Способы художественной резьбы по дереву. Художественная резьба по дереву Центр резьбы по дереву татьянка

Расскажу немного о моем инструменте для резьбы.
Когда начал ходить в клуб резьбы по дереву, я пользовался инструментом мастера. И сразу начались мечтания о собственном инструменте.
У парня с которым я ходил на резьбу отец работал на каком-то металлургическом заводе и я заказал у него 2 полукруглые стамески, потом мне подарил еще пару резцов друг брата, 2 ножа и 2 полукруглые стамески знакомый художник, 1 нож парень со двора. Сталь хорошая инструментальная, пользуюсь ими и сейчас.

Потом как-то к нам домой приходил сантехник, чинить кран и мы разговорились, я рассказывал ему о том что занимаюсь резьбой. И он сказал, что у него дома лежит набор резцов советский и он хочет мне его подарить) я был безумно рад и прыгал до потолка, он сходил домой и принес его. Это было круто, они даже не заточенные были!) особенно мне понравился нож, он долгое время был моим любимым инструментом. Резал красиво и ровно. Долго держал остроту, советские резцы - классные резцы!

Затем у меня был перерыв с резьбой, да и заточить ножи и резцы было негде.
Потом я стал разыскивать магазины и рынки, палатки, где можно было бы купить резцы. Но не находил.
Не много научился точить тот инструмент который у меня был, но это было очень неумело.
Через какое-то время я нашел в интернете страничку tatianka.ru, но тот момент на выбор были только отечественные резцы и ножи и я заказал себе пару ножей и стамесок, так мой арсенал стал пополняться))



Я копил деньги и купил себе не большой набор из 12 резцов Татьянка. Мне он нравиться, сейчас им пользуюсь. Вырезал с помощью него шкатулку. Сталь не плохая, но конечно не сравниться с Pfeil, их нужно часто править на коже с пастой ГОИ и потом подтачивать. Они подходят только для мягких пород древесины (липа, ольха, клен, береза).

Потом мне на тот момент моя девушка (а сейчас уже жена) подарила на день рождения набор из 7 ножей, я был очень рад. Вырезал с помощью них обрамление для зеркала ), шкатулку с геометрическим рисунком и ящик для пожертвований.

В магазине Леруа Мерлен нашел резцы чешской фирмы Narex и конечно я не смог удержаться и купил их. (Кто ищет, то всегда находит). Резцы хорошие, сталь лучше чем у Татьянки, но и стоят они в 2 раз дороже.

Когда я был в Москве к командировке, проездом или в гостях у друзей я заходил в магазин Татьянка на Бауманской. Конечно мне там очень понравились резцы фирмы Pfeil и я себе прикупил пару ножей.
Они хорошо показали себя в работе, долго остаются острыми, хорошо и чисто режут древесину, как мягких так и твердых пород (резал ими бук, дуб).
Сейчас у меня несколько резцов и ножей Pfeil и они самые любимые, т.к. это очень хороший инструмент. Стоимость у них от 500 р. (самый дешевый нож) и выше, но по-моему мнению это не переплата за бренд, а покупка хорошего и качественного инструмента (еще раз это мое мнение, не все могут быть со мной согласны, но я считаю так).

Также у меня появился интересный нож фирмы Bahco. Я купил его за 4 евро, не плохая цена за хороший нож. Отлично режет бумагу и древесину как мягких так и твердых пород.

Я люблю хранить резцы в тканевых скрутках, ящичках:

Также я подписываю свои резцы.

Один небольшой совет, если вы не пользуетесь по какой-то причине ножами, резцами, то смазываете резвия любым инструментальным маслом (я пользуюсь WD-40), чтобы они не заржавели.

Думаю, что все резчики со мной согласятся, что резцов мало не бывает)))) но при этом я сторонник разумности, денег много не бывает, потому нужно стараться покупать тот инструмент, который будет использоваться и окупит себя, а не будет просто лежать без дела.
Ни и напоследок о мечтах))) хочу заработать и купить себе вот этот чудесный чемоданчик все той же любимой фирмы Pfeil:

Есть много других хороших производителей как отечественных так и иностранных которые производят и продают инструменты для резьбы, я написал о своих.
Хочу добавить ссылки на некоторые ресурсы которыми я пользуюсь, где можно поискать инструмент, приспособления, оснастку и все необходимое для резчика и хороший форум Мастеровой.
tatianka.ru
reznoe.ru
stameskino.ru
rubankov.ru
kalpa-vriksa.ru
forum.woodtools.ru

Спасибо за внимание.

В тексте указаны работы выполненные резцами, далее будут добавлены ссылки на статьи этих работ.
И обязательно будет статья о заточке ножей и резцов.

В статье использованы фотографии с веб-страницы tatianka.ru

Купить и заказать деревянные работы можно в моем магазине

Каждый вид ремесла появлялся в определенной местности неспроста. На побережьях северных морей, где водятся моржи, зародилось искусство резьбы по кости. Кузнечное дело популярно вблизи залежей руды. Резьба по камню популярна рядом с каменными пещерами и месторождениями полудрагоценных камней. Люди издревле хотели украсить предметы вокруг себя, используя доступные для этого материалы. В России огромные площади заняты лесом, поэтому в разных регионах нашей страны развит промысел художественной резьбы для работ по дереву.

Изучаем различные техники художественной резьбы по дереву

Существуют различные техники этого искусства. Самые распространенные – геометрическая, контурная, плоскорельефная, ажурная или прорезная, объемная резьба. Каждый из видов резьбы имеет свои особенности, требует различных инструментов и подготовки мастера. Так, для геометрической резьбы достаточно лишь ножа-косяка, плоскорельефная требует наличия нескольких стамесок и напильников, прорезная выполняется строго по эскизу лобзиком или фрезером, а для объемной техники необходим большой набор инструментов, а также представление об объеме фигуры и некоторые художественные навыки.

  • Геометрическая резьба на разделочной доске.
  • Пример контурной резьбы – рисунки выполнены в виде борозды, вырезанной из поверхности бруска.
  • Плоскорельефная резьба – фон углублен, рисунок выступает на одинаковую высоту.
  • Прорезная резьба – пример работы мастера.
  • Объемная резьба по дереву – шедевр от российских резчиков.

Кроме того, очень красиво выглядят работы, выполненные не в одной определенной технике, но с комбинированием их. На фото видны примеры обработки дерева в смешанных техниках.

Авторские и региональные стили резьбы по дереву.

В различных регионах преобладают разные виды дерева, отличается климат и уклад жизни. В зависимости от этого, существуют многочисленные направления в этом декоративно-прикладном искусстве. Кроме того, некоторые мастера, выходцы из определенных школ и добившиеся успеха, разрабатывают свой собственный неповторимый стиль резьбы. Некоторые из них даже отмечены в специализированных книгах и изданиях, их работы представлены на выставках и известны на весь мир.

Разбираем богородская резьба по дереву: история и отличия

Село Богородское находится недалеко от Троице-Сергиева монастыря. Резное дело берет начало в этом селе еще с XV-XVI веков. Тогда этим занимались, в основном, простые крестьяне. Сейчас в селе ходит предание о том, как один из богородских резчиков сделал куклу из дерева и продал ее купцу. Купец поставил ее в своей лавке для украшения, но ее тут же купили за очень выгодную для него цену, после чего он заказал целую партию таких же кукол у мастера. С этого времени, согласно этой истории, и зародилась богородская школа резьбы по дереву.

Многим россиянам с детства знакомы такие деревянные игрушки как кузнецы или курочки, которые поочередно бьют молотами по наковальне или клюют зернышки. Но далеко не все знают, что это также творчество богородских резчиков. Мастерам удается с помощью этого нехитрого материала воссоздавать повседневные сценки из жизни и быта простых людей, а также делать чудесные фигурки животных. Известно, что с этими игрушками играли не только дети крестьян, но даже боярские отпрыски и царевичи.

В начале прошлого века богородские мастера объединились в артель “Богородский резчик”, а позже превратилась в Богородскую фабрику резьбы по дереву, которая существует до сих пор и выпускает на свет замечательных мастеров.

Рассмотрим историю и отличительные черты абрамцево-кудринской резьбы по дереву

Изначально сформировалась в селе Абрамцево. Мастер Е.Д.Поленова организовала там мастерскую со школой резьбы по дереву, отличительной чертой которой было обучение живописи. Позже один из выходцев этой школы основал в селе Кудрино свою собственную мастерскую, работая по заказам для Абрамцевской мастерской. Так сформировался абрамцево-кудринский стиль резьбы, характерными чертами которого стало комбинирование плоскорельефной и геометрической резьбы. Эта разновидность резьбы популярна до сих пор и является легкоузнаваемой.

Изучаем новый авторский вид резьбы по дереву – “Татьянка”

Стиль “татьянка” является запатентованным авторским стилем. Его разработал в 1991 году резчик Сасыков Шамиль, а стиль назвал в честь своей жены. Уникальность “татьянки” состоит в том, что выглядят работы очень красиво и эффектно, главная техника – плоскорельефная резьба с элементами плосковыемчатой. Стиль напоминает абрамцево-кудринский, но все же имеет особую технику вырезания, кроме того, содержит более разнообразные и многочисленные элементы. Существует сайт, посвященный этому виду резьбы, а также школа, где проводятся мастер-классы и полноценное обучение.

Некоторые примеры работ в стиле “татьянка”.

Подборка видео по теме статьи

Данное учебное пособие - настольная книга и путеводитель резчика по дереву в стиле "Татьянка". Оно адресовано в первую очередь препода-вателям технологии, изобразительного искусства в школах, мастерам на-родных художественных промыслов - всем тем, кто хотел бы вести уроки резьбы "Татьянка", а также любителям мастерить своими руками: мужчинам и женщинам, пенсионерам и инвалидам, детям и взрослым, - всем людям вне зависимости от их возраста и физических способностей.

Из книги вы узнаете:
- как освоить "Татьянку", не выходя из дома и не записываясь на специальные курсы
- как правильно подобрать дерево (влажность, возраст), как хранить его, какие заготовки подойдут для работы
- какой инструмент необходим (сталь, виды, как править и продлить жизнь вашим стамеску)
- как правильно создавать композицию для работы из дерева, какие существуют правила
- для чего резчику необходима лепка
- как обеспечить себя зимой свежими листьями или как сделать долговечный гербарий
- как научиться рисовать и тренировать руку
и многое другое.

Это учебное пособие не только для резчиков в стиле "Татьянка", но и для всех, кто интересуется резьбой и хочет стать не просто резчиком, а резчиком-художником. Прекрасный подарок себе и своим друзьям.

Подробнее о книге
Принцип строения самоучителя не "посмотрите, как можно освоить резьбу", а "давайте вместе с нами попробуем открыть удивительный мир резьбы путем проб и ошибок". Уроки резьбы и практические занятия из-ложены в самоучителе подробно, детально, шаг за шагом, с необходимыми рисунками, фотографиями и пояснениями. Автор старался предусмот-реть и ответить на все вопросы, которые могут возникнуть у читателя, самостоятельно постигающего азы резьбы по дереву. Необходимо отметить, что пошагово освещается выполнение только новых элементов, а вариации уже изученных оставлены для самостоя-тельной работы. Таким образом, создается гибкая схема освоения резьбы, включаю-щая в себя систему повторений и постепенного овладения новым. Это особенно важно для практического применения полученных сведений, когда разные вариации приемов уместны на тех или иных формах изде-лий. В пособии автором воплощен новаторский метод изложения курса резьбы. В одном издании резчику даются все сведения, необходимые для его образования: основы рисунка, построения композиции и перспективы, пластики, история искусства и традиций народных художественных про-мыслов как в России, так и за рубежом, не только их богатое прошлое, но и современное состояние. Читатель, решившийся заниматься резьбой, может получить все необходимые сведения о заготовке, применении и хранении древесины, подборе и заточке инструмента. Для облегчения поиска информации материал в этих разделах сгруппирован в виде отдель-ных, самодостаточных, но связанных между собой блоков.

Готовится переиздание!

Искусство резьбы по дереву доступно практически каждому, несмотря на возраст, пол и даже наличие художественных способностей. Такое заявление еще совсем недавно показалось бы как минимум странным, но сегодня оно подтверждается многолетним опытом резчиков и преподавателей, работающих в стиле резьбы по дереву «Татьянка».

Эта техника родилась в 1990 году в результате творческого эксперимента мастера Шамиля Сасыкова и превратилась в целую художественную систему, которой уже обучилось более 10 тысяч человек. Для кого-то из них резьба «Татьянка» стала увлекательным хобби, для кого-то — любимой работой, а для кого-то просто приоткрыла дверь в мир резного искусства. Возможно, и вы захотите попробовать свои силы в этом виде творчества после знакомства с серией уроков по резьбе «Татьянка» для начинающих, которые мы будем публиковать на сайте.

Рабочее место

Резьба по дереву — процесс увлекательный, но длительный, поэтому очень важно, чтобы ваше рабочее место было максимально удобным. Для резчика в стиле «Татьянка» подойдет любая ровная деревянная плоскость, верстак, даже угол стола или подоконника, а то и просто табуретка. Лучше, конечно, чтобы это был стол или верстак, тяжелый и упертый в стену, с деревянной столешницей. Но подойдет и полированный стол, просто положите на его поверхность кусок фанеры или чертежную доску размером не меньше 20х20 см. Тогда инструмент не сломается, если вдруг сорвется и воткнется в столешницу. Кстати, очень хорошим материалом для поверхности стола является липа, осина, ель.

Обратите внимание, что мы не закрепляем учебную доску — на столе она лежит свободно — и часто работаем без упора. Важно, чтобы вы сразу привыкали выполнять работу именно так, потому что заготовки из липы мягкие и от упора во что-нибудь твердое на их поверхности образуются вмятины.

Освещение

Работа резчика достаточно кропотливая, требует четкости исполнения и аккуратности, следовательно, все должно быть хорошо видно. Освещение лучше всего выбирать естественное или современное с широким спектром. Неплохо, если стол стоит перед окном и имеет дополнительное освещение от любой настольной лампы. Главное — нужно следить за тем, чтобы свет не отсвечивал от доски в глаза.

Так как след от карандаша при резьбе полностью срезается («исчезающий рисунок»), то при этом остается только чистое дерево без цветовой контрастности, но уже с рельефом. Если такую доску дополнительно освещать сбоку, то неровности рельефа отбрасывают тени, и все становится четко различимым.

Материал

Для резьбы по дереву, в принципе, годится любая древесина, но только гладкая, ровная, без пороков и сучков. Хотя при желании мастер сможет обыграть любой завиток или сучок. Мы же используем чистые доски или заготовки, поскольку вырезаем, словно рисуя на полотне бумажного листа, — не учитывая текстуру дерева, а композицию развиваем, руководствуясь лишь техникой резьбы и замыслом. Лучше всего для наших целей подходит древесина липы. С уверенностью можно сказать, что самые сложные по технике и рисунку изделия, самая виртуозная и интересная резьба в стиле «Татьянка» получается именно на ней. К тому же это довольно распространенная в нашей стране древесная порода, которая традиционно используется в декоративно-прикладном искусстве, например, для изготовления заготовок и форм для росписи. Липа — материал мягкий, пластичный и удобный для выполнения резьбы. Она легко режется практически во всех направлениях и не требует большой физической силы, поэтому работать с ней могут как женщины, так и дети.

Выбирая доску для вырезания учебных орнаментов, первым делом обратите внимание на ее торец — здесь древесина должна быть плотной, однородной и не рыхлой.

По торцу доски сразу видно, из какой части бревна она взята. Чем ближе к середине бревна, тем под более крутым углом располагаются годичные кольца к поверхности доски. В серединной (радиальной) доске слои располагаются и вовсе поперек, поэтому у таких досок повышенная скалываемость при поперечных срезах. Чем ближе доска к коре, то есть к краю бревна, где слои размещаются полого к поверхности, тем плотнее древесина. Такую доску можно резать легко и свободно: почти везде, по всей плоскости сохраняется однородная плотность, и резьба выполняется лучше.

Плохо, когда слои размещаются под углом к плоскости доски, наискось, образуя косослой. На поверхности такой доски легко можно резать только по направлению волокон, а вот в другую сторону — против волокон труднее: здесь слои уходят вниз, поэтому и стружка от стамески тоже уходит вниз. С горем пополам с этим удается справиться, но все же срезы получаются чаще всего нечистые, занозистые, образуются сколы. Таким образом, любые включения, отклонения от «спокойного», «ровного» размещения слоев усложняют процесс резьбы, особенно для начинающих резчиков, не имеющих достаточного опыта работы с деревом.

Хранение доски

В перерывах между работой учебную доску не следует держать в пакете или в мокрой тряпке, иначе в дереве развиваются различные бактерии, оно темнеет и может покрыться плесенью.

Лучше всего для хранения досок подходят не отапливаемые помещения с уличной влажностью: сарай, сени, баня, гараж, лоджия или балкон. Не рекомендую держать доски в ванной комнате, холодильнике, подвале или на солнце.

Влажность

В процессе резьбы поверхность учебной доски все время подсыхает, поэтому ее необходимо постоянно увлажнять для поддержания в рабочем состоянии — примерно 12-15% влажности. К этому надо отнестись очень ответственно! Поэтому можно заранее, за несколько часов до работы слегка увлажнить доску, промачивая в основном торцы. Поскольку все доски разные, следует самому на практике проанализировать результаты увлажнения и определить продолжительность замачивания доски.

А вот изделия, в отличие от досок, замачивать нельзя. Особенно клееные шкатулки: они деформируются и могут развалиться. Поэтому, начав работать со свежей заготовкой, постарайтесь выполнить работу в течение нескольких дней. Чтобы резать с достаточной для этого скоростью, предварительно оттачивайте все приемы резьбы и вырезайте узор на простых учебных досках. Но есть, конечно, свои хитрости. Например, большое изделие можно локально увлажнять тампонами, промокая слегка верхний слой, но ни в коем случае не допуская увлажнения более пяти процентов от всей плоскости.

Инструмент

Для удобства и четкой организации учебного процесса был разработан специальный инструмент «Татьянка», обладающий параметрами, рассчитанными именно для работы по мягким пластичным породам древесины и выполнения из единого массива дерева ювелирно-тонкого, ажурного и технически сложного растительного орнамента «Татьянки». Самодельные или фабричные инструменты малопригодны: в них много брака и несоответствия, в том числе по размеру, профилю, толщине полотна стамески и т. д. Конечно, если нет возможности использовать специальный инструмент для выполнения приемов, описанных в уроках по «Татьянке», то можно приспособить для работы и другие резцы. Но в этом случае практическое обучение будет осложнено, займет больше времени, да и сам характер резьбы изменится.

Для выполнения первых простых учебных орнаментов вам будет достаточно минимального, так называемого ученического набора «из трех штук», в который входят нож-косяк, стамески № 17 и № 6.

Стамески

На первом этапе обучения резьбе «Татьянка» лучше всего начинать работать именно полукруглыми (радиусными) стамесками среднего диаметра. Это стамески с профилем лезвия, имеющим в поперечном сечении часть круга. Если их поставить торцом на доску и провернуть вокруг оси, их лезвие должно прорезать дерево, замкнув окружность.

Используемые нами стамески позволяют сделать хороший, достаточно глубокий срез и получить четкий рельеф, при этом они довольно маневренные и хорошо подходят для отработки основных приемов работы инструментом.

Обратите внимание на то, что в «Татьянке» мы не применяем молоток или киянку — срезание дерева производится только за счет приложения усилия рук. Это, кстати, очень полезно для развития мелкой моторики рук как у детей школьного возраста, так и у взрослых.

Нож-косяк

Один из главных инструментов резчика — нож-косяк, названный так по форме лезвия с косым срезом. Нож-косяк «Татьянка» рассчитан на руку среднего размера. Длина лезвия от ручки до пятки должна быть такой, чтобы пятка не доставала своим углом до руки 2 см. А длина лезвия от ручки до носка определяется расстоянием до пятки при угле в 45 градусов. Ширина полотна лезвия должна быть в пределах 15-25 мм, а толщина полотна — около 1,5 мм.

Полезно знать

Как разобраться с материалами для резьбы

Первым делом обратите внимание на торец доски — древесина должна быть плотной, однородной и не рыхлой, как на рисунке.

По торцу доски сразу видно, из какой части бревна она взята. Чем ближе к середине бревна, тем под более крутым углом располагаются годичные кольца к поверхности доски.

Основные разрезы ствола:

  1. Поперечный — разрез, проходящий перпендикулярно к оси ствола и направлению волокон и образующий торцевую плоскость ствола, доски, бруска. На поперечном разрезе ствола видна сердцевина, кора и древесина с ее годичными слоями.
  2. Радиальный — продольный разрез, проходящий вдоль оси ствола через его сердцевину, у таких досок повышенная скалываемость при поперечных срезах.
  3. Тангенциальный — продольный разрез, проходящий на некотором расстоянии от сердцевины. Древесина на указанных разрезах имеет различный вид и текстуру.

Чем ближе доска к коре, тем плотнее древесина. Такую доску можно резать легко и свободно: почти везде, по всей плоскости сохраняется однородная плотность, и резьба выполняется лучше.

Художественная резьба по дереву всегда интересовала любителей декоративной обработки древесины. Необычные деревянные фигурки, предметы декора и мебели с изображениями сцен из жизни людей всегда пользовались особой популярностью. Множество стилей работы с древесиной доступно не только профессиональным мастерам, но и любителям. Широкую известность завоевала техника художественной резьбы по дереву «татьянка».

История появления

Добиться успеха в резьбе можно не только талантом , но и регулярным повторением изученного, улучшением полученных навыков. Каждому, кто начинает заниматься резьбой по дереву, нужно подробно рассмотреть разные её техники. Все они помогают создавать отличающиеся друг от друга элементы декора. Стиль «татьянка» возник ещё в конце XX века. Создал его Шамиль Сасыков, который был мастером художественной школы резьбы по дереву. Он детально изучил технику и выявил все возможные тонкости и секреты.

Особенности техники

Возникший в 1990 году после удачного творческого эксперимента стиль превратился в отдельную систему. Полностью изучили такое направление резьбы уже около 10 тысяч мастеров.

Главной особенностью техники резьбы по дереву «татьянка» является то, что обработка декоративного элемента проводится с помощью специального инструмента для резьбы лишь один раз. Такой способ помогает создавать разные декоративные элементы с применением специальных инструментов.

Если использовать другие стили резьбы по дереву, длительность работы значительно увеличивается. При применении «татьянки» от мастера требуется минимум свободного времени.

Инструмент для работы важно подбирать с учётом всех особенностей древесины, которая может быть как мягкой, так и твёрдой. Они должны быть качественно заточенными, так как в ином случае работать будет неудобно. Стиль такой резьбы относится к многослойным, поэтому он подразумевает переходы от одного этапа работы к другому. Если мастер вырежет первый декоративный слой неправильно - следующие элементы красиво и изящно оформить не получится.

Чтобы добиться шедевра резьбы по дереву, нужно внимательно рассмотреть каждый этап художественной обработки изделия. Поэтапное выполнение работы, а также равномерное расположение элементов на поверхности доски необходимо продумать как можно тщательнее. Обрезанную из-за одного неправильного движения часть восстановить не получится.

Художественная обработка таким способом считается довольно перспективной. Если обучиться этому методу резьбы в домашних условиях, можно всегда найти для себя работу. Изделия в технике «татьянка» пользуются популярностью среди покупателей.

Существуют и другие способы резьбы для начинающих мастеров: сквозная, плосковыемчатая, скульптурная, а также рельефная. В отличие от них, авторская резьба «татьянка» требует от мастера не так много труда и времени.

Способы работы

Резьба по дереву, в зависимости от используемой техники, в обязательном порядке должна проводиться соответствующими инструментами. Так, для сквозной резьбы, которая отличается объёмностью создаваемых изделий, применяется пила, стамеска или лобзик. Такой способ называют ажурным, он активно используется для декорирования дома.

Характерный объём придают вещам с помощью рельефной резьбы. Главное требование в этом случае - выполнение рисунка на одном уровне с общим фоном или немного выше него. Плоскорельефный вид резьбы предполагает подушечный и выбранный фон. В первом случае фон и рисунок должны располагаться на одном уровне, во втором - рисунок выполняется выше полученного фона.

Необычные работы с помощью бензопилы получили распространение в последнее время. Резьба скульптурного формата - более сложная техника, но вместе с тем интересная и необычная. Создание правильных и гармоничных пропорций из необработанного дерева помогает создать из материала необычное животное или строение. Чаще всего опытные мастера прибегают к помощи воображения, делая скульптуру более естественной.

Перед более сложным этапом работы следует потренироваться на лёгких эскизах, воспользовавшись пособиями по резьбе, в которых можно найти простые схемы и зарисовки с подробным описанием. Для начала нужно вырезать фигурки небольшого диаметра, учитывая при этом более точное оформление и детализацию. Правильная резьба нуждается в постоянном оттачивании навыков, что помогает со временем повышать качество изделий.

Плосковыемчатая обработка древесины подразделяется на следующие разновидности:

  • геометрическая;
  • нитевидная;
  • черно-лаковая;
  • контурная резьба.

Чтобы выполнить работу в этой технике, необходимо предварительно подготовить простые эскизы, стамеску, код и дерево. Создание геометрических контуров и узоров на изделии подразумевает под собой вырезание ромбов, квадратов, шестиугольников под разными углами. Следует сделать углубление с помощью стамески под углом в 90°. Рядом под острым углом нужно создать красивый рисунок, используя для этого скобки на изделии из древесины.

Контурная резьба включает в себя формирование круглых желобков и треугольников посредством нанесения рисунка. Специалисты рекомендуют перед началом работы покрыть поверхность изделия лаком или краской чёрного цвета, а после вырезать запланированные рисунки.

Подготовка рабочего места

Художественная резьба должна проводиться на тщательно подготовленном рабочем месте. Мастеру нужно найти любую деревянную плоскость с ровной поверхностью. Лучше всего для работы подойдёт стол или верстак, так как они отличаются устойчивостью и имеют столешницу, которая упрощает работу.

Допускается использовать полированный стол, на который можно положить кусок фанеры либо чертёжную доску 20 х 20 см. Это сохранит целостность поверхности и защитит инструмент от поломки, если он случайно воткнётся в столешницу. При создании детали учебная доска не крепится, её можно использовать без упора. Если для работы используется липа - важно помнить, что она отличается особой мягкостью, поэтому может упереться в более твёрдую деталь. После этого на дереве возникнут непривлекательные ямки и повреждения.

Освещение в помещении должно иметь широкий или натуральный спектр, так как процедура считается довольно сложной и требует осторожности. Свет не должен отражаться от доски в глаза мастеру.

Намеченные карандашом эскизы будут со временем стираться при работе, в результате дерево должно остаться полностью чистым без цветовых контрастов. Неровный рельеф, отбрасывающий дополнительные тени, можно легко различить.

Подсыхающую во время работы поверхность нужно время от времени опрыскивать, чтобы сохранить её в рабочем состоянии. Влажность в помещении должна колебаться от 12 до 15%.

Доску можно увлажнить заранее, смочив её торцы. Каждая доска имеет свои параметры, поэтому определить её влажность можно лишь опытным путём.

Необходимые материалы

Древесина для резьбы должна отличаться гладкой поверхностью без характерных вмятин. На деревянном изделии не должно быть сучков либо других дефектов. Если мастер решил использовать для работы древесину с сучками, их можно задекорировать во время работы. В дальнейшем можно улучшить общий вид композиции, применив технику резьбы «татьянка». Для работы нужны следующие материалы:

Всё это приводит к формированию занозистых участков на изделии, а также острых сколов. Наличие любых включений в материале всегда отрицательно влияет на обработку древесины.

Если нужно сделать перерыв между работой, не следует накрывать учебную доску мокрой тканью либо оборачивать целлофановым пакетом. Это приведёт к развитию микробов, бактерий, потемнению доски и распространению плесени. Доски лучше всего хранятся внутри помещений, где отсутствует отопление, - на балконе, в бане, сарае. Запрещено хранить учебные доски на солнце, в подвале, ванной комнате и холодильнике.

Основные инструменты

Чтобы работа проходила более качественно, следует предварительно подготовить набор инструментов для резьбы. Он должен иметь характеристики, рассчитанные для обработки пластичных пород дерева. Если использовать заводские либо самодельные приборы, они не справятся с задачей, а только повредят поверхность, так как не совпадут с ней по характеристикам.

Если новичок будет применять для работы другие резцы по дереву, это значительно осложнит процесс обучения, а сам тип работы не поменяется. Чтобы обучиться более лёгким орнаментам на древесине, важно приобрести специальный ученический набор. В нём будут:

  • стамески № 6 и 17;
  • нож-косяк.

Стамески для обучения должны быть полукруглого типа (радиусные) среднего размера. Они отличаются профилем лезвия, которое при поперечном сечении создаёт часть круга. Если разместить стамеску на древесине торцом, а после повернуть её вокруг оси, нож должен свободно прорезать поверхность, замкнув окружность.

Стамески, которые применяются в работе, должны делать глубокий срез, поэтому важно, чтобы они отличались манёвренностью и хорошо подходили для неопытного мастера. Нож-косяк - это главный инструмент для резьбы. Такое название было дано ему из-за формы его лезвия, которое отличается косым срезом. Нож-косяк применяется для средней руки. От ручки до пятки он должен иметь такую длину, чтобы пятка свободно доходила до руки мастера.

Внимание, только СЕГОДНЯ!