aegis с противоракетами SM-3, работающими на высоте до 250 километров. На пассивном - в космосе - уничтожение цели обеспечивается стратегическими противоракетами GBI шахтного базирования. При падении головных частей ракеты на нисходящей траектории работают два вида систем: территориальная защита обеспечивается системой THAAD, а объектовая - ЗРК Patriot PAC-3.

Заместитель директора Российского института стратегических исследований, руководитель Центра евроатлантических и оборонных исследований РИСИ Григорий Тищенко замечает, что в 2017 году США планируют иметь восемь батарей системы THAAD, причем к концу 2016 года на вооружении должно стоять 203 противоракеты.

При этом о модернизации системы до THAAD 2.0, которая будет иметь значительно более высокие характеристики, было известно и ранее. Она заключается, прежде всего, в совершенствовании программного обеспечения самого комплекса. В результате должна получиться система, которая будет эффективна по отношению и к крылатым ракетам. Вообще, проблема крылатых ракет - сейчас одна из основных в противоракетной обороне.

Пентагон подчеркивает, что возможности по прикрытию территории США от ракетных атак достаточно высоки. Однако по результатам испытаний к этому довольно критично относится как ведомство, которое непосредственно отвечает за эти испытания, так и Главное контрольно-финансовое управление США - GAO (в 2015 году оно обнародовало доклад, в котором говорилось, что американская система ПРО не способна противостоять ударам баллистических ракет Ирана или КНДР - «СП»).

Однако развитие инфраструктуры ПРО продолжается. Так, сейчас система ПРО территории США (Ground-based Midcourse Defense, GMD) включает 30 противоракет GBI (на Аляске и в Калифорнии), а к концу 2017 года должно быть завершено развертывание еще дополнительных 14 противоракет. Совершенствуется система боевого управления и связи.

В этом смысле с ограниченным количеством ракет с неманеврирующими головными частями, то есть с относительно простой угрозой, противоракетная оборона территории США, в общем-то, совладает. Но если говорить о более сложных угрозах - маневрирующих частях гиперзвуковых аппаратов, то с этим, бесспорно, ни противоракеты системы THAAD, ни наземные перехватчики GBI не смогут справиться.

Военный эксперт, подполковник запаса Владимир Евсеев полагает, что модернизация системы THAAD под задачи отражения гиперзвуковых и маневрирующих объектов потребует серьезной переработки всей конструкции комплекса.

Противоракеты THAAD имеют серьезные ограничения по отклонению от цели. Для того чтобы перехватывать объекты, меняющие траекторию, системе нужно иметь совершенно иные органы управления.

Но даже если это будет сделано, во-первых, не очень ясно, как будет обеспечено наведение противоракеты в точку перехвата. В настоящее время это осуществляется путем расчета баллистической траектории, после чего осуществляется захват цели, и ракета следует в точку перехвата (THAAD имеет высоту перехвата до 150 км). Ясно, что любое маневрирование атакующего объекта на высокой скорости сводит на нет все расчеты, поскольку нет уверенности, что рассчитанная точка перехвата совпадет с той точкой, где будет реально находиться объект. Стоящие на вооружении РВСН межконтинентальные баллистические ракеты и сейчас имеют блоки, которые разводятся со скоростью 5−7 километров в секунду, но совсем другое дело, когда осуществляется маневр, причем управляемый и на таких скоростях.

Во-вторых, насколько будут обеспечены условия по перегрузке, то есть сможет ли ракета вообще перехватить цель на тех углах, на которых она идет?

В-третьих, большой вопрос - как можно обеспечить в таких условиях кинетический перехват? Он, напомню, подразумевает столкновение с объектом, при этом отклонение не должно превышать метр (российские средства ПВО-ПРО осуществляют перехват с помощью подрыва боезаряда, когда формируется некое «облако» из поражающих элементов, которые даже при промахе до 15−20 метров обеспечивают поражение боеголовки).

Таким образом, наверное, работать в этом направлении можно, но перспективность такого рода разработок по борьбе с высокоскоростными и маневрирующими блоками МБР - весьма сомнительна.

Теперь что касается перехвата крылатых ракет. Честно говоря, я вообще не представляю, как система THAAD может по ним работать. Как я уже сказал, она предназначена для перехвата все-таки на довольно больших высотах - до 150 км. Но перехватывать планирующий крылатый блок МБР - это одно, и совсем другое - работа по крылатым ракетам - аэродинамическим целям, летящим на высоте ниже 50 м над поверхностью земли.

Если говорить о борьбе с крылатыми ракетами, то сейчас самые эффективные средства - авиационные носители, а также системы типа скорострельных пушек, то есть средства ПВО. Скорее, по ним могут работать американские модернизированные средства объектовой защиты ЗРК Patriot с только поступающим вариантом ракеты PAC-3 MSE и улучшенными РЛС.

Стоит сказать, что в США достаточно много гиперзвуковых проектов в рамках реализации концепции «Быстрого глобального удара», которые разрабатываются различными ведомствами: самолет X-43A - NASA, ракета X-51A - ВВС, аппарат AHW - Сухопутными войсками, ракета ArcLight - DARPA и ВМС, планер Falcon HTV-2 - DARPA и ВВС. Но судя по всему, есть множество препятствий, чтобы считать хотя бы один указанный проект успешным. Что касается оснащения своих стратегических ракет - МБР и БРПЛ - комплексами преодоления ПРО, то США в этом плане от нас намного отстали. Их баллистические ракеты вообще не знают, что такое «облако» ложных целей вокруг реальной боевой части.

«Объект 4202» - это условное обозначение новейшего российского проекта в области современных военных гиперзвуковых (ЛА). По мнению авторитетных зарубежных аналитических центров, его успешная реализация может нивелировать те преимущества в области стратегических вооружений, которые США намереваются получить над Россией вследствие развертывания глобальной системы ПРО.

Как классифицируются ЛА по скорости полета

ЛА по своим скоростным характеристикам делятся на дозвуковые, сверхзвуковые и гиперзвуковые. При этом скорости их полета принято выражать в виде безразмерных величин, кратным т. наз. числу Маха, названному в честь австрийского физика Эрнста Маха, и обозначаемому латинской литерой M. является безразмерной величиной и упрощенно может быть определено как отношение скорости ЛА к при данной высоте. Поэтому скорость ЛА в 1 M (или M = 1) означает, что он летит со скоростью звука. При этом следует помнить, что с высотой скорость звука падает, поэтому величине 1 M на разных высотах будут соответствовать разные величины, выраженные в км/ч. Так, у земли скорости 1 M соответствует величина 1224 км/ч, а на высоте 11 км - 1062 км/ч.

Скорости сверхзвуковых ЛА не могут превышать величины 5 М (или M = 5), а гиперзвуковые летают как раз со скоростями выше 5 М. При этом они могут еще и маневрировать, используя возникающие при полете в воздухе аэродинамические усилия, а также планировать на расстояния, гораздо большие, чем на догиперзвуковых скоростях.

Физические основания выделения гиперзвуковых ЛА

Граница 5 M между сверхзвуковыми и гиперзвуковыми ЛА выбрана не случайно. Дело в том, что при достижении этой скорости существенно изменяется характер протекания аэродинамических и газодинамических процессов соответственно вблизи корпуса ЛА и внутри его реактивного двигателя. Во-первых, пограничный слой воздуха, обтекающего ЛА, при скорости 5 M разогревается до температуры в несколько тысяч градусов (особенно перед лобовой частью ЛА), и начинают распадаться на ионы (диссоциировать) молекулы газов, входящих в состав воздуха. Физико-химические свойства такого ионизированного газа существенно отличаются от свойств обычного воздуха, он стремится вступить в химические реакции с поверхностью ЛА, между нею и обтекающим потоком возникает интенсивный конвекционный и радиационный теплообмен. Поэтому теплозащита ЛА должна быть не хуже, чем у американских «космических челноков» или советского «Бурана».

Кроме того, гиперзвуковые ЛА нуждаются в совершенно особой конструкции реактивного двигателя, которая не похожа ни на один из известных типов. Дело в том, что в известных авиадвигателях скорость течения забираемого из атмосферы воздуха при образовании топливо-воздушной смеси неизбежно снижается до дозвуковой (иначе в воздух невозможно успеть ввести нужное количество топлива). В гиперзвуковом ЛА такое снижение скорости тока воздуха недопустимо - вследствие закона превращения энергии это вызовет такой перегрев элементов конструкции двигателя, с которым не справится никакой известный материал.

Особенности конструкции

Двигатель гиперзвукового ЛА (в простейшем варианте) похож на две сочлененные воронки, одна из которых служит воздухозаборником (узкая часть является своеобразным компрессором, совмещенным с инжектором топлива, а также выполняет роль камеры сгорания), а вторая воронка - соплом для выхода сгоревших газов, создающих тягу. Такой двигатель можно разместить только под фюзеляжем ЛА, что создает определенный облик гиперзвуковых аппаратов.

Однако подобный двигатель не может работать на скоростях, меньших 5-6 M, так как сжатый поток просто не прогревается до температур, необходимых для полного сгорания топлива. Поэтому наиболее реальным способом разгона гиперзвукового ЛА до требуемой скорости запуска двигателя (по крайней мере, на современном этапе) является использование отделяющейся ракеты-ускорителя в качестве первой ступени, иногда в комбинации с самолетом-ускорителем. На фото ниже показан американский гиперзвуковой ЛА X-52, закрепленный под крылом стратегического бомбардировщика B-52.

Состояние работ по гиперзвуковым ЛА в США

США уже давно начали разработку новых видов наступательных вооружений. В первую очередь, это гиперзвуковые ЛА. Так, в рамках проекта DARPA Falcon Project разрабатывается ракетный глайдер, обозначаемый HTV-2, а также проекты гиперзвуковых аппаратов корпорации Boeing (X-43, X-51) оснащаются прямоточными воздушно-реактивными двигателями наподобие показанного на фото выше. Они способны нести боевые части массой до 450 кг, которые могут быть как ядерными боеприпасами, так и бомбами объемного взрыва, примыкающими к ним по мощности, способными уничтожать защищенные КП противника.

Проект Boeing X-51 будет способен развивать скорость до 6400 км/ч. Впервые этот аппарат подняли в воздух в мае 2010 года. Всего было два неудачных старта, закончившихся разрушением глайдера. После отделения от самолета-носителя устройство разгоняется дополнительным бустером, выполненным на базе военно-тактической ракеты. Только по достижении скорости 5400 км/ч включается реактивный двигатель самого ЛА, который и разгоняет его до маршевой скорости.

Конечно, Россия должна была парировать такую угрозу. Сегодня соответствующие советские разработки доводятся до ума. В 80-х годах прошлого века у нас были передовые разработки в этой области и даже готовое изделие - ракетоплан Х-90 проекта «Гала». Как утверждают эксперты, Х-90 был успешно пущен с самолета, специально приспособленного для этой цели, и разогнался до 5400 км/ч, что и является границей гиперзвука. Но потом настали «благословенные либералами 90-е», и проект был закрыт.

Российский ответ «Вашингтону»

Недавно известный британский военно-исследовательский центр Janes Information Group опубликовал информацию о том, что в феврале прошлого года в России на полигоне «Домбаровский» (Оренбургская обл.) проведены летные испытания гиперзвукового ЛА под условным обозначением Ю-71 (Yu-71). Объект 4202, который, по сообщению того же центра, является обобщенным условным обозначением всех российских гиперзвуковых разработок, является частью нашей ракетной программы.

Но формально заказывает его у промышленности не военное ведомство, а Федеральное космическое агентство РФ, что в современных условиях является не лишним «прикрытием» данной работы. Головным же исполнителем ОКР по теме «Объект 4202» является «НПО машиностроение» из подмосковного Реутова (бывшее ракетное КБ генконструктора Владимира Челомея, которое было основным разработчиком крылатых ракет и баллистических ракет средней дальности в СССР).

Кстати, на сайте этого предприятия размещена информация, что еще в конце 50-х годов прошлого века в КБ был создан ЛА МП-1, способный маневрировать в атмосфере при помощи аэродинамических рулей с гиперзвуковыми скоростями. Успешный пуск его был осуществлен еще в 1961 году! Так что тема «Объект 4202» имеет долгую предысторию.

Перспективы российского «гиперзвука»

Из ряда источников известно, что еще с начала 2000-х годов Россия начала работу над «военным гиперзвуком» и собирается установить изделие Ю-71 на перспективную баллистическую ракету «Сармат». Новый российский гиперзвуковой объект 4202 способен разгоняться до скорости 11 000 км/ч и может нести обычную или ядерную боеголовку. При таких гигантских скоростях аппарат может маневрировать, находясь в атмосфере на высотах от 40 до 50 км. Поэтому его невозможно перехватить никакими самыми новейшими системами ПРО.

И хотя боевые блоки современных межконтинентальных также достигают в полете гиперзвуковых скоростей, но траектории их поддаются расчету, а значит, и возможному перехвату средствами ПРО. Изделие же Ю-71 (объект 4202) способно, в отличие от них, маневрировать по сложной непредсказуемой траектории, изменяя курс и высоту, так что перехватить его практически невозможно.

При этом есть основания предполагать, что первые испытания объекта 4202 прошли еще в 2004 году. Именно тогда замначальника генштаба ВС РФ Балуевский сообщал на пресс-конференции об испытаниях гиперзвукового ЛА, маневрирующего по курсу и высоте.

«Объект 4202»: к берегам Америки на гиперзвуке

Американская пресса отреагировала на испытания российского гиперзвукового глайдера. Многие газеты открыто заговорили о том, что у американской стратегии молниеносного глобального удара появился серьезный конкурент. Если работы по проекту «Объект 4202» будут успешно завершены, то через 10 лет Россия получит серьезный «козырь» в переговорах с США. Дело в том, что при наличии гиперзвуковых ЛА можно будет гарантированно поражать любую цель на территории США всего одной ракетой. Например, тем же «Сарматом», на котором будет установлен ЛА, созданный по проекту «Объект 4202». Гиперзвук в скорости полета плюс маневренные возможности нового типа ЛА - вот те новые качества этого оружия, которые, возможно, сделают бессмысленными колоссальные затраты ресурсов на создание американских систем ПРО.

Россия проводит испытания нового гиперзвукового планирующего летательного аппарата Ю-71 (Yu-71), который способен нести ядерные боезаряды . Об этом 28 июня сообщило издание Washington Free Beacon со ссылкой на публикацию известного британского военно-аналитического центра Janes Information Group.

По данным WFB, Россия разрабатывала аппарат несколько лет, но первые его испытания были проведены в феврале этого года. Аппарат якобы является частью российского секретного проекта «4202», связанного с ракетной программой. По мнению авторов публикации, это даст России возможность гарантированно поражать цель только одной ракетой. По мнению Washington Times, Россия намерена использовать гиперзвуковой военный проект как инструмент давления во время переговоров с США по контролю вооружений.

Гиперзвуковые аппараты, подобные созданному Россией, крайне сложно выследить и сбить, поскольку они движутся по не рассчитываемой траектории, а скорость их перемещения достигает 11200 км/ч, отмечают эксперты британского центра. По их данным, до 24 указанных гиперзвуковых летательных аппаратов (боевых блоков) могут быть развернуты в Домбаровском полку РВСН в период с 2020 до 2025 года. Ранее в открытых источниках данное обозначение - Ю-71 - не фигурировало.

Стоит отметить, что даже отставные генералы РВСН предпочитают воздерживаться от комментариев по объекту «4202», ссылаясь на закрытость темы и возможные последствия обсуждения этой темы.

Планы принятия на вооружение объектов «4202», действительно не озвучивались. Но из известно, что разработка аппаратов ведется «НПО машиностроения» (Реутов), и начата она была до 2009 года. Формальным заказчиком ОКР «4202» выступает Федеральное космическое агентство России, что, по мнению некоторых экспертов, может служить неким «прикрытием». В новогоднем поздравлении «НПО машиностроения» от 2012 года объект «4202» назван одним из важнейших для корпорации на ближайшие несколько лет.

Скорее всего, первое испытание аппарата из объекта «4202» было произведено не в феврале 2015 года, как утверждают британские эксперты, а в рамках учений «Безопасность-2004» на полигоне Байконур, потому как на пресс-конференции тогдашний первый заместитель начальника Генерального штаба ВС России Юрий Балуевский заявил, что в ходе тренировки был «испытан космический аппарат, который способен лететь с гиперзвуковой скоростью, совершая при этом маневры, как по курсу, так и по высоте».

Член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН), доктор военных наук Константин Сивков говорит, что и нынешние боевые блоки межконтинентальных баллистических ракет на пассивном участке развивают гиперзвук. Однако отличие перспективной гиперзвуковой боевой части, скорее всего, заключается в том, что она действует не просто как баллистическая боеголовка, а идет по довольно сложной траектории, то есть маневрирует как самолет с огромной скоростью полета.

Не исключено, что специалисты по теме «4202» пользуются советскими технологиями, над которыми работал один из ведущих разработчиков советской авиационно-космической техники Глеб Лозино-Лозинский. Напомню, он был руководителем проекта аэрокосмического истребителя-бомбардировщика «Спираль», ведущим разработчиком МТКК «Буран», курировала проект многоразовой авиационно-космической системы «МАКС» и ряда других программ, где проводились работы в том числе и по гиперзвуку.

Надо понимать, что гиперзвуковые боевые части достаточно тяжелые - 1,5−2 тонны. Поэтому, наверное, она может стать боевой частью легкой (ведь последние испытания проводились на УР-100Н УТТХ), однако МБР , которая должна быть принята на вооружение к концу десятилетия, сможет забрасывать сразу несколько таких боеголовок, которые будут идти по сложным траекториям, что сделает их практически неуязвимыми для систем ПРО противника. Скажем, даже в перехвате старых баллистических ракет, боеголовки которых не маневрируют, заатмосферные американские перехватчики GBI наземного базирования дают очень низкую вероятность поражения - 15−20%.

Если наши РВСН к 2025 году действительно примут на вооружение ракеты с гиперзвуковыми боевыми частями - то это будет довольно серьезной заявкой. Логично, что на Западе МБР с гиперзвуковыми БЧ называют новым возможным козырем Москвы на переговорах с Вашингтоном. Как показывает практика, Соединенные Штаты можно усадить за стол переговоров только одним единственным способом - поставить на вооружение системы, которые заставят американцев испугаться по-настоящему.

Кроме того, в России также ведется разработка гиперзвуковых крылатых ракет, которые могут идут на малых высотах. Соответственно, их поражение перспективными системами ПРО проблематично, потому что это, по сути, аэродинамические цели. К тому же современные комплексы противоракетной обороны имеют пределы по скорости поражения целей в пределах 1000 м/с: как правило, скорость перехватчика составляет 700−800 м/с. Проблема еще в том, что при стрельбе по высокоскоростной цели ракета-перехватчик должна иметь возможность по маневрированию с перегрузками, измеряемыми десятками и даже сотнями g. Такие противоракеты пока не существуют.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества», член Экспертного совета при председателе Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Виктор Мураховский замечает: не секрет, что боевое оснащение, полезная нагрузка наших МБР непрерывно совершенствуются.

И когда президент В.Путин, выступая 16 июня на форуме «Армия-2015», сказал, что в этом году состав ядерных сил пополнят более 40 новых межконтинентальных ракет, то на эту цифру обратили внимание все СМИ, однако как-то упустили продолжение фразы - «которые будут способны преодолевать любые, даже самые технически совершенные системы ПРО ».

В программе по совершенствованию боевого оснащения ведутся работы, в том числе, и по созданию гиперзвуковых маневрирующих боевых блоков именно на траектории маневра - после разведения полезной нагрузки, что позволит действительно игнорировать любую мыслимую перспективную систему ПРО. Да, стоящие на вооружении РВСН межконтинентальные баллистические ракеты и сейчас имеют блоки, которые разводятся со скоростью 5−7 километров в секунду. Но совсем другое дело - осуществлять маневр, причем управляемый, на таких скоростях.

Вполне возможно, что эти БЧ могут быть установлены на новой тяжелой ракете «Сармат», которая заменит в войсках легендарные советские Р-36М2 «Воевода». Думаю, в последующем подобные боевые блоки будут установлены и уже на поступающие на вооружение РВСН ракеты.

По сведениям из открытых источников, 26 февраля запуск «объекта 4202» осуществлял ракетный комплекс УР-100Н УТТХ, серийное производство которого продолжалось до 1985 года. Эта ракета - модификация «Стилета» (УР-100Н, по классификации НАТО - SS-19 mod.1 Stiletto)…

Срок службы этого ракетного комплекса вроде как продлен до 2031 года, и используется он только для испытаний. Естественно, перед каждым пуском происходит освидетельствование этой ракеты, но она всегда демонстрировала надежность. Так, у нас полезную нагрузку на орбиту выводят ракеты-носители «Днепр» - РН уже, мягко говоря, не молодые, но также надежные, при эксплуатации которых, насколько я помню, крупных аварий не случалось.

- СМИ неоднократно сообщали, что китайцы в дополнение к WU-14 ведут разработки гиперзвуковой крылатой ракеты.

Гиперзвуковые ракеты - это, конечно, совсем другое направление. Честно говоря, я не очень верю в появление такого вооружения даже в долгосрочной перспективе, поскольку не могу себе представить, каким образом можно разогнать крылатую ракету до гиперзвука в плотных слоях атмосферы. Конечно, можно соорудить что-то гигантское, но по отношению к полезной нагрузке это будет абсолютно не рациональный расход средств.

В США гиперзвуковые проекты в рамках реализации концепции «Быстрого глобального удара» разрабатываются различными ведомствами: самолет X-43A - NASA, ракета X-51A - ВВС, аппарат AHW - Сухопутными войсками, ракета ArcLight - DARPA и ВМС, планер Falcon HTV-2 - DARPA и ВВС. Причем сроки их появления называются разные: ракет - к 2018−2020 годам, разведывательных самолетов - к 2030-ому.

Все это перспективные разработки, не зря их так много. Скажем, проект AHW, по разным данным, также представляет собой комбинированное оружие, состоящее из трехступенчатой ракеты-носителя и непосредственно гиперзвуковой головной части. Но насколько американцы продвинулись в разработках по этому проекту - сказать сложно (испытания признавались то удачными, то неудачными).

Как известно, американцы особо не заморачивались по поводу оснащения своих ракет комплексами преодоления ПРО, имеется в виду, например, создание «облака» ложных целей вокруг реальной боевой части.

В минувший вторник на полигоне в Оренбургской области был произведен запуск МБР РС-18Б «Стилет», который привлек повышенное внимание специалистов по обе стороны океана. Собственно, сама ракета, которая стоит на вооружении с 1979 года, большого интереса не вызывает. Это жидкостная МБР шахтного базирования, имеющая повышенную надежность и оснащенная шестью ядерными боеголовками.

Но вот боеголовка, которая была выведена с помощью «старушки», - это абсолютно новое слово в ракетной технике. Эксперты утверждают, что перед ней абсолютно бессильны не только современные средства ПРО, но и те, к разработке которых в США еще не приступили. Боеголовка гиперзвуковая, обладающая возможностью совершать маневры в двух плоскостях - вертикальной и горизонтальной. Ее не может достать ни одна противоракета.

К созданию гиперзвуковых летательных аппаратов конструкторы начали подступать еще в 70-е годы. Как в США, так и в Советском Союзе. В дубнинском МКБ «Радуга», ныне входящем в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение», почти 20 лет разрабатывалась гиперзвуковая крылатая ракета Х-90 («Коала» по версии НАТО), которая должна была достигать скорости в 5 М. Проект продвинулся настолько, что было совершено несколько испытательных пусков ракеты, во время последних из них устойчиво развивалась скорость в 3М-4М. Ракета весила 15 тонн, имела длину 9 метров, а размах крыла 7 метров. Дальность полета должна была составлять 3000 км.

Х-90 поднималась самолетом-носителем, после чего производился старт.

Но в 1992 году, когда результат был уже не за горами, проект закрыли. Произошло это и от отсутствия финансирования, и в результате давления США с целью прекращения создания наиболее перспективного оружия.

Однако к идее создания гиперзвуковой ракеты, обладающей скоростью 5 М и выше, не вернуться было невозможно, поскольку таковы современные требования к новому поколению вооружений. Но при этом новый проект был строжайше засекречен. Известно лишь, что он реализуется в рамках темы «4202» на реутовском НПО Машиностроения ориентировочно с середины нулевых годов.

Американские разработки

Занялись гиперзвуком и еще две сверхдержавы - США и Китай. И каждая из них построила опытные образцы, которые по странному стечению обстоятельств внешне сильно напоминают Х-90. Разумеется, конструкторы, создавая прорывные технические устройства, мыслят примерно одинаково. В результате получаются довольно похожие формы изделий. Однако следует учитывать, что в России в 90-е годы все продавалось и все покупалось, и процессы эти государством не отслеживались.

Американская ракета Х-51, создающаяся компанией Boeing в рамках концепции «быстрого глобального удара», должна развивать скорость в 6М-7М. Испытания начались в 2010 году. Но все они были неудачными. Максимальная скорость, достигнутая ракетой, - 5,1 М. На стартовую высоту ракету поднимает стратегический бомбардировщик В-52. Однако все полеты завершались разрушением ракеты до окончания запланированного полета.

Ракета оснащена прямоточным гиперзвуковым воздушно-реактивным двигателем. Вес топлива - 120 кг. Дальность полета - 500 км. Планируется поставить ракету на вооружение уже в 2017 году. Однако, не проведя ни одного успешного испытания, говорить о каких-то сроках крайне несерьезно.

Затевая этот дорогостоящий проект, США позиционировали его как создание средств для эффективных и молниеносных ударов прежде всего по террористическим формированиям. Однако несомненно, в виду имелось и традиционное противостояние России, а также бурно развивающемуся Китаю. И вот теперь эта сверхзадача приобрела четкие очертания. Россия стала для Вашингтона «угрозой номер один». Однако Х-51, даже доведенная до серийного производства, поставленной задачи не решает, поскольку российская зенитно-ракетная система С-500 способна уничтожать и гиперзвуковые ракеты.

Более высокие скоростные характеристики продемонстрировала экспериментальная ракета Falcon HTV-2, создаваемая с 2003 года Агентством по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам. Ее удалось разогнать до 20 М. Правда, старт был не атмосферным, «Фалькон» был поднят ракетой-носителем в ближний космос, откуда ракета устремилась вниз, разогнавшись до чудовищной скорости. Впрочем, большой новости в этом нет - точно так же летали «Шаттлы» и наш «Буран». После второго испытания, которое состоялось в 2011 году, перспективная ракета была признана Пентагоном бесперспективной, поскольку она была, во-первых, практически неуправляемой, а, во-вторых, с ней невозможно было установить связь.

Китай нацелился на США

Активно работает в области гиперзвука и Китай. Его ракета WU-14, планирующая из космоса, начала испытываться в 2013 году. Причем ежегодно проводится до трех пусков, что требует значительных расходов на вооружение, на что китайцы пойти способны. Заявленная скорость ракеты, точнее - маневрирующей боеголовки, - 10 М. Циркулируют противоречивые сведения относительно достигнутых результатов - от 1,5 М до 7 М.

WU-14 предположительно запустят в серию во второй половине 20-х годов. Она должна устанавливаться на баллистические ракеты. Что для китайцев крайне важно. Сейчас у КНР небольшое количество МБР, способных достичь США. Поэтому американцы способны отбить ядерную атаку Китая. Это для Пекина не только обидно, но и невыгодно в дипломатических играх. С постановкой на ракеты гиперзвуковых боеголовок США будет вести себя более осмотрительно.

Еще одна задача, возлагаемая КНР на новое оружие, - уничтожение авианосцев. Их противоракетная оборона окажется бессильной против маневрирующих на скорости 10 М боеголовок.

Российские перспективы

У реутовской разработки по теме 4202 примерно те же задачи - сделать американскую систему ПРО бессильной по отношению к новому российскому оружию. И тогда каждая МБР с новой боеголовкой, гарантированно и без помех достигающая цель, станет эквивалентна десятку, а то и больше баллистических ракет. Сейчас новейшее оружие испытывается на «старинных» ракетах РС-18Б. Но после принятия на вооружение они будут устанавливаться как на новые ракеты РС-28 «Сармат», так и на перспективные разработки. Ожидается, что новинка начнет поступать в РВСН в период с 2020 по 2025 год. В первой партии запланировано производство двадцати гиперзвуковых боеголовок, которые сделают бессмысленным содержание американской системы противоракетной обороны. На каждый «Сармат» будет устанавливаться 3 гиперзвуковых боевых ядерных блока.

Тема 4202 в высшей степени засекречена. Чтобы как в США, так и в Китае не появились сестры-близнецы российских ракет. Поэтому в открытых источниках нет даже предельной скорости, которой должны обладать российские изделия, которые в натовской классификации уже получили название Yu-71. Больше, чем 5 М, но на сколько - неизвестно.

Первое испытание ракеты предположительно состоялось в 2010 году на космодроме Байконур. Апрельское испытание этого года, признанное полностью успешным, - шестое по счету. Начиная с 2013 года, испытания происходят на базе РВСН «Ясное» в Оренбургской области.

Предположительная длина Yu-71 - от 5,4 м до 7 м.

В создании ракеты принимает участие целый ряд НИИ и ОКБ. В частности, систему терморегуляции разрабатывает НИИ «Наука».

И в заключение еще об одной нашей гиперзвуковой разработке - крылатой противокорабельной ракете «Циркон», которая также создается в НПО Машиностроения. Ее испытания начались в 2012 году. Из пяти пусков последний (16 марта 2016 года) оказался полностью успешным. Она предназначена для вооружения ракетных крейсеров. Предполагаемая скорость - до 12 М, дальность - до 1000 км.

При помощи межконтинетальной ракеты РС-18 был успешно испытан аэробаллистический гиперзвуковой блок "объект 4202", сообщает life.ru

25 октября 2016 года с базы ракетных войск стратегического назначения в Оренбургской области был успешно произведён пуск межконтинентальной баллистической ракеты РС-18. В район полигона Кура, расположенного на полуострове Камчатка, было доставлено "боевое оснащение". Скорее всего, речь идёт об аэробаллистическом гиперзвуковом боевом оснащении, то есть АГБО "объект 4202", сообщает bmpd.livejournal.com.

Ракета РС-18 стоит на вооружении достаточно давно (с 1975 года). Поэтому специалистов гораздо больше, чем сам пуск, интересует полезная нагрузка этой ракеты. Дело в том, что "объект 4202" - это управляемая гиперзвуковая боеголовка, которая, по некоторым данным, разрабатывается для ракеты "Сармат". Предполагается, что "Сармат" сможет нести не менее трёх таких блоков.

После разгона при помощи межконтинентальной баллистической ракеты и вывода на баллистическую траекторию боевой гиперзвуковой блок может поддерживать скорость в несколько махов и низколетящую траекторию, максимально сложную для его перехвата. При этом гиперзвуковой блок может маневрировать в процессе полёта, что многократно усложняет его перехват противоракетой.


ОКР "4202", изделие 15Ю71, комплекс 15П771

Аэробаллистическое гиперзвуковое боевое оснащение (АГБО, источник) / управляемый гиперзвуковой боевой блок МБР. Разработка аппарата по теме "4202" начата до 2009 г. и успешно ведется "НПО машиностроения" (г.Реутов). С 18 марта 2011 г. главным конструктором и заместителем генерального директора "НПО машиностроения" по теме "4202" назначен Павел Александрович Судюков. Заказчик ОКР "4202" - Федеральное космическое агентство России. В новогоднем поздавлении "НПО машиностроения" от 28.12.2012 г. тема "4202" названа одной из важнейших для корпорации на ближайшие несколько лет.

Вероятно, боевой блок 15Ю71 создан на базе управляемого боевого блока 15Ю70 разработки НПО машиностроения, который по западным данным проходил испытания начиная с 1990 по 2004 годы.

Все данные по комплексу носят предположительный характер и взяты из открытых источников и СМИ. Список источников прилагается.

Пуск МБР РС-18 с ИСЗ "Кондор-Э" из ШПУ с полигона Байконур, 19.12.2014 г.

Опытное производство. В 2009 г. по заказу "НПО машиностроения" по теме "4202" выполнял работы ГКНПЦ им.Хруничева (источник). В конце 2009-начале 2010 г.г. на опытном производстве "НПО машиностроения" в рамках реконструкции и технического перевооружения по теме "4202" велось обновление оборудования для термообработки металлов и сплавов. Вероятно, сборка первых прототипов аппарата велась по состоянию на 2010 г. опытным производством "НПО машиностроения". Как минимум в 2011 г. к работам по теме "4202" подключилось ПО "Стрела" (г.Оренбург) - по итогам 2011 г. тема "4202 с АГБО" заняла 2% в общем объеме производства ПО "Стрела". В 2011-2012 г.г. на ПО "Стрела" (г.Оренбург) проведена реконструкция производства для серийного производства изделий "4202" (источник). Так же проведены реконструкция и техническое перевооружение ФГУП "ВИАМ" для подготовки серийного производства материалов высокотемпературной изоляции изделия "4202" (источник). В 2012 г. производились реконструкция и техническое перевооружение производственной и стендово-испытательной базы "НПО машиностроения" для организации серийного производства заказа "42-02" (источник). Ранее, в конце 1980-х - начале 1990-х годов на ПО "Стрела" в Оренбурге велось производство управляемых боевых блоков 15Ф178 для МБР 15А18М испытания которых были прекращены в первой половине 1990-х годов.

Испытания. Вероятно, прототип объекта "4202" совершил первый испытательный полет в пуске МБР РС-18Б / 15А35 / УР-100НУТТХ, который состоялся из ШПУ с полигона Байконур в рамках учений "Безопасность-2004" 18 февраля 2004 г. (в 12-00 по моск. времени). Пуск выполнялся по полигону Кура. 19 февраля 2004 г. на пресс-конференции первый заместитель начальника Генерального штаба ВС России Юрий Балуевский заявил: "В ходе тренировки был испытан космический аппарат, который способен лететь с гиперзвуковой скоростью, совершая при этом маневры, как по курсу, так и по высоте". По западным данным в пуске испытывался аппарат 15Ю70 / изделие 102.

Пуск МБР РС-18 с ИСЗ "Кондор-Э" из ШПУ, вероятно, с полигона Байконур, 19.12.2014 г. (Годовой отчет НПО машиностроения за 2014 г.).

Для проведения испытаний по теме "4202" в 2009 г. планировалось начать переоборудование стартового комплекса 15П718 на площадке №109 на полигоне Байконур в стартовый комплекс 15П771. Судя по всему, данное переоборудоваие не осуществлялось. В то же время, вероятно, на базе МБР в Ясном одна из ШПУ была переоборудована для испытаний комплекса (см. ниже информацию о пуске).

Возможно, испытания изделия "4202" проводились так же в конце декабря 2013 г. или в первых числах января 2014 г. - в серии испытаний стратегических ракетных комплексов.

Считается, что 26 февраля 2015 г. был проведен испытательный пуск МБР УР-100НУТТХ с объектом "4202" из ШПУ с базы МБР в Ясном (Оренбургская область). Пуск был произведен в 13-00 местного времени. Информации по итогам испытательного пуска нет, как нет и официальной информации о данном испытании.

15 июля 2016 г. в СМИ заявлено, что начиная с 2017 г. испытания объекта 4202 будут проводиться в рамках испытаний МБР "Сармат".

Предположительно пуск МБР УР-100НУТТХ с полезной нагрузкой 27.12.2011 г., полигон Байконур.

Развертывание и принятие на вооружение. Планы принятия на вооружение или развертывания объектов "4202" по состоянию на март 2015 г. не оглашались. Можно предположить использование в качестве носителей МБР 15Ю71 - ракет типа УТ-100НУТТХ и в перспективе РС-28 "Сармат". По западным данным, опубликованным в июне 2015 г. (источник) 24 подобных боевых летательных аппаратов (боевых блоков) могут быть развернуты в расположенном в Домбаровском полку РВСН (п.Ясный) в период с 2020 г. до 2025 г.

Пусковое и наземное оборудование:
- ШПУ 15П771 - к 2011 г. СКТБ-16 разработана документация по переоборудованию стартового сооружения 15П716 МБР Р-36МУТТХ. Переоборудование предполагается осуществлять силами СКТБ-16 (источник). По состоянию на 2013 г. СКТБ-16 ведет разработку монтажно-технологической документации боевого ракетного комплекса 15П771 для темы "4202".

Серийное производство деталей ШПУ комплекса планируется вести на ПО "Баррикады" (г.Волгоград), в 2011-2012 г.г. под работы по данному проекты проведены реконструкция и техническое переоснащение производства (источник). Наземное оборудование по теме "4202" в рамказ ГОЗ-2013 г. планировалось производить так же на ММЗ "Вымпел" (г.Москва, источник).

Транспортно-пусковой контейнер для изделия по ОКР "4202" - 15Я54-4202.

К 2011 г. КБ "Мотор" для комплекса "4202" создан комплект транспортно-технологического оборудования.

Установка "космической" головной части на ракету-носитель 15А35 / УР-100УНТТХ, заправка ракеты-носителя, ракеты-носитель перед стартом в ШПУ.

Объект "4202":

Конструкция - предположительно, конструкция объекта имеет сложные профили и включает в себя отсеки Ф1, Ф2 и Ф3. На корпус объекта наносится специальные термозащитное и радиопоглощающее покрытия (источник). Корпусная рама отсека Ф1 имеет сложную обводообразующую форму (источник).

ОКР по отработке конструкции и технологии изготовления наружного корпуса изделия "4202" для стендовых и летных испытаний планировалось вести на УНИИКМ (г.Пермь) в 2012 г.

Материалы - в конструкции отсеков Ф1,Ф2 и Ф3 используются неметаллы.

Объект "4202" оборудован системой терморегуляции "7301" разработки НПО "Наука". Рабочая конструкторская документация на СТР "7301" выпущена в 2007 г.

Система управления: вероятно, автономная инерциальная с использованием БЦВМ. Средства управления - предположительно аэродинамические.

ТТХ объекта:
Длина - предположительно 5.4 - 7 м

Тип БЧ:
- ядерная или обычная высокой мощности (предположительно, источник).

Модификации:
Объект "4202", изделие 15Ю71, комплекс 15П771 - базовый вариант комплекса с ракетой-носителем 15А35 / УР-100УНТТХ.

Ракета-носитель "Стрела" на базе МБР 15А35 / УР-100УНТТХ.

Объект "4202", МБР РС-28 "Сармат" - предполагаемый вариант комплекса с ракетой-носителем РС-28 "Сармат". Вероятно, МБР "Сармат" сможет нести несколько (не менее трех) объектов "4202". Резмещение боевых блоков такого типа на перспективной МБР "Сармат" подтверждается западными данными июня 2015 г