Подготовка кадров инновационной сферы. Кадровый ресурс инновационной деятельности

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • основные понятия и направления формирования кадров для инновационной экономики;
  • основные нормативные и программные документы в области подготовки кадров и развития системы образования;

уметь

  • анализировать и применять отраслевой и региональный опыт подготовки кадров для инновационной экономики;
  • выявлять специфику подготовки специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики;

владеть

  • современными методами управления кадрами в инновационной экономике;
  • методами разработки программ подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей экономики.

Ключевые слова: инновационная экономика, научные кадры, инновационные кадры, инновационный человек, компетенции, система образования, корпоративный университет, научно-образовательный центр.

Понятие "кадры для инновационной экономики"

Когда речь идет об инновационной экономике, то подразумевается, что это экономика, которая основана на знаниях, инновациях, на позитивном восприятии результатов творческой интеллектуальной деятельности, новых идей, стремлении их воплотить в жизнь, что обеспечивает качественный рост эффективности процессов или продукции, которая необходима рынку. При этом современные компании стремятся привлечь на рабочие места сотрудников, которые обладали бы интеллектуальными способностями и сами стремились к поиску новых прогрессивных решений в своей деятельности. Для того чтобы уметь эффективно управлять инновационными процессами, разрабатывать и внедрять инновационные проекты, необходимы кадры, готовые к подобной деятельности. В этом случает речь идет о кадрах для инновационной экономики.

Классик экономической теории Й. Шумпетер в своей известной книге "Теория экономического развития" исследовал те факторы, которые "взрывают" равновесие рыночной системы изнутри. Этими внутренними факторами становятся новые производственные комбинации, которые и обусловливают динамические изменения в экономике. Й. Шумпетер выделил несколько видов принципиально новых комбинаций факторов производства:

  • создание нового продукта;
  • использование повой технологии производства;
  • использование новой организации производства;
  • открытие новых рынков сбыта и источников сырья.

Новые комбинации факторов производства получили

названия "нововведения" (инновации). Именно Й. Шумпетером был впервые введен данный термин в экономику. Следует иметь в виду, что инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Й. Шумпетер отводил ведущую роль в экономическом развитии предпринимателю, считая, что предпринимательство – это особый дар, свойство человеческого характера, никоим образом не зависящее от классовой, социальной принадлежности. Этот тип характера отличают следующие особенности :

  • опора на собственные силы;
  • предпочтение риска;
  • ценность собственной независимости;
  • ориентация на собственное мнение;
  • потребность в достижении успеха, при том, что самоценность денег для него невелика;
  • ключевое качество предпринимателя – стремление к нововведению.

Предприниматель выступает главным субъектом процесса экономического развития. Именно его активность способствует осуществлению технического прогресса, создается избыток ценности, "взламывается" стационарная ситуация, и экономика получает импульс развития.

Можно привести классические примеры, которые подтверждают выводы Й. Шумпетера. Именно стремление к инновациям таких известных менеджеров, как Билл Гейтс из компании Microsoft, Акио Морито из Sony, Джека Уэлча из General Electric, привело их компании к мировому лидерству.

В широком смысле слова под инновационными кадрами (в том числе рабочими) в современной экономике подразумеваются работники с высоким инновационным потенциалом. Основными характеристиками таких работников могут быть:

  • высокий профессиональный уровень, желание постоянно повышать уровень своего образования и квалификации;
  • творческие способности, получающие свое проявление в чувстве нового, в возможности видеть недостатки, находить пути их устранения;
  • способность овладевать новейшими технологическими приемами, методами и формами организации труда, высокая технико-технологическая культура;
  • наличие определенных психологических и морально- нравственных качеств – адаптивность, гибкость мышления, воображение, целеустремленность, добросовестность, трудолюбие.

Классификация инновационных кадров, базирующаяся на выделенных критериях, представлена в табл. 6.1 .

Таблица 6.1

Классификация инновационных кадров

Основными современными проблемами в области подготовки кадров специалисты называют следующие :

  • разрыв между образованием и производством;
  • подготовка инженерных специалистов ориентирована на массовое индустриальное производство 30–50-летней давности;
  • у большинства студентов-выпускников мало производственного опыта;
  • отсутствуют эффективные связи между работодателями, предприятиями и университетами, высшими учебными заведениями;
  • используется мало инструментов государственно-частного партнерства в профессионально-техническом образовании;
  • слабая корреляция количества выпускников с потребностями экономики;
  • не разработаны многие профессиональные стандарты, на основе которых должно происходить обучение;
  • студенческая практика на производстве, в конструкторских бюро до сих пор не является обязательной;
  • существует проблема закрепления на производстве молодых специалистов;
  • слабая пропаганда научных и технических знаний среди молодежи;
  • велико количество платных высших образовательных учреждений, готовящих неквалифицированных специалистов;
  • отставание в развитии профессионально-технического образования;
  • непрестижность и слабая пропаганда инженерных профессий;
  • износ материально-технической и информационной базы в вузах.

Наиболее значимым в инновационной экономике является развитие кадров (персонала, человеческих ресурсов), поскольку именно им предстоит разрабатывать, внедрять, а затем управлять инновационными процессами, способствовать тому, чтобы они были эффективными. В связи с этим на основе обобщения имеющихся взглядов можно выделить ряд новых подходов к развитию кадров в инновационной экономике:

  • – усиление подготовки специалистов для отраслей инновационной экономики;
  • – акцент на инвестиции в человеческий капитал, что можно расценить как долговременные инвестиции в инновационную экономику;
  • – развитие творческой составляющей трудового потенциала личности.

Предприятия, заинтересованные в инновационном развитии, повышении собственной конкурентоспособности, должны ориентироваться на кадры, обладающие аналитическими способностями, которые сами стремятся к нововведениям, что будет способствовать увеличению прогрессивных управленческих решений и активизации трудового потенциала работников. Именно такие кадры способны активно адаптироваться к быстро меняющимся условиям постиндустриального общества.

1

Будущее экономики России зависит от активизации инновационной деятельности. Важнейшим фактором в реализации задачи инновационного развития должна стать система образования, отвечающая требованиям современного высокотехнологичного производства, новой предпринимательской среды. Модернизация высшего образования в стране ориентирована на формирование высокоэффективной системы вузов, прежде всего федеральных и национальных исследовательских университетов, призванных сформировать у выпускников такие компетенции, которые позволили бы инициировать новые идеи, инновационные решения, технологии и внедрять их. Реальная практика свидетельствует об отсутствии у выпускников технических и инженерных университетов необходимых компетенций в области технологического предпринимательства. В связи с этим в статье предлагается процесс обучения выстраивать по двум направлениям: расширять имеющийся в учебном плане каждой специальности перечень дисциплин, формирующих фундаментальные и практические знания для инновационной деятельности; создать дополнительный самостоятельный модуль к основной образовательной программе, носящий междисциплинарный характер. Обоснованы структуры дополнительного образовательного модуля, а также новые образовательные технологии, способные повысить эффективность обучения в вузе.

образовательный модуль

компетенции

технологическое предпринимательство

исследовательские университеты

образование

инновационная деятельность

модернизация

1. Беляева Г. Д., Макарец А. Б. Становление системы подготовки кадров для высокотехнологического инновационного предпринимательства // Институционализация связей вузов с инновационным сектором экономики: тезисы докл. Междунар. конф. (Саранск, 18–19 окт. 2007 г.). – Саранск, 2007. – С. 41–45.

2. Карпов А. Инжиниринговая платформа для трансферта технологий // Вопросы экономики. – 2012. – № 7. – С. 47–65.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная правительством РФ от 17.11.2008 г. – № 1662 – р. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/concept/indexdocs (дата обращения 12.08.2012г.).

4. Макарец А. Б., Беляева Г. Д. Закономерности и тенденции развития отечественного высшего профессионального образования // Вестник Саровского физтеха. – 2009. – № 16. – С. 53–72.

5. Рогов Н. С. Будет ли Россия мировым интеллектуальным центром? // Независимая газета. – 22.01.2010.

6. Харечко А. В., Беляева Г. Д. Инновационная стратегия развития российской экономики // Шестая всероссийская молодежная научно-инновационная школа «Математика и математическое моделирование»: тезисы докл. Всерос. шк. (Саров, 17–20 апреля 2012 г.). – Саров, 2012. – С. 349–354.

7. Шанцев В. Нижегородский подход к высокотехнологичной модернизации // Экономист. – 2012. – № 4. – С. 3–6.

Модернизация экономики России на основе инноваций является одной из главных целей социально-экономической политики государства. Вложены значительные средства в стимулирование инноваций, однако существенных изменений в этой сфере пока нет. На мировом рынке гражданской и наукоемкой продукции доля РФ составляет 0,3 %, в то время как доля США - 36 %, Японии - 30 % .

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года на втором этапе развития (2013-2020 г.г.) предусматривается рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе её перехода на новую технологическую базу (информационные, нано-, биотехнологии), а также диверсификации экономики, формирования современной системы развития человеческого потенциала и социальной среды. При этом подчеркивается, «что уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Россия не может поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения» . Следовательно, важнейшим субъектом инновационной экономики в новых условиях должна стать система образования, которая обеспечивает генерацию знаний и формирование инновационного поколения людей, способных использовать их в практической деятельности. Несмотря на то, что в последние годы правительством страны принят ряд мер по активизации инновационной деятельности высших учебных заведений, результативность их невелика.

Будущее развитие страны требует перехода от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к непрерывному индивидуализированному образованию, базирующемуся на последних достижениях науки и ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности. В современной экономике знаний высшее образование должно обеспечить подготовку кадров для производственных структур, создающих наукоемкие изделия и услуги, участвовать в формировании новых знаний путем проведения научных исследований и практической их реализации.

Создание инновационной экономики без перестройки и модернизации высшего образования невозможно. Новой формой организации научной и образовательной деятельности, соответствующей мировым стандартам образования и науки, призваны стать национальные исследовательские университеты . На них возлагается решение задач, связанных с развитием системы фундаментальных научных исследований по приоритетным направлениям науки, интеграция процессов обучения и научно-исследовательской деятельности, что позволит сформировать у студентов ключевые компетенции генерации, поиска и анализа идей, а также коммерциализации результатов исследований. Национальные исследовательские университеты призваны стать важным коммуникационным звеном в инновационном процессе. Партнерские отношения с ними не только обеспечат производственные структуры новыми идеями, технологиями и устройствами, но и принесут в них перспективную творческую личность вместе с уже созданной ею будущей интеллектуальной продукцией .

Определяющей тенденцией в модернизации образования становится ярко выраженная ориентация на потребителей, которые отдают предпочтение гибкости профессионального мышления, коммуникативным качествам, умению работать в команде. Научная деятельность во многом является проектной деятельностью, когда общий успех предопределяется групповой работой. Следовательно, в основу подготовки специалистов должны быть положены принципы личностной ориентированности образования, его информационно-поисковый характер, либерализация и индивидуализация учебного процесса, компетентностный подход. Однако российское высшее профессиональное образование до сих пор во многом характеризуется «накачкой» обучающихся узкоспециализированными знаниями. Такие специалисты, как правило, не способны к самостоятельной проектной работе, что становится серьезным ограничением в формировании компетенций для инновационной деятельности, в том числе, в бизнесе . Для обеспечения высокого качества образования высшее учебное заведение должно обеспечивать гибкость учебных планов, их ориентацию на рынках труда. Непосредственное участие в формировании учебного плана должны принимать работодатели. Формирование такой динамично развивающейся системы распространения быстро меняющихся знаний позволит университетам создать микроклимат для рождения инновационных подходов к обучению, сформировать экосистему для развития высокотехнологичного предпринимательства. Для производства инноваций, с нашей точки зрения, необходимы: инновационная идея - концепция принципиально нового продукта, результат деятельности; инновационная группа - группа специалистов «единомышленников», предложивших и готовых реализовать инновационную идею; венчурный капитал - инвестиции, необходимые для реализации инновационной идеи; оперативные научно-прикладные знания - быстрый доступ к самым современным научным и технологическим знаниям, необходимым для реализации инновационной идеи.

Минимизация временного лага от открытия и изобретения до его практического внедрения требует подготовки специалистов, способных не только генерировать, но и продвигать, планировать и управлять инновационными идеями. Более того, необходимость внедрения научных открытий в практическую сферу деятельности заставляет саму инновационную группу учитывать экономические факторы планирования и управления своей идеей, вовлекая тем самым вопросы экономической науки. Современная инновационная деятельность вряд ли возможна без понимания ценности идеи как объекта интеллектуальной собственности и применения технологического мониторинга, без знания основ управления деятельностью междисциплинарных научных групп, без навыков составления бизнес-планов и ведения операций учета и отчетности .

Для реализации этих новых тенденций, расширяющих базовую компетенцию специалиста, в Саровском физико-техническом институте Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» было предложено разработать специальный учебный модуль. СарФТИ НИЯУ МИФИ осуществляет подготовку специалистов для одного из крупнейших научно-исследовательских центров не только в России, но и в мире - Российского Федерального Ядерного Центра - Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики, а также ряда предприятий Поволжского региона, деятельность которых носит инновационный характер, в том числе, для предприятий технопарка «Система-Саров» в п. Сатис Нижегородской области. Губернатор Нижегородской области В. П. Шанцев отмечает: «Это единственный российский технопарк, входящий в Международный союз технопарков. Там уже работают 24 инновационные компании, а через три года их будет не менее 70. В будущем наш технопарк превратится в крупнейший российский инновационный исследовательский центр в составе единого инновационного кластера, который объединит саровских атомщиков» . Выпускники СарФТИ НИЯУ МИФИ ведут научно-исследовательскую деятельность в таких областях как безопасность ядерной энергетики, альтернативные источники энергии, промышленная и радиационная экология, микроэлектроника. Они успешно участвуют в разработке перспективных суперЭВМ и суперкомпьютерных технологий, в создании наукоемкой продукции для нефтяной и газовой промышленности, медицины, транспорта и связи.

Ученые и специалисты, ставят перед собой, прежде всего, исследовательские цели, стремятся своими силами осуществить разработку и продвижение наукоемкой продукции как объекта интеллектуальной собственности. Однако отсутствие должной подготовки в области технологического предпринимательства, непонимание того, что современным потребителям необходимы новые возможности и новые выгоды, блокируют процесс эффективного вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот. Большинство проблем с внедрением инноваций на рынок объясняется тем, что у выпускников технических направлений подготовки отсутствуют предпринимательские компетенции. Они не могут провести генерацию, отбор и реализацию инновационных идей на основе портфельных матриц и дисконтированного денежного потока, анализа конкурентоспособности и жизненного цикла продукта, сформировать бизнес-структуру, способную реализовать современные высокие технологии и производство на их основе новых товаров и услуг, с последующим выходом с ними на рынки. На экономических факультетах вузов обучают методам организации бизнеса в высокотехнологичных отраслях, но не дают предметных знаний в области высоких технологий и процесса создания инноваций. В свою очередь, программы подготовки студентов технических факультетов большинства вузов не включают изучение основ предпринимательства и коммерциализации результатов научного труда. В результате в дальнейшей работе и тем, и другим выпускникам часто не хватает компетенций для создания и развития наукоемкого бизнеса. Назрела необходимость рассмотреть возможные направления подготовки кадров, соединяющие образование, науку и бизнес в едином инновационном процессе. Особенно остро проблема подготовки таких специалистов встала в связи с тем, что научно-исследовательские организации и предприятия Нижегородской области стали активно развивать направления конверсионной деятельности и выходить на международное взаимодействие в рамках совместно проводимых научных исследований и прикладных разработок с ведущими мировыми корпорациями.

Решение кадровой проблемы носит долгосрочный характер. Оно требует тщательной проработки, формирования и апробации образовательных программ, акцентированных на инновациях, научном базисе и опирающихся на творчество инновационных групп. Процесс обучения, на наш взгляд, необходимо строить в направлении расширения имеющихся в учебном плане каждой специальности дисциплин, являющихся фундаментом для инновационной деятельности и создания дополнительного, самостоятельного модуля к основной образовательной программе.

В рамках дополнительного модуля должны решаться следующие задачи подготовки выпускников:

· развитие предпринимательского мышления;

· овладение методами и инструментами мониторинга и анализа рынков, конкурентной среды;

· приобретение знаний и навыков в области современного менеджмента, разработки бизнес-планов на основе конкретных научных и технологических идей;

· развитие навыков по поиску источников финансирования проекта, формированию бюджета и оценке эффективности инновационных проектов;

· приобретение навыков командной работы.

Предлагаемая нами структура дополнительного образовательного модуля представлена на рисунке 1. Она может рассматриваться как примерная. При её адаптации в целях использования в других учреждениях высшего профессионального образования необходимо учитывать профиль базовой подготовки. Для специалистов с исследовательским техническим профилем возможно усиление компонент бизнес-образования, для специалистов экономического профиля - компонент, связанных с технологиями и тенденциями современной науки. Для этого необходимо создание междисциплинарных и корпоративных образовательных программ, консолидация преподавательского состава различных областей, формирование нового поколения креативных преподавателей, изменение содержания и методики образования.

Рис. 1. Структура дополнительного образовательного модуля

Потребуются значительные преобразования в организации учебного и научно-исследовательского процессов. Наряду с лекциями, семинарами, дискуссиями необходимо использование современных образовательных методик и технологий:

· системы практикумов, которые позволят сформировать предпринимательские компетенции в процессе работы групп над организационными структурами бизнеса и конкретными бизнес-планами;

· подходов на основе «Творческих мастерских обучающихся», предусматривающих организацию самостоятельной работы студентов на материалах практической деятельности реальных инновационных предприятий, сотрудничающих с СарФТИ, и формирование авторских кейсов обучающихся;

· мастер-классов - технологий обучения на опыте успешных предпринимателей и менеджеров предприятий, работающих в сфере наукоемких технологий;

· организаций дискуссионных встреч и открытых лекций ведущих специалистов в области инноватики и технологического предпринимательства;

· активного использования ресурсов Интернета.

Таким образом, модернизация высшего профессионального образования должна быть ориентирована на стратегические потребности экономики и общества. Решение этой задачи потребует глубоких преобразований в системе высшего профессионального образования на основе интеграции и сетевого взаимодействия вузов, научно-исследовательских организаций, бизнеса, органов власти и общественных структур.

Рецензенты:

Неретина Е. А., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой маркетинга, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск.

Краковская И. Н., д.э.н., доцент, доцент кафедры экономики и логистики, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск.

Библиографическая ссылка

Беляева Г.Д., Макарец А.Б., Федоренко Г.А. ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7572 (дата обращения: 17.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

УДК 331.526
ББК 65.05

В статье рассмотрены основные проблемы, обусловливающие низкую эффективность существующей системы подготовки квалифицированных рабочих кадров. Обосновывается необходимость кардинальной перестройки и опережающего развития учреждений начального и среднего профессионального образования на основе реализации национального проекта «Российская рабочая квалификация». Предложены инновационные механизмы подготовки рабочих кадров и профессионально-педагогических работников, обеспечивающие сетевое взаимодействие учреждений образования, бизнеса и науки.

Ключевые слова: квалифицированные рабочие кадры , научно-образовательно-промышленные кластеры , начальное и среднее профессиональное образование , рабочая профессия , система профессионально-педагогического образования .

Современное состояние Российского профес-сионального образования оценивается специалис-тами как кризисное, что связано как с гло-баль-ны-ми тенденциями развития современного общества, так и с особенностями его развития в Рос-сии.

Двадцатилетнее развитие страны в ус-ло-ви-ях открытого общества и гло-ба-ли-за-ции выявило резкое отставание профессионального образования от запросов современного производства, а также осознание того, что бо льшая часть учебных заведений системы начального (НПО) и среднего (СПО) профессионального образования страны не в состоянии участвовать в соз-да-нии современной конкурентоспособной экономики инновационного типа.

Несмотря на значительные сокращения образовательных учреждений в сис-те-ме НПО и СПО, которые произошли в стра-не в пер-вое постсоветское десятилетие, в нас-то-ящее время в боль-шин-стве регионов России функционирует масштабная система подготовки рабочих кадров: всего в стра-не около 5 тыс. учреждений НПО и СПО, в ко-то-рых обучаются более 2 млн. человек . В количественном отношении система НПО и СПО могла бы полностью удовлетворить запросы инновационного развития экономики страны. Однако подавляющее большинство выпускников учреждений, осуществля-ющих подготовку рабочих (около 85 %), не трудоустраиваются по полученной специальности . В то же время, по данным Росстата, среди вакансий, заявляемых работодателями, рабочие профессии составляют свыше 70 %.

Такая ситуация в системе подготовки квалифицированных рабочих кадров объясняется, по нашему мнению, наличием следующих основных проблем:

Первая проблема связана с рез-ки-ми деформациями структуры и объ-ема подготовки кадров, явно не соответствующими реальным потребностям рынка труда. Следует заметить, что для российского рынка труда актуальны вопросы не столько дефицита труда как общей нехватки рабочей силы, сколько дефицита квалификаций . В настоящее время почти три четверти российских работников являются обладателями третичного образования, т.е. прошедших обучение в вузах и ссузах. На первый взгляд это свидетельствует о росте инвестиций в человеческий капитал, открывающем таким работникам на верхние этажи профессионально-квалификационной иерархии. Однако объём накопленного человеческого капитала используется недостаточно эффективно. В частности значительная доля выпускников вузов не работают по полученной специальности, нередко занимая должности, не требующие высшего профессионального образо-вания. Вместе с тем, особую остроту приобретают вопросы обеспеченности рабочими кадрами. Учреждения профобразования выпускают в 1,5 ра-за больше техников и в 5 с лиш-ним раз меньше рабочих, чем это нужно народному хозяйству. При этом рабочих высшей квалификации в стра-не осталось всего 5 % от общего числа (для сравнения: в США - 43 %, ФРГ - 56 %, Японии - свыше 75 %). С уче-том того, что средний возраст квалифицированных рабочих приближается к пред-пен-си-он-но-му - 54 го-дам, в бли-жайшие 5-7 лет отечественное производство может столкнуться с тя-же-лы-ми кризисными явлениями в кад-ро-вой сфере . В этой связи, к сожалению, можно констатировать, что отечественная экономика характеризуется как экономика невостребованных знаний, а дефицит квалифицированных рабочих кадров становится серьёзным препятствием на пути дальнейшего развития страны .

Вторая проблема заключается в от-ста-лой и ста-тич-ной материально-тех-но-ло-ги-чес-кой базе большинства учреждений НПО и СПО, не отражающей динамику инновационных изменений в оте-че-ствен-ном и ми-ро-вом производстве . Коллективы этих учреждений не проводят постоянных исследований перспективных направле-ний и ди-на-ми-ки инновационных изменений технико-тех-но-ло-ги-чес-кой продукции ведущих отечественных и ми-ро-вых разработчиков и про-из-во-ди-те-лей.

Третья проблема заключается в крайнем отставании содержания профессионального образования от потребностей инновационного развития страны и зап-ро-сов рынка труда, от тенденций мирового социально-эко-но-ми-чес-ко-го развития , что не только вызывает откровенную неудовлетворенность отечественных работодателей и увеличивает безработицу, но, и это главное, делает систему образования, и со-от-вет-ствен-но, экономику страны неконкурентоспособной.

Четвертая проблема связана с низким уровнем профессионализма педагогов профессионального обучения, не соответствующем требованиям государства, общества и эко-но-ми-ки, что обусловлено неблагоприятным те-ку-щим состоянием кадрового ресурса системы профессионального образования к ос-нов-ным тенденциям которого можно отнести:

● сни-же-ние общего числа преподавателей в уч-реж-де-ни-ях НПО и СПО;

● уве-ли-че-ние в струк-ту-ре преподавательского состава учреждений НПО и СПО преподавателей, работающих на условиях штатного совместительства и не-пол-ной загруженности. При этом доля преподавателей, активно ведущих научно-ме-то-ди-чес-кую деятельность, составляет менее 10 %;

● не-ко-то-рое увеличение на всех уровнях профессионального образования доли преподава-телей в воз-рас-те свыше 50 лет и за-мет-ное снижение данного показателя для возрастных когорт младше 40 лет.

Пятая проблема связана с низ-кой эф-фективностью использования бюджетных ресу-рсов при подготовке (весьма некачественной) во многих профессиональных образовательных учреждениях специалистов по непрофильным для данного учреждения конъюнктурным специаль-ностям. Такие «специалисты» составляют значительную часть их учебного контингента.

Это крайне затратная, наносящая прямой ущерб государству, мера ведет к по-ощ-ре-нию слабых, неэффективных профессиональных учебных заве-дений, что снижает стимулы для развития качествен-ного и кон-ку-рен-тос-по-соб-но-го отечественного профессионального образования.

Шестая проблема - в пос-лед-ние десятилетия среди молодежи резко понизился социальный статус рабочих профессий и, как следствие, престиж начального и отчасти среднего профобразования. Это отразилось на качестве контингента обуча-ющихся в дан-ных образовательных учреждениях.

Седьмая проблема - россияне не выдерживают конкуренции с нес-коль-ки-ми миллионами трудовых мигрантов на рынке низкоквалифицированного физического труда . С дру-гой стороны, труд низкой квалификации социально дискредитирован в гла-зах коренных народов страны. Как следствие, профессиональная ниша низкоквалифицированного труда рабочих почти полностью занята этническими группами из стран ближнего и даль-не-го зарубежья, в том числе Китая и Вьет-на-ма.

Сложившаяся ситуация обусловлена целым рядом факторов, влияющих как на спрос , так и на предложение квалифицированных рабочих кадров.

Основными причинами, ограничивающими спрос на высококвалифицированных рабочих со стороны рынка труда, являются:

● «абсолютная» неперспективность большинст-ва предлагаемых работодателями рабочих мест;

●не-же-ла-ние работодателей принимать на работу выпускников учреждений системы НПО и СПО;

● слабая мотивация молодых людей после окончания учреждений НПО и СПО работать по полученной специальности;

● на-ли-чие среди рабочих значительного количества мигрантов без специальной подготовки.

Со стороны предложения высококвалифици-рованных рабочих на рынке труда к таким факторам возможно отнести низ-кий уровень подготовки рабочих в боль-шин-стве учреждений НПО, а также несоответствие предлагаемой ими структуры рабочих специальностей реальным запросам производства.

Вышеперечисленные проблемы в значительной мере обусловлены недостатками сложившейся системы непрерывного профессионального образо-вания, имеющей своеобразный «сословный» характер, где подготовка рабочих кадров осуществляется в жесткой связке «профессия-уровень образования». При этом, начальный уровень профессиональной подготовки распространяется и на уровень образования, обусловливая завуалированную дискри-минацию личности по профессиональному признаку. Рабочих продолжают готовить как рабочую силу с доминированием отношений «работник-техника», проектируя для них «начальное» гуманитарное образование, с «начальным» нравственным, правовым, эстетическим сознанием, т.е. пожизненно «началь-ным» человеком .

Противоречие между доминирующей социаль-но-профессиональной многоуровневой моделью системы непрерывного образования, ориентирующей на иерархический социальный статус, и потребностями инновационной экономики в высоком качестве профессиональной деятельности рабочих, является одним из ключевых и проявляется в различных формах. В частности, застойные и тяжелые формы незанятости характерны для малообразованных работников, а отдача от обучения в образовательных учреждениях системы НПО крайне низкая: заработная плата увеличивается на 2-3% или даёт нулевой эффект. С точки зрения повышения заработной платы по окончании обучения в системе НПО и СПО российские работники проигрывают выпускникам аналогичных образовательных учреждений в развитых странах .

Очевидно, что инновационное развитие и по-вы-ше-ние конкурентоспособности страны возможны только как следствие синергетического эффекта радикальных изменений системы профессионального образования, предусматривающих придание ей должного качества и эф-фек-тив-нос-ти, динамичности и гиб-кос-ти, всеобщего и неп-ре-рыв-но-го повышения профессионального уровня человеческого капитала. В связи с этим возникает задача перепрофилизации учреждений профессионального образования , ра-ционализации и оптимизации сис-те-мы подготовки квалифицированных рабочих .

Современные учреждения НПО и СПО нуждаются не столько в «косметическом» со-вер-шен-ство-ва-нии системы подготовки рабочих кадров, сколько в ее кардинальной перестройке на основе смены поколений материально-тех-но-ло-ги-чес-кой базы, внедрения инноваций, нового содержания, форм и ме-то-дов профессиональной подготовки учащихся (студентов), а так-же педагогического менеджмента .

Большая социально-экономическая значимость вышеперечисленных проблем, многоуровневый и многоаспектный их характер обусловливают необходимость применения программно-целевого подхода и проектного управления. В таком контексте представляется целесообразным разработка и реализация Национального проекта «Российская рабочая квалификация», направленного на обеспечениесетевого взаимодействия учреждений НПО и СПО страны, бизнеса и на-уки.

При этом в качестве приоритетных направлений подготовки рабочих кадров в рамках предлагаемого национального проекта могут быть реализованы следующие инновационные модели:

● модель «Выс-шее рабочее образование - прикладной бакалавриат» - тип многоуровневой вариативной подготовки высококвалифицированных рабочих с выс-шим профессиональным образованием для инновационного высокотехнологичного производства;

● модель «Про-фес-си-ональ-ное ремесленное образование» - интегративная подготовка квали-фицированных специалистов для широкого развития сферы малого бизнеса.

Модели базируются на современных теоретико-методологических разработках, накопленном отечественном и зарубежном опыте. Изложим концептуальные положения каждой из вышеназванных моделей:

Необходимость ре-али-за-ции модели «высшего рабочего образования - прикладного бакалав-риата» обусловленаследующим. В нас-то-ящее время целый ряд рабочих специальностей выдвигают требования уровня высшего образования (например, сталевары, специалисты в об-лас-ти информационных технологий и т. д.). Аналогичные процессы происходят и в раз-ви-тых странах - в Япо-нии, США, ФРГ и др., где рабочий со специальным высшим образованием уже не редкость.

Еще в 1992 г. специалистами Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) разработана и внед-ре-на в ря-де учебных заведений Свердловской и Тю-мен-ской области Концепция высшего рабочего образования и па-кет нормативной и учеб-но-ме-то-ди-чес-кой документации, полностью обеспечивающей много-уровневый, вариативный учебно-вос-пи-та-тель-ный процесс подготовки рабочих с выс-шим образо-ванием (прикладной бакалавриат). Была разработана модель института рабочего образования (ИРО), создаваемого на базе вуза, техникума, колледжа или «продвинутого» профессионального училища, в ко-то-ром каждому человеку обеспечивается формирование индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и лич-нос-тно-го роста .

Фактически это первая в стра-не система рабочего образования, которая соответствует «экономике знаний» и поз-во-ля-ет реализовать популярный в раз-ви-тых странах лозунг «Образование через всю жизнь». Такая система позволяет молодому человеку не только успешно профессионализироваться и пла-ни-ро-вать свою карьеру на любом предприятии, но и при социально-эко-но-ми-чес-кой необходимости самостоятельно создавать новые рабочие места, в том числе малые инновационные предприятия.

Актуальность ре-али-за-ции модели «Профес-сиональное ремесленное образование» обусловлена закономерными процессами общественного разви-тия. Современные национальные экономики раз-витых стран характеризуются переходом от массового производства стандартной продукции к спе-ци-али-зи-ро-ван-ным малым формам производства и сер-ви-са, рассчитанным не только на индивидуальные потребности граждан, но и на потребности высокотехнологичного производства. При этом производство товаров и ус-луг по непосредственным заказам населения имеет, как правило, эксклюзивный характер и нап-рав-лен-о на улучшение качества жизни.

В то же время увеличение числа малых предприятий ремесленного профиля, происходившее в пос-лед-нее двадцатилетие, не сопровождалось соответствующей подготовкой кадров.

Таким образом, актуализируется проблема острой необходимости организации подготовки ремесленников-пред-при-ни-ма-те-лей международной квалификации.

Ремесленник - это работник принципиально нового типа не только в про-фес-си-ональ-ном, экономическом, но и в пра-во-вом плане, сочетающий в се-бе качества рабочего высокой квалификации и ме-нед-же-ра, способного спроектировать, обеспечить ресурсами трудовой процесс и са-мос-то-ятель-но выполнить работу, постоянно ориентируясь на максимальное удовлетворение запросов заказчика.

С 1998 г. в Ека-те-рин-бур-ге специалистами РГППУ совместно с не-мец-ки-ми партнерами разработаны и ус-пеш-но внедрены в прак-ти-ку новые для России профессиональные образовательные программы для подготовки ремесленников-пред-при-ни-ма-те-лей по специальностям «маляр-ди-зайнер», «столяр», «плиточник-мо-за-ич-ник» и др. Следует заметить, что количество ремесленных профессий, по которым ведется подготовка рабочих нового типа, постоянно увеличивается.

Сегодня подготовку ремесленников осуществля-ют несколько колледжей и про-фес-си-ональ-ных училищ Свердловской и Че-ля-бин-ской областей, Ямало-Не-нец-ко-го автономного округа и т. д. Несмотря на то, что в этот процесс вовлечено около тысячи обучающихся и на-коп-лен-ный опыт признается отечественными и за-ру-беж-ны-ми экспертами во всех отношениях удачным, все же, учитывая масштабы и по-тен-ци-ал нашей экономики, существующая ремесленная подготовка в на-шей стране - это уровень педагогических экспериментов, а не массовая практика, которая могла бы в кор-не изменить сферу малого бизнеса.

Рассмотренные модели подготовки рабочих кадров, наравне с существующими, должны реализовать инновационное опережающее развитие системы НПО и СПО, соответствующей мировым стандартам массовую подготовку россиян по рабочим профессиям средней и выс-шей квалификации и базироваться на процессах:

формирования и развития региональных научно-учебно-производственных кластеров для ресурсного обеспечения образовательных программ на основе постоянно обновляющейся современной техники и технологии ведущих мировых разработчиков и про-из-во-ди-те-лей (материально-техническое обеспечение);

разработки и внед-ре-ния эффективных методов и содержания теоретического и про-из-вод-ствен-но-го обучения квалифицированных рабочих (профессионально-педагогическое обеспечение) .

В настоящее время реализации данных процессов препятствует ряд факторов. Так, в ре-ги-онах с от-но-си-тель-но развитой промышленностью получили широкое распространение разнообразные формы ускоренной дифференцированной подготовки рабочих для ограниченной узкоспециализированной деятельности на конкретном рабочем месте. Низкий уровень подготовки рабочих при данном подходе обусловлен доминированием форм и ме-то-дов обучения, неадекватных современным социально-про-из-вод-ствен-ным требованиям . Представляется, что наряду с оп-ре-де-лен-ным экономическим эффектом для работодателей такой подход приведет к стаг-на-ции производства и су-ще-ствен-ным материальным потерям .

Актуальной является также проблема разработки и ап-ро-ба-ции моделей подготовки квалифицированных рабочих с учас-ти-ем социальных партнеров (работодателей). По результатам социологического опроса более 70 % руководящих работников предприятий считают, что необходи-мыми условиями подготовки таких рабочих являются:

● формирование индивидуальной образователь-ной траектории для профессионального, карьерного и лич-нос-тно-го роста обучающихся;

● тесное взаимодействие предприятий с уч-реж-де-ни-ями профессионального образования в части, касающейся определения целей, содержания, форм и ме-то-дов обучения.

В то же время почти половина руководителей производства считают, что к подготовке кадров в ус-ло-ви-ях предприятий должен привлекаться потенциал системы профессионального образования .

Анализ теории и прак-ти-ки профессионального образования показывает, что обеспечение отмеченных выше условий возможно на основе комплексного совершенствования организационной, содержательной и про-цес-су-аль-ной сторон профессионального обучения. Это обеспечит переход профессиональных учебных заведений и об-ра-зо-ва-тель-ных структур предприятий к пер-спек-тив-но-му вариативному многоступенчатому обучению по группам профессий и про-фес-си-ям широкого профиля.

В данном аспекте положительной тенденцией является курирование училищ и техникумов ведущими предприятиями с целью подготовки рабочих кадров под потребности конкретного производства. С их стороны социальное партнерство чаще всего осуществляется на основе предоставления обучающимся рабочих мест для прохождения практики. Например, в Свердловской области, позиционирующей себя региональной зоной опережающего развития экономики благодаря высокому уровню человеческого капитала, сформирована сеть успешно функционирующих ресурсных центров (Первоуральский новотрубный завод совместно с металлургическим колледжем и др.). Другим примером ресурсного обеспечения и модернизации программ СПО на основе социального партнёрства могут быть корпоративные образовательные учреждения. В частности, подобный проект реализуется в корпоративном университете Уральской горно-металлургической компании в партнерстве с ведущими вузами и колледжами.

Безусловно, реализация данных проектов создает предпосылки для актуализации и мо-дер-ни-за-ции как те-оре-ти-чес-кой, так и практической составляющих профессиональной подготовки, что детерминирует реализацию системы вариативного по содержанию, индивидуализированного по времени, темпам и нап-рав-лен-нос-ти непрерывного профессионального образования рабочих . Однако, на наш взгляд, вышеприведённые примеры не приобретут характер системного процесса и не дадут ожидаемый синергетический эффект, если не изменится положение с про-фес-си-ональ-но-пе-да-го-ги-чес-ки-ми кадрами (педагогов, обучающих профессии) в сис-те-ме среднего и, в осо-бен-нос-ти, начального профессионального образования.

В об-ра-зо-ва-тель-ных учреждениях НПО России общая численность руководящих и про-фес-си-ональ-но-пе-да-го-ги-чес-ких работников составляет около 210 ты-сяч человек (ими занято около 74 % ставок). Учитывая, что часть вакансий приходится на совместителей, а до 17 ты-сяч человек - это ежегодная текучесть кадров, можно определить общую неудовлетворенную потребность в про-фес-сио-наль-но-пе-да-го-ги-чес-ких работниках, которая равна 52 ты-ся-чам человек. Это количественная характеристика структуры профессионально-педагогических кадров .

Качество данной категории работников ха-рак-те-ризуют следующие показатели. В ру-ко-во-дя-щем составе учреждений НПО лишь 26 % педагогов имеют высшее профессионально-пе-да-го-ги-чес-кое образование (ППО) и 2 % - среднее; 24 % преподавателей име-ют высшее ППО и 4,6 % - среднее; 9,7 % мастеров производствен-ного обучения имеют выс-шее ППО, 14,9 % - среднее и око-ло 15 % работников - начальное и об-щее среднее образование. Это резко снижает качество профес-сиональной подготовки рабочих кадров. Между тем, профессионально-пе-да-го-ги-чес-кий работник должен быть подготовлен как специалист широкого педагогического профиля, включающего в се-бя функции мастера производственного обучения, преподавателя специальных и об-ще-тех-ни-чес-ких дисциплин, а так-же возможности совмещения этих функций. Поэтому специфика профессионально-пе-да-го-ги-чес-ко-го образования состоит в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности, сочетающей взаимодействие психолого-пе-да-го-ги-чес-ких, специальных отраслевых и про-из-вод-ствен-но-тех-но-ло-ги-чес-ких составляющих.Кроме того, в со-от-вет-ствии с тре-бо-ва-ни-ями образовательного стандарта, производственно-тех-но-ло-ги-чес-кая компонента такой деятельности определяет еще одну специфическую особенность подготовки педагога профессионального обучения - обязательное получение рабочей профессии.

Объединенными усилиями теоретиков и прак-ти-ков, осуществляющих подготовку профессионально-пе-да-го-ги-чес-ких работников, представляющих 128 ву-зов и 88 кол-лед-жей РФ, объединенных в Учеб-но-ме-то-ди-чес-кое объединение по профессионально-пе-да-го-ги-чес-ко-му образованию, и работодателей-эк-спер-тов, в нас-то-ящее время разработана Комплексная программаразвития профессионально-педагоги-ческого образования «Профессионально-пе-да-го-ги-чес-кие кадры России». Программа включает в се-бя комплекс взаимосвязанных мероприятий: правовых, социально-эко-но-ми-чес-ких, организа-ционно-уп-рав-лен-чес-ких, методологических, прогностических и др. Реализация Программы позволит системе профессионально-пе-да-го-ги-чес-ко-го образования стать полноценным системо-образующим ядром в ре-ше-нии проблем подготовки высококвалифи-цированных рабочих кадров .

Дальнейшая разработка вышеизложенных концептуальных положений и их реализация в форме национального проекта невозможна без соответствующего институционального решения. Имеется ввиду наличие организации-координатора, обладающей необходимым ресурсным и компетент-ностным потенциалом. Наличие предпосылок создания такой организации можно продемонстри-ровать на примере деятельности РГППУ, являющимся базовым вузом России в об-лас-ти профессионально-пе-да-го-ги-чес-ко-го образования.

Специалистами РГППУ за последние годы разработана и внед-ре-на эффективная технология создания региональных научно-образовательно-про-из-вод-ствен-ных кластеров, обеспечивающих сетевое взаимодействие учреждений НПО и СПО, бизнеса и на-уки региона. В частности, сов-мес-тно с ООО Уральская машиностроительная компания «Пумори - СИЗ»создан и раз-ви-ва-ет-ся «Учебно-де-монстра-ци-он-ный центр технологий машиностроения Пумори-СИЗ - РГППУ», оснащенный самым современным и слож-ным металлообрабатывающим оборудованием ведущих фирм мира, на базе которого осуществляются:

● проектирование технологий изготовления деталей высокого уровня сложности;

● выполнение заказов предприятий по изготовлению изделий высокой сложности;

● изучение проблем в об-лас-ти обработки металлов резанием и на-уч-но-ме-то-ди-чес-ких проблем подготовки рабочих кадров высокотехнологичных производств;

● ор-га-ни-за-ция и ре-али-за-ция учебного процесса по подготовке операторов, наладчиков, програм-мистов, технологов из числа студентов университета, обучающихся по программам СПО, работников предприятий города и об-лас-ти.

В университете созданы аналогичные кластерные образования по другим отраслям экономики:

● научно-учеб-но-про-из-вод-ствен-ный комплекс «УралНИТИ - РГППУ», осуществляющий:

● про-ве-де-ние научных исследований по разработке новых квалификационных требований к про-фес-си-ям в ус-ло-ви-ях модернизации оборудования и тех-но-ло-гий, внедрения инноваций;

● раз-ра-бот-ку модульных технологий обучения по профессиям «оператор токарных (фрезерных) станков с ЧПУ», «механиков» и «наладчиков»;

● раз-ра-бот-ку управляющих программ, инструмента и тех-но-ло-гий механообработки;

● на-уч-но-ис-сле-до-ва-тельскую деятельность: изучение проблем в об-лас-ти обработки металлов резанием, литья под низким давлением, термической обработки металлов, а так-же проблем подготовки кадров высокотехнологичных производств.

Цен-тр станочного оборудования ООО «Униматик», осуществляющий:

● ор-га-ни-за-цию изучения и раз-ви-тия концепций и ме-то-дик производственного обучения фирмы «ЕМСО» в ин-те-рак-тив-ном классе «Униматик» препо-давателями и мас-те-ра-ми производственного обучения университета и дру-гих образовательных учреждений;

● ор-га-ни-за-цию постоянно действующих учебно-про-из-вод-ствен-ных курсов по обучению операторов и на-лад-чи-ков работе и прог-рам-ми-ро-ва-нию на станках с ЧПУ из числа студентов университета, обучаю-щихся по программам СПО, работников промышлен-ных предприятий и на-се-ле-ния.

Научно-учеб-ный центр «Бизнес-шко-ла электрика», осуществляющий:

● проведение по заявкам работодателей научных исследований по разработке новых профессий энергетического профиля, востребованных на рынке труда;

● соз-да-ние современных конкурентных образцов и мо-де-лей учебного оборудования электро-техни-ческого профиля для образовательных учреждений НПО и СПО;

● раз-ви-тие электромонтажной мастерской, лаборатории-мас-тер-ской электрооборудования и элек-трос-наб-же-ния, лаборатории интеллектуальных технологий, заданий для подготовки энергетиков на базе оборудования Schneider Electric;

● обу-че-ние студентов университета, обуча-ющихся по программам СПО, по разработанным программам подготовки.

Научно-учеб-ный центр сетевых технологий D‑Link, осуществляющий:

● при-об-ре-те-ние аппаратно-прог-рам-мно-го комплекса сетевого оборудования;

● по-вы-ше-ние квалификации профессорско-пре-по-да-ва-тельско-го состава (ППС) путем сертификации преподавателей в об-лас-ти сетевых технологий.

Научно-учеб-ный центр Danfoss, осуществля-ющий:

● про-ве-де-ние научных исследований по разработке новых профессий;

● соз-да-ние современных конкурентных образцов и мо-де-лей учебного оборудования электротехни-ческого профиля для образовательных учреждений НПО и СПО;

● взаимодействие с региональным центром подготовки энергетиков.

Аналогичные функции выполняют также образовательный Центр «IT Ака-де-мия Microsoft» по повышению квалификации в об-лас-ти IT‑тех-но-ло-гий и научно-учеб-ный центр подготовки монтажников радиоэлектронной аппаратуры и при-бо-ров Tesla (совместно с ком-па-нией «АТЛАС ПРО»).

В настоящее время намечается развитие нового подхода к модернизации экономики за счет создания и развития региональных центров компетенций, призванных:

● содействовать разработке и внедрению эффективных технологий и оборудования на уровне лучших зарубежных аналогов при проектировании новых и реконструкции действующих предприятий; осуществляемый в государственном масштабе;

● инициировать и координировать реализацию комплексных отраслевых проектов, а также инновативных исследовательских проектов;

● осуществлять разработку и экспертизу федеральных и региональных программ развития;

● объединять усилия академических, отраслевых институтов, вузовской науки, проектных организа-ций для эффективного решения научно-технических задач, стоящитх перед отечественным производством и др.

Приоритетными направлениями региональных центров станут:

● формирование баз данных зарубежных и отечественных технологических компетенций мирового уровня;

● создание пула потенциальных отечественных и зарубежных инвесторов для реализации региональ-ных отраслевых программ и отдельных проектов;

● содействие коммерциализации отечественных разработок;

● разработка и экспертиза федеральных и региональных программ развития и пр.

Реализуя свою миссию в создании теоретико-методологических основ системы профессионально-педагогического образования, ее развития и модернизации, обобщении и распространении передового опыта подготовки рабочих кадров, РГППУ должен стать одним из основных элементов вышеуказанных региональных центров компетенций , ответственным засертификацию квалификаций, а также осуществление совместно со специализи-рованными предприятиями технологи-ческого аудита в целях освоения нового и модернизации существующего оборудования, эффективного освоения новых технологических про-цессов с соответствующим кадровым сопровожде-нием.

Литература

  1. Федоров В.А. Профессионально-педагоги-ческое образование в изменяющихся социально-экономических условиях: научное обеспечение развития // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования, 2008. №9 (57) С. 127-134.
  2. Гончаров С.З. Логико-категориальное мышление. В 3-х ч. Ч.2 Объективная основа возникновения и развития мысли. Екатеринбург, Изд-во «Росс. гос. проф.-пед. ун-т».2008. - 344 с.
  3. Капелюшников Р. «Спрос и предложение высококвалифицированной рабочей силы в России: кто бежал быстрее» / Вопросы экономики, 2012. № 3, С. 120-147.
  4. Романцев Г.М. Теоретические основы высшего рабочего образования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. - 333 с.
  5. Шиканов С.В. «Современные проблемы профессионального образования рабочих кадров в рамках экономического развития РФ» // Известия Томского политехнического университета. 2008. Т. 313. № 6, С. 70-73.

Bibliography

  1. Fedorov V.A. vocational-pedagogical education in changing socio-economic environment: scientific support of development // Education and science. Proceedings of the Ural branch of the Russian Academy of education. 2008. № 9 (57). Pp. 127-134.
  2. Goncharov S.Z. logic-categorical thinking. The 3-h. h. 2 Objective basis of origination and development of thought. Ekaterinburg, Izd-vo «Ross. GOS. Prof.-Ped. University. "2008. -344 p.
  3. Kapelushnikov R. The supply and demand of highly skilled labour in Russia: who was running faster // Questions of economy. 2012. № 3. Pp. 120-147.
  4. Romantsev G.M. Theoretical bases of higher worker education. Ekaterinburg: Ural Publishing House. GOS. Prof.-Ped. University Press, 1997. 333 p.
  5. Shikanov S.V. Modern problems of professional education of personnel in the context of the economic development of the Russian Federation // Proceedings of Tomsk Polytechnic University. 2008. Vol. 313. № 6. Pp. 70-73.

Skills development for the innovation economy: problems and solutions

In the article the main problems that lead to poor performance of the existing system of training skilled workers. The necessity of radical restructuring and advanced development institutions of primary and secondary vocational education on the basis of the implementation of the national project «Russian working qualification ". Proposed innovative mechanisms for training and vocational/educational professionals that provide networking educational institutions, business and science.

Key words:

Литвинов Александр Сергеевич , аспирант экономического факультета Воронежской государственной технологической академии, Россия

| Скачать PDF | Загрузок: 69

Аннотация:

Развал системы подготовки профессионально-технических кадров, существовавшей в советский период, старение персонала и отсутствие притока молодежи на производство негативно влияют на реализацию инновационных проектов. В результате запуск производства новой продукции сопровождается необходимостью привлечения персонала. Необходима модернизация системы образования, направленная на формирование устойчивых связей между учебными заведениями и предприятиями.

JEL-классификация:

Развал системы подготовки профессионально-технических кадров, существовавшей в советский период, старение персонала и отсутствие притока молодежи на производство негативно влияют на реализацию инновационных проектов. В результате даже при наличии финансовых ресурсов запуск производства новой продукции сопровождается необходимостью привлечения персонала. Однако если в случае «продуктовой» инновации эта проблема носит локальный характер, то технологическое обновление производства предъявляет к качеству кадров более серьезные запросы.

Средний возраст сотрудников российских научных организаций – 47,4 года, исследователей до 30 лет в России всего 17 %. Ученых самого активного «научного» возраста – от 30 до 40 лет – еще меньше, 13 %. Средний возраст исследователей с кандидатской степенью – 52 года, а с докторской – 60 лет. При этом в нашей стране довольно много людей получают степень кандидата наук – почти четверть всей молодежи с высшим образованием. А вот заявки на государственные научные гранты подают всего 3 % молодых ученых, в то время как в США – эта цифра составляет 84 %.

Ключевыми проблемами молодежного инновационного сектора являются:

Отсутствие новых подходов и методов подготовки кадров и их вовлечения в инновационную деятельность;

Утрата преемственности в науке;

Серьезный разрыв между образовательной и научной школами;

Отсутствие единой централизованной информационной системы, предназначенной для получения информации и обмена опытом в сфере инновационного предпринимательства.

Присутствие России на международном рынке наукоемкой продукции весьма незначительно: ее доля составляет, по разным оценкам, от 0,35 до 1 %. Это ниже показателей не только развитых стран мира, но и развивающихся стран Азии. В структуре товарооборота на долю соглашений, предметами которых являлись патенты, патентные лицензии и товарные знаки, приходится не более 1 % экспорта и 10 % импорта технологий.

Кризис научно-технической сферы России связан с кардинальными изменениями институциональных условий: сокращением бюджетного финансирования, неспособностью предпринимательского сектора приступить к серьезным инновационным проектам, инерционностью организационной структуры.

Уровни, тенденции и структура финансирования науки и новых технологий не соответствуют ни текущим потребностям России, ни стратегической задаче преодоления отставания от лидеров мировой экономики.

Что касается обеспечения кадровыми ресурсами, то, по данным органов государственной статистики, потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест на 31 октября 2008 г. составляла 899 тыс. или 2,8 % от общего числа рабочих мест. Наибольшее количество вакантных рабочих мест сложилось в здравоохранении и социальном обеспечении (19,4 % от общей потребности), обрабатывающих производствах (16,2 %), операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг (15,6 %), на транспорте и в связи (12,3 %), образовании (9,2 %). Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по видам экономической деятельности более наглядно изображена на рис. 1 .

Рис. 1. Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по видам экономической деятельности на 31 октября 2008г., тыс. человек

Анализ потребности организаций в работниках по профессиональным группам показал, что наибольшее количество вакантных рабочих мест отмечается по профессиям квалифицированных рабочих промышленных предприятий, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр (21,3 % от общей потребности в работниках), специалистов высшего уровня квалификации (19 %), неквалифицированных рабочих (16,2 %), специалистах среднего уровня квалификации (13,9 %). Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по профессиональным группам представлена в таблице 1 .

Таблица 1

Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по профессиональным группам

Профессиональная группа

Списочная численность работников – всего,

тыс. человек

Потребность в работниках для замещения вакантных рабочих мест,

тыс. человек

Процентное соотношение потребности в работниках для замещения вакантных рабочих мест в общем числе рабочих мест по соответствующей профессиональной группе, %

Руководители учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений (служб)

Специалисты высшего уровня квалификации

Специалисты среднего уровня квалификации

Работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием

Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности

Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства

Квалифицированные рабочие промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр

Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин

Неквалифицированные рабочие

Таким образом, модернизация системы образования должна быть подчинена формированию нового качества всей системы российского образования и обеспечению его адекватности актуальным и перспективным потребностям и запросам общества. Ориентация системы образования на удовлетворение реальных потребностей конкретных потребителей должна стать основой для привлечения дополнительных материально-технических и финансовых ресурсов.

Одним из важных свидетельств позитивного влияния изменений в производстве на занятость служит увеличение масштабов переподготовки работников. В советский период значительная часть предприятий содержала свою систему подготовки кадров, начиная от первичного обучения на рабочем месте вновь принятых работников и заканчивая финансированием обучения работников в учебных заведениях. С началом рыночных преобразований средства, направляемые на обучение и переподготовку работников, были сокращены в некоторых случаях почти до нуля. По мере осуществления технологических нововведений и нахождения своей рыночной ниши предприятия столкнулись с необходимостью повышения или изменения квалификации работников, поиска специалистов на стороне, обучения новых кадров. В результате доля средств, направляемых на эти цели, стала увеличиваться.

Только на недавней конференции «Взаимодействие работодателей и отраслевых университетов в сфере АПК по реализации региональных антикризисных программ», состоявшейся в Москве, было подписано сразу несколько соглашений о сотрудничестве между Российским аграрным движением и Московским государственным университетом технологий и управления. Документы предусматривают повышение качества обучения и переподготовки студентов и работников АПК, пищевой промышленности, общественного питания, а также предоставление им гарантированной работы.

Подводя итоги сказанному, можно выделить следующие действия, способствующие развитию инновационной деятельности в России. По нашему мнению, необходимо:

Дать возможность вузам создавать малые инновационные предприятия – в противном случае эффективность вузовских инноваций по-прежнему будет достаточно низкой;

Ликвидировать недостаток квалифицированных кадров, которые могли бы сопровождать сложные инновационные проекты;

Создать образовательную базу, соответствующую уровню развития техники;

Организовать центры коллективного пользования, оснащенные современным оборудованием, куда могли бы иметь доступ несколько организаций.

Инновации должны внедряться самими предприятиями. Эта цель осуществима при модернизации оборудования с одновременной реструктуризацией управленческой структуры, повышением качества продукции и учетом требований конечных потребителей. Задача макроэкономического регулирования заключается в определении приоритетов для развития всей экономики, поддержке инноваций, имеющих межотраслевой характер и способствующих развитию производственного потенциала страны.

3. Назревшие проблемы модернизации системы общего образования / Катанова Е. // Экономист. – 2008. – № 12. – С. 84-88.
4. Российская Бизнес-газета. – 2009. – 24 марта.

С.М. Никитенко
к.э.н., доцент
КемИРГТЭУ
г. Кемерово

О кадровом обеспечении инновационной деятельностью в регионе

Решение проблемы активизации инновационной деятельности во многом зависит от насыщения рынка труда специалистами, способными продвигать результаты научных исследований и разработок на рынок наукоемкой продукции. В настоящее время в России обострились запросы на рынке труда к подготовке специалистов нового поколения, способных ориентироваться и активно действовать в условиях динамично развивающихся на мировом рынке отношений. Такие выводы содержатся, в том числе, в исследовании "Рынок труда и система профессионального образования", которое было проведено Левада-Центром совместно с фондом "Общественное мнение" по заказу Министерства образования и науки РФ.
Коллектив специалистов под руководством автора статьи в 2006 году провел экспертный опрос среди руководителей и главных специалистов предприятий разных отраслей экономики Кузбасса. Опрос проводился в рамках проекта развития национального информационно-аналитического центра (НИАЦ) по мониторингу подготовки кадров для научно-инновационной деятельности и обеспечению их мобильности. Была применена методика, предоставленная факультетом инновационно - технологического бизнеса Академии Народного Хозяйства при Правительстве РФ. Всего в опросе участвовало около 200 предприятий Кузбасса различных форм собственности, разных отраслей промышленности, с численностью от 10 до 14 000 человек. Цель опроса - получение информации о востребованности в трудовых коллективах специалиста по управлению инновационной деятельностью и определение потребности в них на ближайшие годы.
Результаты опроса показали, что потребность в таких специалистах в настоящий момент формируется как крупными, так и малыми предприятиями, работающими в сфере научно-технологического бизнеса. Респонденты высказали пожелание принять к себе на работу от одного до двух специалистов по управлению инновациями. Представители администрации (областной и муниципальных) отметили, что, по их мнению, на малых и средних предприятиях производственной сферы такими знаниями должен обладать как минимум один человек - первый руководитель.
В целом исследование показало, что предприятия региона готовы ежегодно принимать на работу 650 - 670 специалистов по управлению инновационной деятельностью. Предположительно рост данного показателя будет увеличиваться на 7-10% ежегодно.
Результаты опроса показали, что требования реального сектора экономики к специалистам по управлению инновационной деятельностью имеют свою специфику. Анализ и систематизация требований работодателей позволили составить предполагаемый портрет инновационного менеджера:
обязательное высшее образование;
наличие определенного багажа базовых способностей менеджера;
опыт практической деятельности;
готовность работать в стрессовой ситуации;
преданность корпоративной культуре;
высокая мотивация к достижению цели;
инициативность и творчество;
постоянная жажда нового;
способность генерировать идеи.
Проведенное в регионе исследование позволило выявить целый ряд вопросов, решение которых имеет определяющее значение: наличие дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе; отставание предложений образовательных услуг от потребности рынка труда; плохое сопряжение сферы труда и сферы образования в области взаимодействия классификации профессий и специальностей.
Некоторые предприятия осуществляют весь инновационный цикл, и управление инновационными проектами проводится через определенные функции персонала. Квалификационный справочник (с поправками 2005г.) возлагает ответственность за осуществление инновационной деятельности на руководителей структурных подразделении: начальника научно-исследовательской лаборатории, главного инженера, патентоведа, менеджера по управлению персоналом и т.д. На практике, как показал опрос, управлением инновационной деятельностью занимается, в основном, «директорат» предприятия и специальные подразделения, которые занимаются инновационной деятельностью частично в рамках основных задач. На большинстве предприятий, из числа охваченных обследованием, нет пока специальных подразделений или отдельных специалистов, выполняющих функции инновационного менеджера. Можно заметить, что «выпадают» как раз те функции, которые обеспечивают динамику инновационной деятельности: производственное проектирование выпуска новой продукции; оценка и экспертиза коммерческой перспективности новшеств; бизнес-планирование процесса создания и продвижения нового продукта; приобретение патентов и лицензий; сертификация, аттестация и стандартизация новшеств, управление интеллектуальной собственностью. Можно также сделать вполне логичный вывод о необходимости корректировки образовательных программ с целью обеспечения необходимыми знаниями обучающихся в настоящее время студентов вузов.
Однако, в ходе реализации учебных программ возникают трудности связанные с отсутствием в вузах комплексного подхода к обучению будущих менеджеров для инновационной сферы. С точки зрения конечного результата процесс обучения должен быть ориентирован на подготовку специалистов не только обладающих определенным объемом теоретических знаний, но и говорящих на одном языке с инновационным предпринимателем.
В наибольшей степени решению этой задачи соответствуют коучинг - технологии. В понятие «коучинг» вкладывается в данном случае технология интеграции действующих специалистов-практиков в процесс подготовки инновационных менеджеров, превращение того, что умеют делать опытные в инновационной сфере специалисты - в учебные ситуации. Помогать другим учиться - это не то же самое, что обучать других. Помочь обучающемуся научиться практически извлекать урок из происходящих или произошедших на регионально-международном уровне событий, удачных или не удачных - это и есть ключевой механизм, позволяющий обрести управленческие навыки как отдельному человеку, так и целой команде.

Понятно, что желающих заниматься воспитанием менеджера «под себя», сегодня, мягко говоря, мало. Для решения этой задачи на базе межвузовского инновационного научно-производственного центра «ИННОТЕХ» был организован экспериментальный бизнес-адаптер молодых специалистов. Главная цель, которую преследовали создатели новой обучающей структуры, заключалась в том, чтобы профессионально и психологически адаптировать вчерашних выпускников к их будущей деятельности. Для работы в адаптере были отобраны первые 12 дипломированных специалистов, которые встали на учет в Кемеровский городской Центр занятости населения сразу же после окончания вуза. Разрабатывая критерии отбора людей, с которыми предстояло работать, организаторы исходили, прежде всего, из такого понятия, как инновационный цикл. Известно, что идея от момента появления до момента внедрения должна пройти несколько стадий развития. Причем на каждом этапе требуется участие совершенно разных специалистов. Финансисты, экономисты, технологи, эксперты, менеджеры по презентациям, переводчики, журналисты - усилиями всех этих специалистов идея и превращается в конкурентоспособный товар. Выпускники, которым в результате защиты дипломов были присвоены подобные квалификационные категории и были приглашены для работы в адаптере. В течение полугода вчерашние студенты тренировались под контролем наставников, руководителей, работая над реальными проектами, представляющими собой заказы действующих предприятий региона. В результате молодые специалисты получили первый производственный опыт, который помог им уже после выпуска из стен адаптера успешно пройти конкурсные отборы работодателей. Сегодня все те, кто прошел через адаптер, успешно работают в организациях и на предприятиях области. Столь позитивные результаты говорят сами за себя. Бизнес-адаптер молодых специалистов имеет полное право на существование. Однако для организации подобной структуры требуются определенные средства. Вопрос в том, кто их предоставит. Многие местные предприятия могут инвестировать средства в развитие бизнес-адаптера, но только при одном условии: готовить специалистов для работы в условиях данного производства. Однако, в этом случае структура автоматически становится в зависимость от состояния и политики конкретного предприятия. Видится целесообразным, что проблему финансирования такой структуры, как бизнес-адаптер, должна решить местная власть. И чем скорее она это сделает, тем быстрее можно будет удовлетворить все возрастающую потребность региональных предприятий в квалифицированных и опытных менеджерах-новаторах.
Опыт практической подготовки кадров показал, что обучение азам инновационного менеджмента необходимо начинать еще до того, как дипломированный специалист покинет стены родного вуза. Это позволит существенно снизить социально-психологическую напряженность выпускников, связанную с проблемой будущего трудоустройства, а также полностью сохранить образовательный, научный и профессиональный потенциал молодых специалистов.
С целью создания условий для улучшения качества образования и практической деятельности менеджеров в области инженерного дела, научно-технической и промышленных сферах с учетом гендерных особенностей группа ученых и специалистов разрабатывают модель многоступенчатой подготовки специалистов на основе категориально-диалектической методологии с использованием новых информационных технологий.
Какие конечные результаты предполагается в итоге получить?
ь Модель профессиональной подготовки менеджеров, ориентированную на развитие личностной и профессиональной компетентности на основе развития высших мыслительных форм.
ь Программу многоступенчатой подготовки инженеров и менеджеров для инновационной сферы.
ь Специалистов, которые способны продуктивно включиться в профессиональную деятельность на предприятиях региона, минуя период адаптации.
Программа подготовки инновационных менеджеров должна начинаться с довузовской подготовки старшеклассников и планомерно реализовываться не только при помощи вузов, но и при активной поддержке органов власти на местном уровне. Только при этом условии может быть запущен механизм качественной подготовки специалистов, которые, в свою очередь, смогут квалифицированно работать с инновационным проектом на всех этапах его «жизненного цикла», способствуя, тем самым, изживанию энергосырьевой направленности российской экономики и ее интеграции в мировой рынок.

Выводы
С целью активизации процесса подготовки кадров для инновационной сферы в регионе необходимо:
1. Сделать вузы региона опорными центрами формирующейся многоуровневой системы непрерывного образования в инновационной сфере, на базе которых должна быть организована система повышения квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, осуществляющих или планирующих осуществление подготовки кадров.
2. Создать в регионе филиал Национального информационно-аналитического центра как региональный образовательный координационный центр, который должен работать через сеть учебно-консультационных центров муниципального уровня.
3. Создать Ассоциацию содействия инновационно-технологическому бизнесу, на основе которой создать механизм общественно-государственной аттестации образовательных программ дополнительного образования.
4. Внедрить функциональную модель управления подготовкой инновационных менеджеров в регионе, в которой понятие «система подготовки специалистов по управлению инновационной деятельностью» рассматривается как процесс взаимодействия и обратных связей между всем комплексом факторов, определяющих подготовку профессионалов.