Как изменить свою судьбу: три эффективных практики. Практика, которая поменяет вашу жизнь Практика на жизненные изменения

Зачем нужны духовные практики? В чем их польза для жизни?

Если вы только начинаете применять духовные инструменты , но пока затрудняетесь определить, есть ли сдвиги, результаты, прочитайте истории из жизни наших читателей и клиентов.

Они вас обязательно вдохновят.

Вы узнаете, как духовные практики могут в корне изменить жизнь : наладить отношения с близкими, улучшить здоровье, исполнить давние мечты, раскрыть свои таланты и многое-многое другое.

Цикл трансляций на Ключах Мастерства

Космические Законы

Получите видео записи 21 часовой трансляции с подробнейшим разбором каждого из Космических Законов

Нажимая кнопку «Получить доступ», вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и соглашаетесь с

Изменения в жизни после применения духовных практик. Истории трансформации участников проекта

Читайте лучшие истории участников проекта, жизнь которых изменилась благодаря духовным практикам.

Больше историй вы найдете в комментариях под этим видео.

Узнайте, какие практики участники проекта считают самыми лучшими

Разобралась в себе, простила людей, освободилась от страха

Опыт духовной трансформации Виктории Гейдер:

«Свой рассказ я хочу начать словами Алены: «Кто знает, как сложилась бы моя жизнь, если бы не проект Ключи Мастерства».

Сейчас я понимаю, что случайностей не бывает, все закономерно, вселенная слышит меня!

25 ноября 2016г я получила нежданную новость, что меня сокращают с работы, и я должна уйти через 3 дня. Это был шок.

Все планы, цели рухнули в мгновенье . Я провалилась в пропасть, пустоту, безысходность.

В поисковике я написала вопрос: Как жить дальше, если все против меня?

Вселенная ответ дала сразу, но тогда я этого не понимала. Просто прочла фразу: «Желания, идущие от ума, не осуществляются».

Через эту фразу я оказалась на Ключах Мастерства.

Какие опасности и вознаграждения несут духовные практики.

Алена, Вы и мои практики творят чудеса . Я радуюсь, наблюдаю за подарками вселенной, постепенно иду к своей цели и работаю над собой.

Каждый день для меня праздник света, солнца, радости.

Я рада, что у меня есть поддержка и явная — это мои ангелы-хранители. Они ведут меня, дают ответы на все мои вопросы.

Это интересно, послания приходят через знаки на улице, номера машин, во снах и картины на облаках)))).

Узнайте, как нужно обращаться к высшим силам, чтобы вас услышали.

В медитациях я чувствую как меня по спирали поднимают вверх с такой скоростью, иногда кажется, что я не хочу возвращаться из этого состояния.

После я неделю пребываю в состоянии блаженства, уверенности, безопасности .

Окружение мое совсем изменилось. Есть я и мои родители, которые поддерживают меня сильно, я им благодарна.

То, что я сейчас одна, этот период я обозначила для себя как очищение, освобождение и наполнение.

Разобралась в себе, простила людей, освободилась от страха.

Сейчас ищу свое творческое направление. Уже успела попробовать себя в написании статей.

Возвращаться к работе ради работы не хочу. Здесь тоже ищу свое место.

Есть изменения и у моих родителей, . У них улучшилось здоровье, отец резко бросил пить, их жизнь в материальном плане изменилась к лучшему.

Я в потоке и благодарна всем сердцем Вам, Алена, и команде КМ!)))) И вашим пенделям , они мне помогают когда я вхожу в ступор и меня одолевают сомнения.

И с этим я научилась справляться!

Жизнь прекрасна во всех проявлениях и я ее принимаю!»

Приняла себя, такой какая я есть, и принимаю других без ожиданий

История Юлии Завадской:

«Мне 48 лет, я IT-шник. На данный момент я счастливый человек.

У меня любимый муж, замечательный сын, чудесная дочь, прекрасная самодостаточная мама, уютный дом, удобная и интересная работа и есть время для себя.

А еще есть друзья, что на одной со мной волне.

Для того чтобы написать ответ, надо его осознать, прочувствовать и подвести промежуточный итог. А это уже само по себе весьма полезно.

Благодаря духовным практикам изменилась я сама и мое отношение ко всему происходящему со мной и вокруг. Это изменение потянуло за собой жизнь.

В итоге я имею:

  • Жизнь стала радостной. Привычка замечать улыбки реальности наполнила жизнь маленькими чудесами, а ответная радость повысила общий тонус жизни.
  • Приобретенное умение контролировать свою реакцию оградило от поступков, о которых я бы сожалела: волшебное правило из тренинга — реагировать в напряженной ситуации после 6 вдохов/выдохов.
  • Приняла себя, такой какая я есть и принимаю других без ожидания. В итоге нет разочарования в людях . Легче общаться стало.

  • Полюбила себя и ставлю на первое место и держу свои границы (где-то жестко, где-то гибко), главное осознанно!
  • Изменилось отношение к деньгам. Меньше стало заморочек, напрягов, больше подарков от реальности.
  • Качество общения кардинально изменилось. Уже 5 лет не смотрю ТВ, общаюсь в виртуальных сообществах по интересам, в живую — с людьми на моей волне. Исчезли люди-нытики, люди-обсуждатели, осуждатели. Ушли в далекое прошлое пустые тягостные беседы и болтовня.
  • Родные поддерживают (мама, дочь) или не вмешиваются, даже иногда играют в мои игры — проведение ритуальчиков (муж, сын).

Изучите список духовных способностей и даров и порадуйтесь, насколько далеко вы продвинулись.

Жизнь прекрасна и потихоньку улучшается день ото дня. Благодарю Алену, Вы моя звездочка путеводная.

Благодарю девочек из команды и рядовых Ключиков, мы с вами СИЛА, и я четко это чувствую. Всем нам — УРА!»

Судьба подарила мне встречу с любимым человеком

Своими достижениями поделилась Татьяна Волдина, этнограф, кандидат исторических наук, специалист по традиционной культуре обско-угорских народов:

«Более основательно духовным развитием стала заниматься с 2010 г, хотя и до этого читала соответствующую литературу.

Проходила посвящения в космоэнергетику, тибетские посвящения, накапливала соответствующий опыт.

Регулярные занятия йогой, семинары, посвящения, поездка в Индию, шаманские практики изменили не только меня, моё восприятие мира, но способствовали большим кардинальным изменениям в жизни.

  • Я смогла расторгнуть тяготивший меня брак с хорошим, но инертным человеком.
  • Судьба подарила мне встречу с любимым человеком , с которым мы соединили свои судьбы.
  • Я написала книгу, посвященную реинкарнации в культуре обских угров, на которую вряд ли отважилась раньше.
  • Я лучше стала понимать жизненные ситуации.
  • Отношения с окружающими стали гармоничными . Общение с дочерьми также перешли на другой более высокий уровень любви и взаимопонимания.

Одним словом я перешла на новую октаву в своей жизни. Недавно я познакомилась с Институтом Реинкарнационики, сайтом Ключи Мастерства и очень довольна новыми открытиями!»

Работа по принятию себя дала возможность открыть в себе такие таланты, о которых я и не подозревала

Как духовные практики изменили жизнь Жанны Суховой:

«Я просмотрела видео и сначала решила, что мне нечего особо написать о своих 2 годах духовных практик.

Но постепенно начало всплывать одно за другим. И получилось следующее:

    • За эти 2 года я проработала огромные пласты-залежи негативной энергии Рода, что дало возможность выйти из множества переплетений с судьбами предков и повторений их сюжетов.
    • Кардинально изменились отношения с родителями — от гражданской войны с ненавистью и пожеланиями скорейшего ухода до взаимопонимания, уважения, прощения и принятия.
  • За это время я ушла с ненужной работы и стала Мастером — энергопрактиком в большом спектре энергий (начиная с Рэйки и Кундалини Рэйки и многое другое).
  • Я вдруг начала писать стихи, да еще особым стилем (рубаи), и за год я опубликовалась в 3-х международных альманахах.
  • Значительно улучшилось состояние здоровья .

  • Я выстроила такие отношения с мужчиной, которые я всегда хотела.
  • Работа по принятию себя и любви к себе дала возможность открыть в себе такие таланты, о которых я и не подозревала. Я начала рисовать мандалы (хотя в школе мне всегда говорили, что рисование и я несовместимы), а потом я начала плести мандалы. Я начала создавать энергетические картины.
  • Я создала и сама веду группу ВКонтакте, что доставляет мне огромное удовольствие. Я помогаю людям, которые обращаются ко мне с запросами.
За эти 2 года я пришла к такому уровню осознанности, о котором даже не могла предполагать в начале своего пути.
  • Усилилось мое яснознание. А внутри поселились спокойствие и радость .
  • Из женщины «должна, надо, все по-максимуму» я стала природной женщиной.
  • За эти 2 года полностью изменился круг моего общения .
  • В мою жизнь пришли уникальные Проводники, которые помогают мне в решении моих задач.

Я бесконечно благодарна Мирозданию за шанс начать свою трансформацию. Я бесконечно благодарна себе за то, что я приняла этот шанс.»

Вы еще сомневаетесь, помогут ли духовные практики преобразовать вашу жизнь? Мне кажется, ответ очевиден.

Для наступления желаемых перемен от вас требуется лишь готовность и смелость действовать.

А духовные практики помогут вам увидеть верный путь, который проложила ваша душа, и ускорить получение результата.

Многие люди мечтают изменить свою судьбу, переписать историю жизни, поменять обстоятельства, которые с ними происходят. Практики, описанные в этой статье, помогут договориться со своей судьбой, но начать придется с трансформации себя.

Как часто можно встретить людей, которые ненавидят свою жизнь, но не пытаются ее изменить, усовершенствовать, сделать лучше. Чтобы не стать одним из таких людей, мы рекомендуем вам воспользоваться простой методикой, которая поможет разобраться в себе, в своих желаниях, понять, к чему нужно стремиться, и изменить свою судьбу . Абсолютно у каждого есть свое предназначение, тут нет исключений. Также у каждого человека есть свои уникальные , благодаря которым он может показать себя с лучшей стороны. Проблема заключает в том, что не так просто понять свою истинную задачу. Мы представляем вам методику из трех шагов, которая поможет вам начать новую жизнь.

Шаг первый: осознание

Никаких позитивных перемен в вашей жизни не будет до тех пор, пока вы не примете решение изменить ее. Достаточно проснуться с мыслью, что пришла пора что-то поменять. Чтобы не ждать долго подобных мыслей, мы рекомендуем вам задать себе три вопроса, которые помогут разобраться в себе. Постарайтесь ответить максимально честно:

  1. Что в жизни, судьбе и в вас (по вашему мнению) не так?
  2. Что конкретно вас не устраивает?
  3. Что вы бы хотели изменить прямо сейчас?

И вот первая практика. Возьмите листок бумаги и напишите от трех до пяти пунктов относительно каждой сферы вашей жизни. Если сразу вам сложно собраться с мыслями, подумайте над каждым вопросом столько, сколько вам необходимо: день, неделю, месяц.

Что вас не устраивает в собственной жизни и что вы хотели бы изменить?

  • В отношениях с любимым человеком;
  • В отношениях с близкими людьми, друзьями, родней;
  • В отношениях с детьми, братьями или сестрами;
  • В отношениях с родителями, бабушками и дедушками;
  • На работе;
  • В вашем материальном достатке;
  • В себе;
  • В своем внешнем виде;
  • В состоянии здоровья.

Данный список — ваша отправная точка на пути к обретению себя. Мы рекомендуем вам время от времени обращаться к нему, отслеживать прогресс, подмечать перемены, напоминать себе, какие сферы вашей жизни продолжают тормозить ваш успех .

Шаг второй: выбор направления

Одного осознания того, что в вашей судьбе есть вещи, которые вас стопорят, недостаточно. Важно понимать, что делать с данным неоспоримым фактом дальше, как изменить состояние своей жизни . Находясь на этом этапе, нужно выбрать правильное направление, чтобы окончательно не сбиться с пути. Искать свое предназначение проще всего через действие. Если вы не знаете, чего вы хотите от жизни, попробуйте все подряд: когда-нибудь вам непременно улыбнется удача. Правда, такой метод требует колоссальных затрат энергии, времени и ресурсов. Есть способ получше — подключить свой жизненный опыт. В этом вам поможет следующая практика. Выполнив упражнения, вы сможете найти верный курс, который в данный момент скрыт от вас.

1. Чем бы вы занимались, если бы были богаты?

Постарайтесь представить, что вы невероятно богаты: что бы вы делали? Для эффективности можете записать ту самую сумму, которая способна осчастливить вас и заставить чувствовать себя полностью обеспеченным. Допустим, вы уже сказочно разбогатели, что теперь? Запишите пять дел, за которые вы бы взялись в самую первую очередь. Внимание: это должно быть именно дело на благо общества, а не праздное занятие вроде «путешествовать по миру». Сейчас ваша цель — придумать для себя работу, которая сделает вас счастливым человеком .

2. Чем бы вы занимались, если бы были нищим?

Теперь пойдем от обратного. Вообразите, что вас выгнали с работы, вы обанкротились и потеряли все свои сбережения, у вас не осталось денег, необходимых для нормального существования. Подумайте над той работой, которой вы могли бы заработать себе на жизнь. Помните: это ваш способ начать новую жизнь , поэтому выбирайте работу по душе. Составьте список из пяти пунктов.

3. На какой работе вы бы стали богатым человеком, если бы за нее платили счастьем?

Это последнее задание, с которым вам нужно справиться. Тут нужно написать пять самых любимых дел, которыми вы готовы заработать себе настоящее счастье. Можно перечислить свои увлечения . Учтите, что бездействие не считается верным ответом.

Шаг третий: действие

Это самый важный этап, кульминация. Без этого два предыдущих пункта, как и желание изменить свою судьбу , останутся лишь несбыточными мечтами. Осознание поможет вам понять себя, выбор направления — определиться с целью в жизни, а действие — изменить жизнь. Разбейте свою главную цель на несколько маленьких, но реальных шагов в выбранном направлении. И помните: только вы — творец своего счастья, ваша судьба — в ваших руках!

Поиски своего предназначения — это начало пути, ведущего к счастливой жизни. Через неприятности, которые вам пришлось пережить, попробуйте оценить свое прошлое — не принижая и не идеализируя его. Начните отслеживать свой прогресс, анализировать свои прошлые ошибки, поощрять себя даже за крохотные успехи. Счастье всегда начинается с малого. Мы желаем вам успеха. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

К ним часто приходят после череды болезненных уроков , когда появляется внутренний порыв и потребность кардинально изменить свою жизнь, раз и навсегда

Или в качестве закономерного этапа развития личности, когда вы ищите ответ на вопрос о смысле жизни и вашем предназначении

Духовная работа — это путь к себе и часто он сопровождается изменениями на физиологическом уровне: изменения привычек питания, сна, вкусовые пристрастия и др.

Если вы стали замечать странные изменения в своем организме и поведении, нетипичные телесные ощущения, головокружение, изменение сна или режима питания, не волнуйтесь

Все, что с вами происходит, является симптомами, сопутствующими духовному росту. Или – возникающими, как некое духовное сопротивление, в ответ на повышение ваших вибраций

Их не стоит бояться – нужно просто изучить их, и знать, как можно помочь себе в каждом конкретном случае. Это закономерные процессы

Рассмотрим некоторые из них:

Перестройка нервной системы

Один из наиболее частых симптомов, с которым сталкиваются практикующие

Восприятие энергий, волевая концентрация на чакрах, внутреннем мире, образах подсознания по-новому запускает нервную систему и меняет привычные частоты мозга

В то же время, простраиваются новые нейронные связи, активируются до этого дремавшие зоны мозга. Это дает дополнительную нагрузку на организм

Это выражается в появлении неких странных симптомов, например, неожиданных тактильных ощущениях, «нагреве» или «холоде» в отдельных частях тела, мурашках и легкой дрожи

Иногда у вас будет меняться восприятие веса или объема тела, иногда будут сбиваться координаты ориентации в пространстве , появляться странное напряжение или расслабление мышц

Вы здесь, чтобы транслировать вибрацию новой частоты - людям (через озвученные слова) и в землю (через ступни). Побочные симптомы могут выглядеть как головокружение, повышенное/пониженное давление, физическая усталость тела (от переизбытка энергии)

Вы можете заметить, что у вас изменились эмоциональные реакции на прежние раздражители. Восприятие цветов, звуков и запахов обычно становится ярче. Сны, как правило, становятся более красочными и насыщенными по ощущениям

Особенно важны магний и витамины группы В (передача нервных импульсов, снятие напряжения, стрессоустойчивость)

Также на нервные клетки благотворно влияют железо, кальций, калий, йод, витамин А. Можете поискать продукты, содержащие эти вещества, или принимать оптимизированные витаминные комплексы

Изменение веса

Духовная энергия, поступающая в ваше тело, может вызвать колебания веса, чаще всего - резкий набор массы

Вследствие проработки энергетических блоков и устранении «протечек» энергии на негативные переживания, чувство разделения, страхи и сомнения, высвобождается огромное количество энергии

А так же:

«Тела некоторых людей могут сопротивляться потере плотности, вызванной нисхождениями духа. Симптом сопротивления – увеличение веса

Человеческие тела склонны пытаться справиться с нисхождениями духа, становясь больше, чтобы вместить поступающую в них духовную массу»

Проще говоря, наше сознание становится все обширнее, вмещая все больше духовной энергии. И тело стремится успеть за ним, простейшим для себя способом – набирая лишний вес

Кстати, это может происходить и с теми, кто не занимается очень глубокими практиками. Реальность такова, что все люди сейчас, в той или иной степени, проходят через Вознесение – а значит, могут неосознанно сопротивляться этому и полнеть

Если не принять мер, то вы не сможете должным образом проводить высокие вибрации

Но, главное - вы рискуете получить сопутствующие нарушенному обмену веществ и ожирению проблемы – сердечно-сосудистые заболевания, диабет, гормональные сбои и др.

Чтобы перестать набирать лишний вес, нужно 2 условия:

    • Договорится с телом и питать его (нагружать физически) в соответствии с его потребностям
    • Выбрать для себя режим питания и наиболее близкую систему тренировок (танцы, бассейн, йога), не менее 1 часа в день и несколько раз в неделю
    • Не дайте обмануть себя внутренним «отмазкам», что нет денег, времени, что у вас не тот возраст или болезни. Для вашего же блага, преодолейте эти установки и займитесь собой
    • Это поможет вам сформировать красивое и здоровое тело и наполнить его мощными духовными энергиями
    • Убирать «защиту» и сопротивления к изменениям и духовному росту
    • Сопротивление – изначально защитный фактор, который превратился в разрушительный самосаботаж
    • У нас, практиков саморазвития, он проявляется несколькими способами. Это не только набор массы, но и, например, «сползание» силы воли
    • «Никак не могу приступить (к выполнению упражнений курса, спорту, практикам)… Не могу закончить…» Или – «Помню, что надо сделать, но все время есть какие-то мелкие дела»

Изменение ритмов сна и бодрствования

Чем больше времени вы посвящаете своему духовному развитию, тем большую важность для вас приобретают периоды и качество вашего отдыха

Во время отдыха вы не только восстанавливаете свои силы , но и синхронизируетесь с новыми навыками и способностями , которые раскрываются вам (подробнее на этом мы остановимся во 2й части этой серии материалов)

Вы переходите на новую систему сна, которую Стив Ротер назвал «триадой сна» : вы спите 3 часа, потом просыпаетесь, часа 2 можете провести в состоянии бодрствования и снова засыпаете

При этом вы не чувствуете себя уставшими или невыспавшимися

Примечательно, что в этот период ночного бодрствования вы находитесь в состоянии расширенного сознания , на так называемой альфа частоте, свойственной медитативным практикам и глубокому расслаблению

А значит, ваши правое и левое полушария работают синхронно, открывая вам доступ к новым осознаниям и создавая поле расширенного творения , когда все ваши идеи быстрее воплощаются в материальном виде

Смена рациона питания

1) Повышение суточного потребления чистой воды

Спустя короткое время после регулярных занятий духовными практиками вы обнаружите, что стали употреблять гораздо больше чистой питьевой воды : от нескольких стаканов в день до 3-6 литров в сутки

Польза: Чистая вода помогает проводить энергию в организме,улучшает метаболизм, выводит вредные вещества и шлаки, а также способствует адекватному функционированию нервной системы

Чай, кофе, соки и любые другие жидкости не являются равноценной заменой питьевой воде. Поэтому не удивляйтесь, если после стакана свежевыжатого сока вас потянет выпить еще и чистой воды…

  • Выпейте стакан воды сразу после пробуждения, чтобы устранить обезвоживание тела во время сна
  • Обязательно возьмите с собой на прогулку бутылку воды, перерыв в употреблении воды в 2-3 часа вызовет повышенный дискомфорт в теле и сухость во рту, как будто вы провели это время в горячей пустыне
  • Пейте воду не во время/после еды, а минут за 30-10 до приема пищи
  • Заряжайте воду позитивной энергией

Для этого под емкость с водой можно положить соответствующий кристалл Масару Эмото или положить прямо в воду шунгит или серебряную ложку

2) Отказ от «тяжелой» пищи в пользу овощей и фруктов

Ваше тело обладает телесным разумом, который подсказывает вам, какая пища в данный момент послужит для наивысшего блага вас. Нужно только прислушаться к подсказкам тела

Вместо того, чтобы «насиловать» свой организм очередной диетой или голодовкой, спросите ваше тело, чего ему хочется в данный момент

Будут периоды, когда вы добровольно откажетесь от тяжелой мясной пищи в пользу свежих овощей и фруктов

Это не значит, что всем, кто занимается духовными практиками, обязательно становиться вегетарианцами или сыроедами… Нет

Но вы научитесь СЛЫШАТЬ потребности вашего тела, чутко реагируя на сигналы , что вам необходимо заземлиться и съесть что-то более плотное, или наоборот перейти на более легкий витаминный рацион

3) Непереносимость красителей, пищевых добавок и консервантов

Многие люди знакомы с общеизвестными публикациями о вреде пищевых добавок и консервантов, поэтому перед покупкой продуктов внимательно читают, что написано на этикетках, и именно этим руководствуются при выборе продуктов питания

Наступит момент, когда в этом не будет необходимости. Т.к. ваше тело само среагирует на состав продукта и подскажет вам, насколько он будет полезен лично вам

Простой пример: вы начинаете есть мороженное и чувствуете, будто песка в рот набрали , поскольку мороженное порошковое с вкусовыми добавками и красителями

В свое время из огромного ряда тортов и пирожных мне пришлось оставить лишь медовые и с кремом из натуральной сметаны. Все остальное в буквальном смысле скрипело на зубах

Благо период повышенной разборчивости длится недолго: как только вы научились определять вредные и полезные для себя продукты , негативные проявления плавно исчезают… вас просто не тянет покупать то, с чем ваш организм не сможет справиться самостоятельно

Повышение чувствительности и сензитивности

В процессе духовного развития повышенная чувствительность коснется не только продуктов питания и воды

Ваша кожа как лакмусовая бумага станет более остро реагировать на любые изменения окружающей среды

Принцип прежний - долой ненатуральные компоненты и добавки

Приведу несколько примеров:

Водные процедуры. При смене жесткости воды или использовании химических добавок для ее очистки, ваша кожа тут же среагирует повышенной сухостью и раздражением , начнет шелушиться и зудеть

Особая зона внимания - бассейны и бани с хлорированием воды для ее очищения. Один раз искупаетесь, потом долго будете восстанавливать привычную мягкость кожи тела

Искусственные материалы в одежде. У меня все началось с колготок - одеваешь колготки и чувствуешь, будто ноги сжимает как в тисках . Вслед за этим пришлось отказаться от новомодных искусственных материалов (в том числе кружевных) для нижнего белья

Хочешь чувствовать себя комфортно в одежде, будь добра позаботься о 100% хлопке или шерсти

Все, что непосредственно касается кожи, должно быть НАТУРАЛЬНЫМ!

Средства для ухода за лицом и телом. Отдельная песня… которая потребует максимум внимания и времени на то, чтобы подобрать увлажняющие и питательные вещества высокого качества, которые ПРИМЕТ ваша кожа

Во сколько это обойдется вашему кошельку - умолчим)) Впрочем, вы можете освоить приготовление экологичной косметики на основе натуральных масел и жиров, лепестков растений, кофе и т.д.

Нарушение памяти

Происходит перестройка работы головного мозга , выстраиваются новые симпатические пути, которые передают импульсы нервным клеткам и синхронизируют левое (аналитическое) и правое (творческое) полушария мозга

Временами возникает ощущение, что вы потеряли память, в голове туман, простейшая мыслительная деятельность вызывает головную боль и раздражение

В итоге вы обретете большую ясность и точность. Начнете видеть бОльшую картину в целом. Ум станет спокойнее, внутренний диалог умолкнет без каких-либо усилий с вашей стороны

Главное, доверять происходящему процессу и не изматывать себя излишними сомнениями и беспокойством

Мутация клеток

Всем вам знакомы проявления «духовного» гриппа :

  • повышение температуры тела, хотя градусник показывает, что все в норме,
  • болевые ощущения, если провести чем-нибудь по открытой коже,
  • тело как будто плавится и ломает, в том числе в суставах,
  • повышенное сердцебиение и общая слабость,
  • давление на виски или импульсная резкая боль в них

Все перечисленное выше похоже на симптомы очень высокой температуры…

Но с точки зрения медицины вы полностью здоровы - ваша духовная трансформация преобразует клеточную структуру, чтобы ваши клетки вмещали больше света и энергии

Энергетическая чувствительность

Побочный эффект духовных практик - повышенная чувствительность к различным энергиям

Только взглянув на человека, вы можете определить в каком он настроении, стоит ли ему доверять и иметь с ним дело

Вы сразу видите тип мышления человека - позитивный или негативный у него взгляд на мир

Больной или здоровый, полный энергии и сил, или обесточенный. Это, несомненно, одно из преимуществ духовных практик

  • С другой стороны, повышенная чувствительность вызывает сложности в разграничении , где ваши мысли и эмоции, а где чужие
  • Вы легко считываете энергетику человека, но часто принимаете чужое состояние за свое
  • Вам сложно находиться в местах массового скопления людей (крупные супермаркеты, концерты, народные гуляния), т.к. вы быстро устаете и чувствуете себя измотанными

В таких случаях необходимо помнить о

НАСТРОЙКА НА ИЗМЕНЕНИЕ ЖИЗНИ.

Пространственная самонастройка - настройка на изменения своей жизни в лучшую сторону, выбор (проявление, материализация) тех возможностей, которых нет в повседневной жизни.

Описание самонастройки

1. Вам нужно сесть удобным образом на полу (по-турецки, поза лотоса) так, чтобы впереди было свободно 2-3 метра пространства.

2. Закройте глаза и расслабьтесь.

3. Почувствуйте себя больше, чем физическое тело (бесконечным сознанием, душой, всеобщей энергией - т.е. выйдите из ошибочного понимания того, что Вы есть тело).

4. Обратитесь к Высшему Я (или к тому, в кого верите) примерно таким образом: "Моё Высшее Я, прошу тебя позволь мне осуществить задуманное". Скажите так и обязательно хорошо осознайте то, что говорите.

5. После этого правой рукой (раскрытой ладонью, смотрящей вперёд) проведите слева направо, говоря-думая-представляя: "Открываю пространственную плоскость". Движение ладонью подобно тому, как если бы Вы вытирали мокрое окно - представьте окно шириной 1,5 метра, и Вы ведёте ладонью от его левого края до его правого края.

6. Когда проводите так ладонью и говорите эти слова - очень хорошо представьте, что вслед за Вашей ладонью перед Вами образуется бесконечная плоскость. Она именно бесконечная и разделяет мир на две части - ту, в которой Вы сейчас в данный момент находитесь и ту, в которую Вы сейчас перейдёте.

7. Далее хорошо держа эту картину в своём сознании - т.е. хорошо концентрируясь на этих трёх элементах: а) мир, в котором сейчас находитесь, б) бесконечная плоскость перед Вами, в) мир, в который сейчас перейдёте (мир за плоскостью) - начните определять то, что Вы хотите оставить и то, что хотите приобрести. Другими словами - в какую реальность Вы хотите перейти и какую оставить.

8. В этой части настройки Вы совершенно свободны в определениях этих реальностей. Начинать всегда нужно с той, в которой сейчас (на момент настройки) находитесь и далее переходить к той, которая за плоскостью.

9. Например это может выглядеть так: Вы сидите с закрытыми глазами (понимаете, что перед Вами плоскость, разделяющая мир на две части) и говорите-думаете про себя: "В этой реальности я имею проблемы со здоровьем (можно уточнить-сформулировать конкретно болезнь, например: проблемы с печенью, с глазами, сердцем и т.д.), я недостаточно решителен, я плохо понимаю людей, меня не в полной мере уважают, я совершенно лишён чувства любви к чужим людям, у меня нет сострадания, я имею очень большие затруднения с финансами, никак не могу открыть Третий Глаз и пробудить Кундалини, плохие отношения в семье, моя жизнь полностью лишена смысла...".Далее Вы переключаете своё сознание на реальность, расположенную за плоскостью и говорите-думаете:

"В той реальности я совершенно здоров, я удачлив и меня все любят и уважают, я имею столько денег, сколько мне необходимо, я обладаю в полной мере всеми сверхвозможностями, все мои мысли и желания быстро материализуются, жизнь приносит мне радость и удовлетворение, я источник счастья и благополучия...".

10. После этого Вы встаёте (держа всю созданную картину в своём сознании) и проходите сквозь пространственную плоскость.

11. Затем садитесь напротив места, на котором сидели только что по другую сторону плоскости (зеркальное отражение), закрываете глаза и снова ещё раз осознаёте факт того, что Вы перешли в ту реальность, которую сформулировали находясь за плоскостью. Т.е. ещё раз фокусируетесь на понимании следующего: "В этой реальности я совершенно здоров, я удачлив и меня все любят и уважают, я имею столько денег, сколько мне необходимо, я обладаю в полной мере всеми сверхвозможностями, все мои мысли и желания быстро материализуются, жизнь приносит мне радость и удовлетворение, я источник счастья и благополучия...".

12. Далее Вам нужно обязательно убрать (закрыть) пространственную плоскость. Для этого Вы левой рукой делаете всё тоже самое, что делали правой рукой, но только наоборот. Т.е. ладонью левой руки Вы делаете движение справа налево и при этом говорите-думаете-представляете: "Я закрываю пространственную плоскость". И представляете, как следом за рукой плоскость исчезает.

13. После этого самонастройка завершена и её можно будет повторить в любое другое время (через день, через неделю или год) по желанию, любое число раз.

* Одной такой настройки вполне достаточно для того, чтобы включились невидимые механизмы трансформирующие Вашу жизнь в лучшую сторону. Но Вы можете проводить самонастройку столько раз, сколько пожелаете.

* Ещё раз повторю, что формулировка того, что Вы хотите обрести (в какую реальность перейти) и то, от чего избавиться (из какой реальности уйти) может быть совершенно любая.

Замысел представить на суд широкой общественности текст данных лекций, прочитанных осенью 2008 года в Санкт-Петербурге студентам моего авторского курса под названием «Два Портфеля», возник не случайно. К этому моменту у меня сложился определенный опыт практической работы индивидуально и с группами в двух, достаточно существенно отличающихся друг от друга, областях. В начале 90-х годов прошлого века я параллельно завершал обучение в Военно-Медицинской Академии имени С.М.Кирова и на факультете Психологии единственного в ту пору в Санкт-Петербурге, а позже названному «Большой», Университета имени А.А.Жданова. Ориентировочно, с 1993 года я, увлекшись, весьма активно начал практиковать консультирование, несколько позднее (к 1997 году), оформившееся в обширную Гештальт-практику и педагогику и впоследствии переросшее в руководство Восточно-Европейским Гештальт Институтом , , . В то же время, начиная с 1993 года, я, по воле счастливого случая, принял участие в создании одной из первых в России профессиональных команд, ведущих предвыборные кампании. Подобное «богатое» сочетание позволило мне получить поистине бесценный опыт одновременной консультантской и коррекционной работы как с обширнейшей в СПБ базой, например, людей, страдающих эпилепсией, так и с видными представителями формирующихся в ту пору политических и финансовых элит общества. В одну пору (1995-98) я был адъюнктом кафедры психиатрии ВМедА, завершая диссертационное исследование под руководством профессора Бориса Владимировича Овчинникова , , , , , . В эти же годы, совместно с Алексеем Владиславовичем Шустовым , , , , я последовательно возглавлял штаб избирательной кампании одного из кандидатов в ГД РФ и Губернатора ЛенОбласти, часто работая на политическом поприще на выезде. Порой по нескольку месяцев позволяя себе спать не более 4-5 часов в сутки и пристрастившись к мегадозам зеленого чая, я успевал совмещать также работу в должности генерального консультанта отдела психологического контроля концерна OLBI. Был такой отдел в таком небезызвестном концерне! Те, кто жил в ту пору в СПБ, наверняка, помнят подкупающее своей простотой послание, звучавшее с экранов телевизоров: «Купи себе немного OLBI!».

В общем, довелось повидать немало очень разных людей. Единственное, что объединяло всех этих преинтереснейших граждан, было искреннее желание что-то (а обычно, ОЧЕНЬ МНОГОЕ!) изменить в их жизни! Именно в связи с данным желанием все эти люди и привлекали меня, довольно высоко оплачиваемого консультанта, к общению. Уже в ту пору мне стало ясно, что природа обращения к консультанту (психотерапевту, коучу итп.) двойственна. Либо люди хотят избавиться от чего-то плохого , либо стремятся к чему-то хорошему . (То, что хорошо и плохо - понятия на 100% субъективные, и «немцу, как известно, смерть то, что радует русского» я сейчас регулярно разъясняю студентам в курсе практической феноменологии). Люди, встретившиеся мне в практике, хотели изменений. Чего они точно не хотели, - это оставить все, как есть! В своей ранней статье я подчеркивал универсальность природы обращения к любому консультанту или представителю «помогающей» профессии - желание изменений.

Итак, общее в людях, обратившихся к консультанту, безусловно, есть! Но есть не менее существенный пул различий . (Несколько забегая вперед, скажу, что данные различия, увы, зачастую являются непреодолимым камнем преткновения для консультанта, желающего поддержать клиента на пути достижения желанных изменений). Различия эти заложены в культуре, «записаны» на уровне привычных стереотипов мышления, речи и поведения, «встроены» в уникальную специфику работы перцептивной карты каждого клиента (как и консультанта, впрочем!) - представителя определенной культуры. В задачи данной лекции отнюдь не входила попытка всерьез заняться кросс-культурными исследованиями. В то же время при систематизации и изложении собственных идей о концепции Реконструкции Качества Жизни я все время помнил о нерешенной до сих пор дихотомической проблеме консультирования: «феноменология - типология». А именно: «Когда в работе консультанта необходимы оценка и диагноз, а в каких случаях оценивающий подход лишь убивает Диалог, лишая клиента последнего шанса получить столь желанную поддержку консультанта». Данную проблему по праву считают одной из ключевых методологических «черных дыр» современного консультирования. И действительно, как можно думающему и ответственному консультанту недооценить значение вопроса: «Где мера возможного (желательно, полезного!) вмешательства экспертного знания консультантов в приватное пространство жизнетворчества клиента?»

Дополнительное измерение в мои раздумья при подготовке лекций о Реконструкции Качества Жизни привнесла память из практики работы с так называемыми «смешанными» открытыми группами, то есть группами, собравшимися по одному поводу (например, - мой обучающий курс по коучингу ), но состоящими из представителей разных, часто «полярных» культур. Назовем одну из возможных культурных диад условно: «психологи» и «менеджеры». Те из Вас, кто хоть однажды попадал в подобное пространство (не важно, в какой стране!), меня с легкостью поймут! И действительно, градиент напряжения на границе субкультур в подобной группе имеет тенденцию к стремительному росту! Объем взаимного раздражения и нетерпения порой бывает таков, что даже опытному фасилитатору непросто справиться с групповой динамикой.

«Как можно столько времени ковырять в носу, пережевывая собственные проблемы и пустословить о чувствах. Давайте же сделаем хоть что-то! Или мы собрались, чтобы «поговорить об этом»?!! И где , в конце концов, информация на данном тренинге? Где раздаточные материалы? Давайте беречь наше время и будем эффективными! Что ж вы такие бедные, если такие умные?» - это с одной стороны.

Ответ другой стороны ничуть не менее жесткий: «Да Вы на себя-то посмотрите! Вы что - счастливые? А сколько минут в неделю Вы с семьей проводите? Ааааа, у Вас четыре любовницы? Ну, и как? Не тяжко? Аааа, тяжко? А думать не пробовали?! Что Вы суетитесь? А тело свое Вы хоть как-нибудь чувствуете? Вы же забыли, зачем вся эта суета в Вашей жизни! Кокаину надо бы Вам, батенька, поменьше. Что-что? Аааа.. Вы расслабиться не можете никак? Ясненько. Тревоги, говорите… Финансовый кризис…» Итд, итп. До бесконечности.

Искренность стремления представителей обеих субкультур улучшить Качество собственной Жизни не вызывает ни малейших сомнений! «Позитивность», личностная состоятельность и творческий потенциал также, без сомнений, присутствуют у каждого члена подобной «сборной» группы. В противном случае, попросту, этого человека не было бы в группе! Обращает на себя внимание удивительный феномен: вместо того, чтобы поздравить представителей «полярной» культуры с несомненными достижениями и сильными сторонами, присущими их группе, а впоследствии благодарно поучиться их конструктивному опыту, члены каждой из подгрупп проводили существенное время во взаимных нападках, упреках и желчных пикировках. Подобное явление, разумеется, существует и тогда, когда представители «полярных» культур не встречаются друг с другом. Данный пример я привел именно для того, чтобы подчеркнуть выраженность различий, наиболее ярко проявляющихся на границе культур.

Вы скажете: «Зависть!», уважаемый читатель? «Возможно», - думает консультант. Вы вспомните о кривых зеркалах, о том, что больнее всего в отношениях могут ранить родные и близкие, и о том, что «Правда глаза колет». «Опять Ваша правда», - отвечает мысленно консультант. «Нарциссизм», - задумчиво продолжите Вы, возможно. «А делать-то что?», - начинает тревожиться консультант. Немаловажен факт того, что, в зависимости от собственной культуры любого наблюдателя за данной динамически развертывающейся ситуацией, одна или другая группа может получать разнообразные оценочные ярлыки. Зачастую нелестного характера. Нарастает риск возникновения и у консультанта в горниле контрпереноса тенденции стать на сторону одной из подгрупп, заклеймив позором «тормозов», «эмоциональных трупов», «безответственных разгильдяев» или «бездушных манипуляторов». В зависимости от собственных предпочтений консультанта.

Я говорю о нескольких явлениях.

Во-первых, о существовании некоего континуума, характеризующего процесс формирования уникального, присущего лишь данной личности, Качества Жизни.

Во-вторых, о «локальности экспертизы» отдельного человека. То есть, личность обычно успешно справляется с поддержанием желанного Качества Жизни в какой-то одной, зачастую, весьма узкой зоне данного континуума. Именно различием «локусов экспертизы» в отношении Качества Жизни , и объясняются кросс-культурные конфликты в описанных выше группах, да и в обществе в целом.

В-третьих, о выраженной сложности для консультанта, (в равной мере, как и все люди, обладающего ограниченным «локусом экспертизы»), быть достаточным профессионалом для оказания поддержки представителям всех культур. Данная сложность, несомненно, усугубляется в связи с фактическим отсутствием в современном консультировании ясной модели для понимания данных процессов.

Стремление привнести нечто новое в понимание динамики процесса формирования Качества Жизни, описать в общих чертах континуум данного процесса, наметить опорные пункты для профессиональной поддержки консультанту-практику, желающему лучше разобраться в данных вопросах - вот то, что подпитывало мой интерес при написании данного текста.

ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ

Континуум Качества Жизни - континуум самоподдержки

Прежде чем мы сможем предметно говорить о методологии и технологии Реконструкции Качества Жизни и прежде чем мы сможем описать континуальную природу Качества Жизни, следует дать определение самому явлению Качества Жизни и в первом приближении осветить динамическую его природу.

Существенным моментом нашего представления о Качестве Жизни является модель динамического взаимодействия и взаимосвязи объективного и субъективного компонентов КЖ. В доступной литературе существенно большее внимание уделяется субъективному компоненту, который зачастую понимают как удовлетворенность жизнью , , . Подобное явление относительно несложно измерить, применив опросники и шкалы, позволяющие сосчитать относительную удовлетворенность конкретного субъекта в различных сферах его/ее жизни. Достаточно часто исследования Качества Жизни целиком посвящены только этому компоненту , . Для целей данного цикла лекций мы не видим необходимости в существенной коррекции данного, несколько упрощенного вИдения субъективного компонента КЖ. Итак: «Субъективным компонентом КЖ мы будем называть принципиально измеримую удовлетворенность субъекта собственной жизнью в различных ее сферах и проявлениях».

Содержание понятия «объективный компонент КЖ» несколько сложнее. Под объективным компонентом мы понимаем собственно способ жизни, который реализуется данным субъектом. Объективный компонент КЖ - это совокупность специфических поведенческих реакций, носящих определенную культуральную окраску и отражающих своеобразие жизни субъекта во всех ее регистрируемых проявлениях. Привычки и ритуалы, образ жизни и манеры, круги общения и речевые стереотипы, любимая кухня и спортивные пристрастия, марка личного автомобиля и стихи, которые субъект помнит наизусть, - все эти явления формируют объективный компонент КЖ.

Мы считаем, что рассмотрение любого из компонентов КЖ в отдельности не может дать нам понимания явления в целом. Только во взаимодействии субъективного и объективного компонентов реализуется целостное явление КЖ, приобретающее смысл, вызывающее интегральную реакцию окружающих и значимое для практических целей помогающих профессий. Более того, мы говорим о существенной сложности «маятникообразного» движения, осуществляемого парой «клиент - специалист по РКЖ» на пути к достижению желаемого КЖ. Колебания происходят именно между полюсами объективного и субъективного компонентов, приобретающих более или менее существенное значение для клиента и консультанта на каждом из этапов Реконструкции КЖ. Детальный анализ технологий РКЖ является предметом следующих лекций. Сейчас же подчеркнем принципиальное значение равной значимости каждого из компонентов КЖ для верного понимания природы явления и в целях успешной Реконструкции. И действительно, как верно заметил кто-то из участников наших семинаров: «Только объективный компонент - карьера без счастья. Только субъективный - таблетка ложного счастья «экстази»».

Вопрос объема возможной, эффективной и приемлемой активности в продвижении собственных ценностей и понимания сути явлений со стороны любого консультанта или представителя помогающих профессий на сегодня является одним из принципиальных вопросов. Нам всем известны примеры весьма активного «лоббирования» собственной концепции и собственных услуг, проявляющегося на различных уровнях - от прямого и довольно наивного предложения случайному попутчику в самолете: «Позвольте мне быть Вашим коучем!» до организованной поддержки принятия специфических законов и подзаконных актов, обеспечивающих преимущественное развитие тех или иных школ и направлений консультирования в масштабах страны. Наше отношение к данному вопросу весьма ясное: «Без запроса мы не работаем!» Мы никому не навязываем необходимость Реконструкции Качества Жизни. Просто потому, что мы считаем, что РКЖ нужна далеко не каждому! Детальное изучение природы избирательной тропности к различным формам консультирования в целом в популяции является предметом отдельного исследования. Здесь же заметим лишь, что, основываясь на знаниях из области современной типологии , можно без риска слишком серьезно ошибиться утверждать о том, что в целом к потреблению «психологических» услуг (относящихся к зонам 2 и 3 континуума КЖ, см далее по тексту) тропны не более 70% граждан в популяции. Это ко ВСЕМ формам психологических практик! Разумеется, если мы захватим «красную» зону континуума КЖ, зону наименьшей самоподдержки (см. далее по тексту), то процент людей, могущих потребить РКЖ, безусловно, возрастет, однако данный рост не будет столь существенным.

С другой стороны, мы считаем принципиально важным создание таких условий в социуме, чтобы информация о нашем понимании сущности процессов, относящихся к КЖ, была легко доступной для людей. То есть, не навязывая собственное понимание законов существования континуума КЖ и основ РКЖ, мы считаем принципиально важным информирование о новейших концепциях и исследованиях в данной области. Подобное отношение зиждется на понимании возможно существующей в обществе потребности разобраться в данном вопросе, составив собственное представление о КЖ и способах его изменения к лучшему.

Вторая цель или задача: описать основные положения технологии «РКЖ», обосновать существенную концептуальную новизну и операционную оригинальность данного подхода. Провести в первом приближении сравнительный анализ РКЖ и рядоположных практик - коучинг, психотерапия, Гештальт, психоанализ, обучение в ВУЗе, религия. Данная задача более детально освещается в третьей из представленных лекций.

Принципиальная возможность постановки перед самим собой вопроса о Качестве собственной Жизни каждым человеком мы считаем отправной точкой к возможной направленной Реконструкции КЖ. Информирование о возможности подобного изменения может привлечь дополнительное внимание к данной области, тем самым поспособствовать первым движениям на пути к целенаправленной РКЖ.

Рассмотрим следующий этап, формирующий возможность Реконструкции Качества Жизни.

Итак, предположим, что субъекту нашего исследования посчастливилось задуматься или по-иному заметить (обрести осознанность или фокус внимания, в Гештальт- терминологии) факт существования Качества Жизни, отдельного от собственно жизни. Предположим, что подобный счастливый случай произошел, скажем, в результате прочтения данной лекции. Результатом подобной «случайности» становится очередной шанс. Шанс увеличить потенциал субъектности восприятия Жизни. Многие люди в приватных беседах (на приеме у психотерапевта - в особенности) предъявляют проблему, описываемую примерно так: «Жизнь течет, летит, ускользает. Дни бегут, нет, не бегут. Они - прыгают и исчезают. Сегодня - завтра - понедельник - понедельник - понедельник - январь - опять январь - а какой сегодня ГОД? Вот и жизнь прошла….. Ничего не успел заметить… Помню только одно… Что-то из далекого детства.. Какие-то качели скрипят, пакет полиэтиленовый, черный на ветру кружится, пылью пахнет дорожной и дети кричат вдалеке..» «Дереализация и деперсонализация» - провозглашает психиатрически подготовленный профессионал. «Да ведь это Марсель Пруст!» - воскликнет филолог. «Жванецкий!» - угадает немолодой слушатель «Радио Шансон». «Мой любимый Гришковец» - улыбнется девушка-студентка. Мы же отметим возможный шанс развития потенциала субъектности, существующий у автора подобного текста-признания. Субъектности, выражающейся в остром восприятии авторства и причастности собственной Жизни, в ежесекундном «потоковом» проживании Жизни, бытии «здесь-и-сейчас», осознанности, освещающей путь странника в экзистенциальных просторах. Именно за этим острым, проживаемым в чувствах, абсолютно личным потоком Жизни как раз и приходят очень и очень многие клиенты к специалисту по Реконструкции КЖ. Приходят, называя подобное желанное и неуловимо ускользающее состояние - «Счастье». Заметить, что этого нет или чрезвычайно мало - шанс! Шанс, обостряющий восприятие факта субъектной Жизни. Да ведь это Я ЖИВУ !!! Следующий шаг ничуть не менее прост. А КАК Я ЖИВУ? ЧТО ПРОИСХОДИТ ? В практике ответа на данные вопросы студенты Восточно-Европейского Гештальт Института проводят до десяти лет. Не пугайтесь! Не только это практикуем! Да и отзывы чрезвычайно позитивные! «Субъектно» жить нравится ! Правда, требуется некоторая дисциплина. Но об этом - в третьей лекции.

Здесь - весь Гештальт. Вся терапия, как практика, сфокусированная на проблемах. КАК? Осознавание - методология гештальта , , , . И далее - организмическая саморегуляция . Отсылаем заинтересованного читателя к специализированной литературе , , , , , а, еще лучше, - в Группу Личного Опыта. При желании, разумеется! «Пунктиром» наметим, назвав этапы практики в направлении практики осознаваемой субъектности: важность признания, важность наблюдения, важность порождения слова, важность выражения (высказать + движение + тембр + итд), важность разделить с Другим (Диалог), важность получить и ассимилировать обратную связь. Социализация. О важности социализации говорили и писали многие мыслители. «Стадия зеркала», Лакан. Питирим Сорокин, Б.Г.Ананьев. В данном случае нас интересует лишь один аспект социализации - важность этого этапа для последовательной практики «субъектности» - принципиально необходимого навыка для успешной Реконструкции Качества Жизни.

Далее. Предположим, личностное, субъектное проживание Жизни у нашего гипотетического Клиента окрепло. Конфлуентные тенденции (в Гештальт-терминологии) ослабли. Все больше осознанности в Жизни. Очередной рубеж - Базовое Право Быть. Право выделить себя из Мира. Я - есть! Я - суть! Мысленно выделить (затем понадобится увидеть себя и Мир в динамическом взаимодействии, как ОДНО, но это позже). И, выделив, принять себя ! Г.Ю.Платонов, основавший в 1996 году ВЕГИ, пишет - право быть заложено, но может быть повреждено в детстве . Многие другие практики, среди которых И.Ялом, Д.Зинкер, С.Невис и Ш.Гаффни, говорят о данном феномене, используя иную терминологию , , . Реконструкция Права Быть - являлась и является одной из ключевых задач любой терапии.

Итак, мы вкратце осветили начальные, «базовые» этапы формирования ответственной, субъектной осознанной позиции человека в собственной Жизни. Последовательная дисциплинированная практика на данных этапах создает возможность осуществления технологий РКЖ.

Теперь - собственно о континууме Качества Жизни.

Зона 1 Зона 2 Зона 3
«красная» «синяя» «зеленая»

Существуют (могут быть выделены) три зоны континуума практик Реконструкции Качества Жизни в зависимости от способности субъекта к самоподдержке. Зона 1 (выделена на рисунке красным цветом) - это зона крайне малой способности к саморегуляции и самоподдержке. В этой зоне находятся люди в терминальных состояниях, состояниях неясного (помраченного) сознания, страдающие психотическими расстройствами итп. Совершенно ясно, что основные эффективные способы коррекции (реконструкции) КЖ в данных случаях чрезвычайно мало опираются на «осознанное участие и помощь» со стороны страдающего субъекта, обладающего крайне низкой способностью к самоподдержке. Основная работа выполняется специалистами (врачами-реаниматологами, психиатрами итп.) Позиция в паре: «врач - пациент». Роль оценочных суждений в адрес пациента (диагнозов) - крайне высока. Ошибка в диагностике может повлечь за собой смерть.

В зоне 2 («синяя») находятся все случаи, типично относящиеся к епархии континуума «пограничная психиатрия - малая психиатрия - клиническая психотерапия и психосоматическая медицина - психологическая психотерапия и психокоррекция - тренинги личностного роста».

Действительно, даже в психиатрических стационарах закрытого типа обычно существуют «острые», «пограничные» и «невротические» отделения. Подходы к лечению больных в данных отделениях порой качественно различаются. Лечение психотических пациентов «острого» отделения - зона 1. В отделениях «пограничного» регистра пребывают пациенты граничной зоны («красная» - «синяя»). Способность к самоподдержке у больных данной зоны обычно несколько выше, чем в зоне 1. Соответственно, можно заметить первые признаки смягчения роли «пациента» для наиболее легких больных данного регистра. Их уже намного реже приходится подвергать недобровольному лечению. Начинают возникать наиболее незамысловатые варианты психокоррекционного и реабилитационного лечения.

В типичном диапазоне «малой психиатрии» находятся клинически диагностированные больные с невротическими расстройствами, психопатиями итп. Их (в случае нахождения в стационаре) все еще существенно чаще лечат психофармакологически. Однако значительно возрастает частота применения психотерапевтических техник. Известно, что для «психотерапии» типично отбирают наиболее «легких», наименее «загруженных» фармакологически, наиболее готовых к «личностному развитию» пациентов. Такая селекция осуществляется в связи с экспертно оцененной большей способностью к самоподдержке у данных больных.

Известно также, что подавляющее большинство людей, страдающих невротическими расстройствами, не госпитализируются, но пытаются адаптироваться по-иному, без обращения в стационар. Эта категория граждан - типичные потребители услуг всевозможных «целителей», «знахарей» и проч. Они же - посетители психологических и психотерапевтических групп амбулаторного характера. И чем более тяжелым является расстройство, тем чаще приходится при Реконструкции КЖ прибегать к применению медикаментозных препаратов, что определенно является признаком необходимости более серьезного вмешательства в саморегуляцию данных клиентов. Кстати, сам термин претерпевает для данной категории граждан изменение. Это уже существенно чаще «клиенты», неготовые и нежелающие называться и являться «пациентами». Данное изменение связано именно с возросшей способностью к самостоятельным изменениям, к саморегуляции и активной позиции в Реконструкции Качества собственной Жизни. Клиент - это уже равноправное существо во взаимодействии с любым специалистом помогающей профессии. Акцент в активности и выборах смещается к субъекту изменений - клиенту. Именно клиент решает, что и как он желает изменить в собственной жизни, и каково бы ни было мнение экспертного консилиума, во всех современных обществах именно клиенту (нетяжело страдающему субъекту) отводится решающая роль в принятии решения относительно тех или иных способов РКЖ. (Вспомним, насколько невероятной была подобная «активная» позиция для больного в реанимационном отделении, за которого ВСЕ решения принимают врачи!)

Для значительного числа клиентов, желающих изменить свою жизнь к лучшему (или от худшего), характерно подчеркнуто негативное отношение к какой бы то ни было «оценивающей» позиции, проявленной в их адрес. Они не терпят врачей (будучи, однако, вынужденными порой обращаться!), они не выносят никаких советов в свой адрес. Они ни в коем случае не пойдут в лечебное учреждение, хотя отдают себе отчет в том, что с их «нервами» и психическим состоянием в целом порой не все так уж и гладко! Даже психоаналитический интерпретативный подход в неклиническом его проявлении является чрезмерным раздражителем для данной категории клиентов. Именно данная группа людей сформировала запрос на работу психотерапевтов гуманистического направления. Именно эти люди принимают и понимают равную, человеческую позицию клиент-центрированного Роджерианского подхода и Буберовский Диалог, наиболее точно воплощенный в современном Гештальте. Обостренное чувство потребности в самостоятельной регуляции предопределяет реактивную остроту переживания феноменов на описанной границе у данных людей. Притом следует понимать, что они в значительной степени успешно функционируют в обществе, отстаивая право на самостоятельность (так РЕЗКО отстаивая именно в связи с недостаточно уверенной способностью саморегулироваться!) Эти люди читают Германа Гессе и Ричарда Баха, в подобном творчестве находя выражение и отражение собственного мировосприятия. И эта группа людей, достаточно качественно компенсированных, представляет наиболее близкую к «зеленой» (Зона 3) область «синего цвета» (Зона 2).

В «зеленой» зоне находятся по нашим представлениям те люди, которых пациентами можно назвать не чаще, чем среднестатистического здорового человека. То есть, они ходят к врачам не чаще прочих здоровых людей. Их способность к саморегуляции весьма высока. Они успешно воплощают собственные мечты, справляются с жизненными трудностями без психологических и психосоматических декомпенсаций. Однако и им свойственны психологические кризисы. И им (как, впрочем, и всем остальным!) свойственно переживать затруднения, ссориться с любимыми, переживать полосы сниженного настроения и неудач, болезненно реагировать на критику руководителей и коллег. И эти люди также являются частыми клиентами специалиста по РКЖ. Чаще всего они обращаются с запросом на «улучшение». Также часто они остаются в аудитории после тренинга, организованного руководителями на работе. Остаются, чтобы задать «пару вопросов» ведущему. И вопросов находится больше, чем два. Порой у таких клиентов обнаруживаются в работе некие «скелеты в шкафу» в виде непрожитых конфликтных ситуаций из прошлого, некоторые «слепые пятна» коммуникационного характера. В основном в отношениях с близкими и родными Людьми (наиболее сложная и болезненная зона для всех людей!). Однако эти клиенты типично запрашивают не психотерапию, а нечто, вроде Коучинга. В задачи нашей работы не входит анализ специфического стиля консультирования под названием «коучинг». Стоит лишь заметить, что эти люди, с одной стороны, гораздо более открыты к тому, чтобы получить прямой совет (больше самоподдержки и способности переварить!), но, тем не менее, они намного реже готовы вступать в какое бы то ни было сотрудничество с представителем помогающей профессии, чем РАВНОЕ! Они хотят получить помощь, общаясь на равных. Разумеется, медицинская модель очень часто терпит поражение в подобных случаях. Эти люди сами хотят принимать решение относительно того, каким советам следовать, какие назначения исполнять итп. Им становятся более интересными практики о воле, об управляемых фантазиях, о вИдении итп.

Предпринятое нами выше описание подобного континуума имеет целью предложить читателю - исследователю и практику в области помогающих профессий - новую систему координат. Сопоставив собственное понимание процессов формирования механизмов самоподдержки у Ваших «типичных» пациентов или клиентов, Вы сможете точнее определить собственный «локус экспертизы», в котором Ваши практики являются наиболее успешными и оправданными. Небезынтересным может оказаться исследование Ваших собственных предпочтений и личностных предпосылок для того или иного специфического «локуса экспертизы» и, соответственно, типичного для Вас «репертуара» практических методов. Кроме того, специалисту, желающему расширить диапазон применимости собственных умений, или, более того, развиваться на поприще Реконструкции Качества Жизни, использование нашего «компаса» поможет точнее наметить направление собственного профессионального развития.

Мы же попытаемся обобщить опыт более чем десятилетней работы по Реконструкции Качества Жизни в достаточно широком диапазоне. Данная практика порой захватывала как крайние формы лечения острых психотических больных, неспособных эффективно справляться с жизнью без сильнодействующих медикаментов, так и советничество (консультирование совершенно здоровых, весьма эффективно действующих клиентов, желавших с помощью консультанта-советника повысить КЖ). Именно широта диапазона применения различных помогающих технологий в работе со столь различными категориями людей (чрезвычайно редкая для профессионалов в области помогающих профессий - типично работающих в весьма «узком локусе» компетенций) позволяет увидеть ситуацию «в целом». Наличие подобного «обзорного панорамного вИдения» позволяет, в свою очередь, сделать некоторые обобщения теоретического характера и сформулировать практические рекомендации, очертив границы новой предметной практической области помогающих профессий: Реконструкции Качества Жизни.

И пусть не покажутся вдумчивому читателю данная перспектива целостного вИдения континуума самоподдержки клиента, методология и система конкретных практик РКЖ, основанных на данном вИдении, абсолютно очевидными и простыми для применения. Данная кажущаяся простота обманчива. Вот что пишет о сложности охватить даже смежные области данного континуума один из классиков современной доказательной психотерапии, И.Ялом : «Лишь немногие теоретики психотерапии (О.Ранк, Р.Мэй, С.Арнети, Л.Фарбер, А.Уилис и я) включают в свои построения концепцию воли.» Имеется в виду воля клиента к изменениям. И действительно, работая преимущественно в «синей» зоне 2, представители классического «психологического» психотерапевтического корпуса осторожно обходят вопросы важности воли в изменениях Качества Жизни клиентов. Более того, классическая теория изменений, получившая наибольшее распространение в 70-е годы 20 века под названием «парадоксальная теория изменений» Арнольда Бейссера и до сих пор являющаяся наиболее элегантным выражением взглядов гуманистических психотерапевтов, гласит: «Изменения происходят не тогда, когда человек пытается изменить в своей жизни что-то, но именно тогда, когда человек полностью принимает то, что ЕСТЬ, становясь тем, кем он является в данный момент» .

Разумеется, рассматривая такой постулат вне контекста, можно с ним соглашаться или нет, но истинное значение вопрос о применимости волевых усилий на пути изменений приобретает ТОЛЬКО тогда, когда рассматриваем мы его через призму континуума самоподдержки. Тогда становится ясно, что для подавляющего большинства «ограниченно способных» к самоподдержке клиентов «синей» зоны основным ресурсом является экономия сил, привычно затрачиваемых на БЕЗУСПЕШНЫЕ попытки измениться. Батарейка очень быстро разряжается, теряя заряд, если замкнуть ее полюса попросту медным проводом большого сечения. Так же и клиент психотерапевтов во всем мире зачастую страдает от потери сил в бесплодных попытках измениться. Кроме того, Бейссеровская модель позволяет резко повысить потенциал принятия себя или в нашей терминологии «права быть», что также дает дополнительный ресурс, актуальный для улучшения КЖ представителям «синей» зоны.

Совершенно иную картину мы зачастую наблюдаем в «зеленой» зоне, где ресурсы клиентов попросту «по модулю» выше. Область «принятия» собственных процессов и состояний тут ничуть не утрачивает своего значения, но, в то же время, важность направленных волевых усилий приобретает дополнительное значение, неактуальное для представителей «синей» зоны. Никто не станет спорить, что высочайшие достижения человеческого духа, примеры политической истории и экономического развития пестрят образцами крайне выраженных волевых способностей, воплощенных в конкретных персонажах. Эпиктет и Павел Корчагин, Юкио Мисима и Генри Форд, Иосиф Сталин и Ли Якокка. Эти имена говорят о многом именно тем клиентам, которые имеют достаточно высокий потенциал самоподдержки, чтобы мочь на некоторых отрезках собственной жизни совершать значимые направленные волевые усилия для достижения вполне конкретных измеримых целей. И здесь, конечно же, нелишне вернуться к основам представлений о единстве и взаимовлиянии субъективного и объективного компонентов КЖ. Огульная «социально утихомиривающая» идея о том, что «богатые все сплошь несчастны» не выдерживает проверки строгими исследованиями, результаты которых свидетельствует об обратном. Качественные изменения объективного компонента жизни, происходящие в результате направленных волевых усилий, ведут к большему удовлетворению. И совершенно логичным становится снижение удельного веса чисто «психотерапевтических» форм работы с данной группой клиентом и возникновение новых, неприменимых в «синей» зоне технологий, повсеместно используемых, например, в современном коучинге.

На наш взгляд наиболее очевидную пользу принесет применение предложенной нами модели континуума самоподдержки в «граничных» областях. Ведь известно, что именно на границе «красной» и «синей», а также «синей» и «зеленой» зон отмечается резкое возрастание градиента взаимного непонимания между представителями различных «узких локусов экспертизы». Подобные «узкие специалисты» порой безуспешно пытаются применять типичные для них схемы работы огульно для всех пациентов или клиентов, ошибочно считая собственную методологию универсальной и единственно верной. «Узость» вИдения, как то бывает и в социуме в целом, низкий уровень толерантности и зашоренность порождают наивысший накал нетерпимости и взаимных упреков, превращая профессиональную дискуссию в спор глухих со слепыми. «Следует ли назначать антидепрессанты больным невротического регистра или их клиническую картину нужно «поберечь» для наиболее эффективной проработки психотерапевтом?!!» «Нужно ли анализировать опыт раннего детства топ-менеджеров для повышения эффективности их деятельности? И, если да, то КАК заставить их это делать?!!» «Следует ли полагаться на тренинговые упражнения в работе с персоналом, или нужно работать «глубже»?» «Кому решать, какую именно психотерапию назначить клиенту: врачу, представителю страховой компании или же самому клиенту?» Эти и подобные вопросы, поднимаемые на любой профессиональной конференции, и относящиеся к граничным зонам описанного нами континуума самоподдержки, подобно зубам дракона, засеянным на плодородной почве узости локуса экспертизы, надежно порождают идеологические и межличностные конфликты среди честных и принципиальных представителей помогающих профессий.

Мы искренне надеемся, что грамотное и уместное применение концепции континуума привнесет новые элементы ясности и перспективы в работу психотерапевтов, психиатров, консультантов, практических психологов, коучей и советников. Таким образом, очерчен круг тем, освещаемых в трех лекциях по Реконструкции Качества Жизни:

  1. Представления о КЖ (динамика сосуществования субъктивного и объективного компонентов)
  2. Концепция континуума самоподдержки клиента
  3. Методология РКЖ и
  4. Собственно техники работы в разных зонах континуума - вот четыре краеугольных камня описываемой нами новой предметной области.

Данная лекция, первая из трех, сфокусирована преимущественно на темах 1 и 2. Эти темы получат свое развитие во второй и третьей лекциях. Темы 3 и 4 составят основное содержание двух грядущих лекций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Павлов К.В. О вреде «психодрамы» // Журнал практического психолога (специальный выпуск: Восточно-Европейский Гештальт Институт). - 2003. - N.3. - С.129-140.
  2. Перлз Ф., Хефферлин Р., Гудмен П. Опыты психологии самопознания: Практикум по гештальттерапии. Пер. с англ.- М.: Гиль-Эстель, 1993.- 239 с.
  3. Овчинников Б.В., Павлов К.В., Тутушкина М.К. Психодиагностика основных типологических характеристик личности.- СПб.: Изд-во ГАСУ, 1994.- 57 с.
  4. Павлов К.В. Индивидуально-типологический подход в оценке клинической картины больных с пограничными психическими расстройствами // Актуальные вопросы клиники, диагностики и лечения.- СПб.: ВМедА, 1997.- 571 с., C. 233.
  5. Павлов К.В. Опыт применения психодиагностической методики Кейрси у больных с нервно-психической и психосоматической патологией // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева.- СПб.,1995.- N4.- с. 289 - 291.
  6. Павлов К.В. Менеджмент и психологические типы // Практическая психология для менеджеров.-М.:Филинъ, 1996.- 368 с., с.285-313.
  7. Павлов К.В. Психология здоровья // Практическая психология (учебник для ВУЗов).- М.: Ассоциация Строительных ВУЗов, СПб.: Дидактика Плюс, 1997.- 335 с., С. 291-311.
  8. Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В. Типы темперамента в практической психологии.- СПб.: Речь, 2003.- 288 с.
  9. Павлов К.В. Сопровождение кандидата - элемент избирательной кампании или начало репутационного менеджмента? // Альманах Лаборатории социально-политических технологий АМП СПб.- СПб.: ЛИК, 2001.- 175 с., С. 109-118
  10. Павлов К.В. Опыт консультирования групп поддержки кандидатов и команд, ведущих предвыборную борьбу // Материалы Всероссийской конференции «Психология и бизнес» - СПб.-20-21 апреля, 1998;
  11. Павлов К.В. Опыт супервизии работы политических и бизнес-консультантов: «Корректирующее внешнее консультирование» // Материалы Всероссийской конференции «Психология и бизнес» - СПб.-13-14 апреля, 1999
  12. Павлов К.В. «Team-building» при корректирующем внешнем консультировании команд, ведущих предвыборную борьбу // Материалы конференции «Выборы в Российской Федерации» - СПб.-26-28 июня, 1999.
  13. Павлов К.В. Все есть яд, все есть лекарство // Журнал практического психолога (специальный выпуск: Восточно-Европейский Гештальт Институт). - 2003. - N.3. - С.115-123.
  14. О"Нил М.Б. Коучинг руководителей: твердость и открытость. Системный подход в привлечении руководителей к решению их проблем.- Пер. с англ. - М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. - 224 с.
  15. Pavlov K.V., Ovchinnicov B.V. Psychological type, physiological status and psychosomatical diseases. In the abstract book of The 7th Conference of the European Health Psychology Society (1-3 September): Psychological theories and healthy practices.- Brussels.: S.n., 1993.- 285 p., p. 277.
  16. Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 170 с.
  17. Top-Manager. Журнал для руководителей. - 2008. - №85/2, сентябрь. - 128 с.
  18. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984
  19. Бейссер А. Парадоксальная теория изменений // Журнал практического психолога (специальный выпуск: Восточно-Европейский Гештальт Институт). - 2003. - N.3. - С.95-100.
  20. Гингер С., Гингер А. Гештальт - терапия контакта. 2-е изд. Пер. с фр.- СПб.: СпецЛит, 2001.- 288 с.
  21. Наранхо К. Гештальттерапия: Отношение и практика атеоретического эмпиризма. Пер. с англ.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.- 303 с.
  22. Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии. Пер. с англ.- М.: Либрис, 1996.- 240 с.
  23. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. Пер. с англ.- М.: Смысл, 2000.- 358 с.
  24. Burley T. Reflections on Insight And Awareness // GATLA Reader.- 1999.- P. 128-134.
  25. Burley V. Dialogue: Theory and Application // GATLA Reader.- 1999.- P. 79-85.
  26. Gestalt Therapy. Perspectives and applications / Ed. by E.C.Nevis .- N .Y.: GestaltInstituteofClevelandPress.- 1992.- 427 P.
  27. Парлетт М. Раздумья о теории поля // Журнал практического психолога (специальный выпуск: Восточно-Европейский Гештальт Институт). - 2003. - N.3. - С.51-85.
  28. Платонов Г.Ю. Основания // Журнал практического психолога (специальный выпуск: Восточно-Европейский Гештальт Институт). - 2003. - N.3. - С.5-18.
  29. Nevis E.C. Organizational Consulting. A Gestalt Approach. - The Gestalt Institute of Cleveland Press. - 2005. - 215 p.
  30. Зинкер Д. В поисках хорошей формы: Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями. Пер. с англ.- М.: «Класс», 2000.- 320 с.
  31. Качество Жизни. Краткий словарь. - М.: Смысл, 2009. - 168 с.
  32. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПБ.: Издательство «Питер», 2000. - 640 с.