Подводный истребитель: как будет искать и уничтожать врага новейшая подлодка «Лада. Дизель-электрическая подводная лодка LADA Лодки проекта 677 лада с технологией стелс

Подводные лодки проекта 677 (шифр «Лада») - серия российских дизель-электрических подводных лодок, разработанных в конце XX века в ЦКБ «Рубин». Предназначаются для выполнения разведывательных и диверсионных мероприятий против надводных кораблей и подлодок противника, защиты прибрежных районов от вражеских десантов, а также для постановки минных заграждений и прочих подобных задач.

Подводные лодки проекта 677 «Лада» - видео

Таким образом, подводная лодка «Лада», является оптимально подходящей именно для задач современной войны, которая требует максимальной мобильности и незаметности. Особенностью подлодок этой серии является схема их постройки, называемая «полуторной». Дело в том, что корпус (изготовленный из стали АБ-2) имеет одинаковый диаметр по всей длине. В отличие от больших атомных лодок, нос и корма имеют хорошо выраженную сферическую форму. Благодаря переборкам корпус делится на пять независимых отсеков. Палуб на корабле три.

Впечатляющие гидродинамические характеристики обеспечиваются благодаря корпусу специально разработанной, особенно хорошо обтекаемой формы. Выдвижные устройства имеют точно такое же заграждение, которым характеризуются корабли проекта 877, но кормовое оперение сделано крестообразным, а передние рули смонтированы на ограждении. Сделано это для того, дабы они создавали как можно меньше помех при работе гидролокационного оборудования, которым оснащена подводная лодка. Проект «Лада» в этом смысле является настоящим эталоном: она чрезвычайно тихая, ее крайне сложно обнаружить средствами гидролокации и гидроакустики.

Вооружение подлодки проекта 677 «Лада»

Главным средством защиты и нападения являются шесть аппаратов для запуска торпед калибра 533 мм, причем две шахты на верхней палубе предназначены для стрельбы управляемыми боеприпасами. В стандартный боезапас входит 18 торпед. Чаще всего подводная лодка «Лада 677» использует боеприпасы универсального типа (САЭТ-60М, УГСТ), специальные торпеды для уничтожения вражеских подлодок. На борту могут находиться крылатые ракеты, а также 22 мины модели ДМ-1.

Имеется возможность боевого использования противолодочных ракет типа «Шквал». Система ведения огня допускает как одиночные выстрелы, так и залповые стрельбы из шести шахт одновременно. За перезарядку торпедных аппаратов отвечает комплекс «Мурена», который позволяет провести всю операцию в полностью автоматическом режиме. Весь процесс полностью контролируется из командного командирского пункта, которым оборудована подводная лодка. Проект «Лада» был первой в Советском Союзе разработкой неатомного подводного корабля, в котором бы использовалось такое количество сложной и высокоэффективной автоматики.

Чтобы обеспечить защиту лодки от боевой авиации противника, экипаж может воспользоваться шестью ПЗРК модели «Игла-1М». Координация работы всех боевых систем обеспечивается посредством использования системы «Литий». Таким образом, подводная лодка «Лада», вооружение которой мы расписали, при своих небольших габаритах способа доставить большие проблемы любому противнику.

Гидролокационный комплекс

За гидролокационную разведку отвечает комплекс «Лира», в состав которого входят мощные чувствительные антенны. В состав установки входит сразу три антенны, одна из которых расположена на носу подводной лодки, а две – смонтированы по ее бокам. Инженеры максимально увеличили их диаметр ради точности измерения подводных шумов. Так, передняя антенна занимает едва ли не все пространство на носу подлодки. На случай повреждения бортового оборудования имеется выпускаемая гидролокационная аппаратура, которую подводная лодка «Лада» (проект 677) может буксировать за собой на марше.

Система навигации

Навигационная система – инерциального типа. Отвечает за предоставление данных о точном месторасположении корабля, а также за определение той оптимальной скорости, при которой имеющееся на борту вооружение может быть использовано с максимальной эффективностью.

В составе системы имеется перископное оборудование типа УПК «Парус-98», в состав которого входят следующие элементы:

  • Непроникающий перископ командирский, «Парус-98КП». Имеет дневной и низкоуровневый каналы (оптический и ТВ). Степень увеличения варьируется от 1,5 до 12Х, есть возможность видеозаписи наблюдаемых данных.
  • Мачта оптронная, непроникающего типа «Парус-98УП». Фактически является многофункциональным универсальным перископом. В составе конструкции – два канала (дневной и низкоуровневый), степень увеличения – как у командирского телескопа, имеется высокоэффективный лазерный дальномер.

Таким образом, подводная лодка «Лада», ТТХ которой мы вкратце расписали, может с равным успехом использоваться в дневных и ночных условиях. Она всегда оставаясь незаметной для противника.

Прочие элементы навигационной системы

Важнейшим элементом является радиолокационная система модели РЛС КРМ-66 «Кодак». Включает в свой состав активный и пассивный радиоканалы, может работать в совмещенном режиме. При активном использовании может быть активирован особо защищенный, скрытый канал связи. Он дает полную картину окружающей подлодку обстановки (в том числе и надводной), но при этом никак не демаскирует корабль. В этом смысле подводная лодка «Лада» (проект 677) является во многом уникальным объектом, аналогов которого в мире действительно нет, как бы избито не звучало данное выражение.

Цифровая система связи модели «Дистанция». Позволяет обмениваться информацией по двунаправленному защищенному каналу передачи информации с береговыми командными пунктами, кораблями и самолетами (при условии нахождения на перископной глубине). Если возникает необходимость отправить экстренно важное сообщение с большой глубины, используется выпускная буксируемая антенна. Это оборудование находится в особо прочном корпусе, способном защитить его даже в случае боевых действий. Проще говоря, «Лада» - лодка весьма живучая.

Наконец, комплекс навигационного оборудования «Аппассионата». Содержит систему навигации инерциального типа, а также модуль спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС. Точность определения местонахождения при его использовании чрезвычайно велика, но зависит от близости расположения базовой станции корректировки для того или иного «провайдера».

Силовая установка

«Сердцем» подлодки является дизель-электрическая силовая установка, выполненная по схеме, которая предусматривает движение исключительно на электрическом ходу. Этим и отличается от зарубежных аналогов подводная лодка «Лада». ТТС (транспортно-технические системы) зарубежных кораблей этого класса могут обеспечивать движение только на дизельном двигателе.

Дизельный двигатель располагается в четвертом отсеке. Для выработки электричества служат два генератора марки 28ДГ, сопряженные с выпрямителями мощностью по 1000 кВт каждый. Энергия запасается в двух группах аккумуляторных батарей. В каждой из них находится 126 элементов (они находятся в первом и третьем отсеках). Общая совокупная мощность всей установки в пиковом состоянии - 10580 кВт/ч. Рабочий двигатель – электрический, возбуждается постоянными магнитами. Марка СЭД-1, удельная мощность равна 4100 кВт.

Выбранная мощность двигателя и емкость аккумуляторных батарей не случайны. Дело в том, что именно при таком соотношении становится возможной ускоренная загрузка батарей, которая практически в два раза сокращает нахождение подлодки на перископной глубине. Так как в составе генератора нет щеточного токосъемного устройства, обслуживание и эксплуатация всей установки резко упрощается и становится намного безопаснее. В этом отношении «Лада» - лодка, во многом опередившая свое время.

Основная схема работы двигателей

Всережимная электрическая силовая установка исполняет роль главного движителя во всех походных состояниях корабля. В принципе, мы уже говорили о том, что движения на одном только дизельном ходе не предусмотрено в принципе. Гребной винт имеет семь лопастей, выполнен по особой, малошумной технологии. Такое положение вещей во многом было достигнуто благодаря саблевидной форме лопастей, которая выдает минимальный уровень шума при движении. Кроме того, подлодка имеет две выносных рулевых колонки марки РДК-35.

Максимально достижимая скорость в надводном положении достигает 21 узла. В подводном положении подлодка не разгоняется свыше 10 узлов. Дальность плавания составляет порядка 6000 миль, но при движении экономичным ходом можно увеличить ресурс приблизительно еще на 650 миль.

Об условиях жизни и работы экипажа судна

В состав экипажа входит 35 человек. Для спасения людей в случае ЧП предусмотрена спасательная система КСУ-600. Она предполагает дистанционный автоматический выпуск спасательных плотов модели ПСНЛ-20. Всего их две штуки, они расположены в надстройке для выдвижных устройств. Жилая зона на подлодке располагается в третьем отсеке. В отличие от надводных кораблей СССР и РФ, для экипажа созданы весьма неплохие условия проживания. Для личного состава предназначены двухместные каюты. Каждому офицеру положено отдельное помещение.

Прием пищи происходит в кают-компании, совмещенной с буфетной комнатой. Запасы пищи, в зависимости от их характеристик и требований к хранению, располагаются в охлаждаемых и неохлаждаемых кладовых. В последние годы на подлодки этой серии стали устанавливать камбузное оборудование нового образца: при весьма компактных размерах оно обеспечивает приготовление полноценного и разнообразного пищевого довольствия экипажа.

Запасы пресной воды хранятся в цистернах из пищевой нержавеющей стали. Пополнить запас пищевой пресной воды можно прямо в походных условиях. Для этой цели предусмотрены опреснительные установки, которые для работы используют тепло от работающих дизельных двигателей. В общем и целом, при штатном протекании похода запасов воды вполне достаточно для обеспечения не только бытовых, но и технических нужд. Полностью загруженная всем необходимым подлодка остается автономной на протяжении 45 суток.

Что нового?

Нововведений в конструкцию хорошо себя зарекомендовавшего корабля будет внесено немало. Разработчиком выступает знаменитое предприятие ЦКБ МТ «Рубин». В середине 2013 года было окончательно решено, что подводная лодка «Лада» продолжит стоять на вооружении ВМФ РФ. В модернизированном, конечно же, варианте. Большое внимание отечественные специалисты уделили модернизации бортовых электронных систем. Была полностью переосмыслена автоматика торпедной установки, практически полностью переделана (с учетом использования современных технологий) механика электрической силовой установки. Не осталась «обойденной» и навигация: учитывая, сколько новых решений было в нее заложено, можно смело говорить о том, что эта система заново создана. Неудивительно, что такая подводная лодка «Лада» неминуемо привлекает внимание иностранных заказчиков.

На сегодняшний день субмарины проекта 677 «Лада» стали одними из наиболее совершенных неатомных подводных лодок во всем мире. Можно с уверенностью говорить о том, что при условии сохранения темпов работ их с удовольствием будет приобретать не только отечественный ВМФ, но и многие иностранные заказчики, поддерживая бюджет страны.

Модификации

«Амур-950» - экспортная модификация проекта 677 «Лада» оснащена четырьмя торпедными аппаратами и УВП на десять ракет, способна произвести залп из десяти ракет за две минуты. Экипаж - 18 (по другим данным 21) человек. Автономность - 30 суток. Глубина погружения - 250 метров.

«Амур-1650» - ещё одна экспортная модификация. Имеет шумопеленгаторную антенну, способную обнаруживать особо малошумные цели, может дать залп из шести ракет.

Представители

Б-585 «Санкт-Петербург» - находится в опытной эксплуатации до 2016 года

Б-586 «Кронштадт» - до середины 2012 года строительство было заморожено и возобновлено только 09.07.2013

Тактико-технические характеристики подводных лодок 677 «Лада»

Тип корабля.................многоцелевая ДЭПЛ
Скорость (надводная).................10 узлов
Скорость (подводная).................21 узел
Рабочая глубина погружения.................250 м
Предельная глубина погружения.................00 м
Автономность плавания.................45 (30 для "Амур-950") суток
Экипаж.................35 (21 для "Амур-950") человек
Водоизмещение надводное.................1 765 (1 150) т
Водоизмещение подводное.................н/д
Длина наибольшая (по КВЛ).................66,8 (58,8) м
Ширина корпуса наиб..................7,1 (5,65) м
Силовая установка ГЭУ с полным электродвижением.......ДГ с двигателями Д49; ВНЭУ на ТЭ (в перспективе)
Торпедно-минное вооружение.......6 ТА калибра 533 мм, 18 (16) торпед УСЭТ-80К, до 44 мин
Ракетное вооружение......УВП на 10 ракет РК П-800 «Оникс» и/или «Калибр»
ПВО.................ПУ ПЗРК «Игла-1М», 6 ЗУР в ТПК

Подводная лодка проекта 677 «Лада» - фото с парада в Санкт-Петербурге

Я просто оочень эмоционально выражался
в общих чертах с моей колокольни это выглядит так:

1. и то и то, и будет использоваться по -тому как есть лобби и сертификат, в соответствии которому для ИУС (информационно-управляющей системы) фирмы разрабатывающие что-либо для МО, обязаны использовать ооочень узкий перечень железок (элементная база как ограничение, боятся закладок, маркировочки точно не помню, но это стаааренькие Мотороллочки и Алтера, подразумевается что проверены на закладки, и этит процессоры по производительности сиильно отстают от всеми нами известных и любимых, но это по большей части фигня, потому как мы могли заталкивать грамотнооптимизированные алгоритмы и интерфейсы по функциональности не хуже чем писанные для тех же ПСишников проекты, т.е. производительность не главное но об этом позже) который "есть и будет есть" .. так Корунд в этой области в некотором роде монополист, посему может делать халтуру, что собственно и делается.., в процессе тестирования выявляются глюки даже в работе при прямом орбращении к памяти., т.е. ПО (програмное обеспечение) в тех же ситуациях, совершенно одинаковых отрабатывало по-разному... (но это скорее к инф. поддержке), в качестве железных траблов больше всего нас мучало то что при передаче данных даже в рамках одной шины (все модули значит положим сидят на общей шине, типа как материнская плата, тока без неё (они вставляются последователно один в другой)) происходила потеря данных и наводки связанные с физическим взаиморасположением предположим сетевой катрочки и процессорного блока.
К этому же пункту отписал бы предположим, возьмём 23-багет, технология с так называемой VME шиной.. как то раз к нам приходили ребята из ЛабВью, фирма такая есть. делают что-то типа САПРА в области инф. проектирования, железок и софта, собственно про эту замечательную Шину VME которая было сказано паримерно следующее.это не то что позавчерашний день, это поза-поза-поза вчерашний, потому как уже существует несколько поколений уже выше этой шины...
Конечно остаётся вариант, делать конторе фактически заново велосипед, т.е. брать перечень доступной элементной базы, вооружится паяльником, и заняться мошным мозговым штуромом, и сваять всё заново, но зачем велосипед выдумывать-то? хочется взять готовые уже железки разрешённые, что собственно и предлагает Корунд, и для них под необходимые задачи писать софт... новот не задача.. не выходит так всё просто
2. тут всё просто как собственно ис железом... я ни сколько не снимал и не снимаю вину за многие огрехи, неудачи с себя, как с программиста и с нашей команды, мы все ошибались, но позвольте, у НАС ситема СЫРАЯ, ещё не сданная была, м ы её придумывали, и бывали такие моменты... когда ну ни как не идёт, ну просто никак не идёт обмен. по шине.. (предположим PC104) и так и эдак.. или по сеточке ну идут кривые данные и идут, и никакие тесты и проверки не помогли... одна умная голова предложила, просто взять и покопаться в операционной системе, небезизвестной ОС2000 (кто не знает, это сильно кастрированный и провереныый на закладки UNIX FRee BSD, кстати тоже залицензированный и являющийся пркатически монопольной ОС реального времени для военных целей) , обращаю внимание что она уже вовсю продаётся, причём из-за монополии за ооочень хорошие денежки (кстати благодаря этому багеты я вам скажу тоже стоят нууу совсем не дешево. как прмер багет-83 с прооцессором нуууу, по производительности эдак 100МГц, а точнее именно одна платка с процессором, шиной и небольшой ПЗУхой, стоит по цене... ну как Sun"овская спарочка простенькая) я просто к тому что благодаря монополии происходит реальнейшая переплата... причём денежки то МО, то бишь государственные, и платятся они вроде как тоже государству...или нет? вообщем это не моё дело. это только догадки... Так вот к ОС. система патентована и лицензирована. и что мы видим? почему не идёт обмен.. а всё просто.. детская ошибка... в определениях регистров (дефайн=определение) вообщем адрес одного регистра ввода/вывода, например, указан с ошибкой. и посему часть информации валится при обращении по этому адресу совершенно не туда куда надо, и потому этот сегмент нашего софта, не работал ) Я понимаю конечно что в НИИС РАН тоже работают такие же недавние студенты как и мы были и так же писали. я не умаляю их заслуг на этот счёт, т.к. такую ОС трудно сосдать, но почему же они за бешенные бабки продают нам СЫРУЮ ситему, не тестированную полностью.. монополия и лобби итить её туда... И кстати чтоб эту ошибку поправить, так это ещё гемморой на несколько недель, т.к. просто так взять у себя и махнуть адресочек у себя мы не имеем права по лиценз. соглашению.. мы конечно его правим и тестим своё дальше, но начинается волокита по официальным пинаням друг друга, пока не дадут повыю официально правленную версию.
3. это зависит от контингента, я не умоляю достоинств людей что писали софт, но согласитесь, пишет тот кто заинтересован, и пишет хорошо, в большинстве своём народ счаз стал немного к лучшему менятся, но есть, есть и другие случаи... просто смысел в том что из всех бяк описанных выше, в сроки естественно не успеваем. а не успеваешь в сроки, так сразу меньше денег дадут сверху, а раз так, то когда срок поджимает, происходит пинок от начальства высокого. что должно работать и не важно как, это понимается так, что нужно сделать так но чтоб бабки заплатили, и потому идея первоначальная, прекрасная и пушистая, уменьшается в лучшем случае до худого противного "карлика", но зато худо бедно работает, по принципу для военных, "нужна одна красная кнопка, и больше никакой нагрузке и по ней должно всё работать" (как говорило начальство) , и кстати никого не волнует что скрывается в итоге под кадиком. ооочень часто это совершенно другая разработка.. старая.. но зато работающая, она быстренько переделывется и показывается под видом новой, или ещё хуже эта идея вообще не воплощается, а военным показывается мишура, и бросается пыль в глаза, и возможно потом.. скажут.. "А у нас не получилось" народ уволят положим.. и всё... а где куча денег что было освоено?
вообщем так примерно а на счёт не оптимальности конкретно к лодк данного топика так.. оочень просто, софт для какого-то там ИУС двиг. редуктора писал мой друг... он жуууууткий раздолбай, когда я узнал что лодка смогла выйти на испытания я жутко удивился, боюсь там всё используется в качестве эл. начинки, по принципу карлика что я говорил, заявлено одно а на самом деле там всё полное старьё, и всё поставили туда по принципу типа, "мол счаз так покатит. а потом мол придумаем как отмазаться,а может и успеем всё грамотно доделать!"




МОСКВА, 4 окт - РИА Новости. Строящиеся в настоящее время две неатомные подводные лодки новейшего проекта 677 "Лада" - "Кронштадт" и "Великие Луки" войдут в боевой состав Северного флота, заявил во вторник заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов.

Головная подводная лодка этого класса "Санкт-Петербург" находится в опытной эксплуатации ВМФ РФ.

"Что касается неатомных подводных лодок проекта 677, то сейчас осуществляется строительство двух субмарин этого проекта: "Кронштадт" и "Великие Луки", которые будут базироваться в зоне ответственности СФ".

П.С. Сдача Б-586 - "Кронштадт" запланирована на 2017г., Б-587-"Великие Луки" - 2018 г.

В отличие от головной, эти ПЛ строятся по усовершенствованному проекту 677М (с учётом опытной эксплуатации ПЛ "Санкт-Петербург"). В настоящее время ЦКБ МТ "Рубин" проектирует ДЭПЛ 5 -го поколения "Калина" с кислород-водородной анаэробной установкой подводного хода в режиме патрулирования на основе топливных элементов. Начало постройки - 2018 г.

Подводная лодка проекта 677 «Лада».

Обозначение НАТО – LADA (AMUR-1650).

Построено – 1 ед., Б-585 «Санкт-Петербург». Вступила в строй – 22.04.2010 г.

Разработчик – ЦКБ МТ «Рубин».

Изготовитель – ФГУП «Адмиралтейские Верфи».

Дизель-электрическая подводная лодка, однокорпусная, прочный корпус разделён на 5 отсеков.


Основные тактико-технические элементы Проекта 677:

Водоизмещение: надводное – 1765 т, подводное – 2650 т.

Размеры: длина – 66,8 м., ширина – 7,1 м, осадка – 6,7 м.

Глубина погружения: рабочая – 240 м, предельная – 300 м.

Энергетическая установка – дизель-электрическая с полным электродвижением:

2 дизель-генератора переменного тока 28ДГ по 1250 кВТ с выпрямительной установкой

1 гребной электродвигатель на постоянных магнитах мощностью 4100 кВт.

2 группы аккумуляторных батарей по 126 элементов -.Основные АБ - свинцово-кислотные. Возможна установка литий-ионных разработки ОАО "Ригель", Санкт-Петербург. При этом ёмкость АБ возрастёт примерно на 40%, а следовательно и дальность подводного хода. Госиспытания литий- ионной АБ были завершены на заводе в 2013 г. Вполне возможно, что они и будут на серийных ПЛ.

Движители – 1 7-лопастный саблевидный малошумный винт. 2 подруливающих водомета (электродвигатели ПГ-102М мощностью по 102 л.с.)

Скорость хода: надводная – 10 уз, подводная до 21 уз.

Дальность плавания: максимальная – 16000 миль, под РДП – 6500 миль (7 уз.), под водой (без перезарядки АБ)– 650 миль (3 уз).

Автономность – 45 сут.

Экипаж – 35 человек.

Вооружение:

6 533-мм носовых торпедных аппарата с устройством быстрого заряжания, боекомплект – 18 ед., (торпеды УСЭТ-80К, УГСТ, ракето-торпеды "Шквал-М" ракеты комплекса «Калибр») или 22 мины ДМ-1, система управления торпедными аппаратами «Мурена». Торпеды и ракеты могут оснащаться ЯБЧ.

6 ПЗРК «Игла».

Радиотехническое вооружение:

БИУС (боевая информационно-управляющая система) «Литий»

ГАК (гидроакустический комплекс) «Лира» с буксируемой антенной, 2 бортовыми антеннами, носовым излучателем.

Унифицированный перископный комплекс «Парус-98». Электронный, с лазерным дальномером.

КНС (навигационная система) «Андога»

История создания.

26 декабря 1997 г. на стапелях государственного предприятия «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге были заложены две новые дизель-электрические подводные лодки так называемого 4-го поколения. Первая из них строится по проекту 677 (шифр - «Лада») для ВМФ России, она получила номер Б-585 и название «Санкт-Петербург»; вторая - по экспортному варианту этого проекта 677Э (шифр - «Амур-1650»), эта лодка предназначена для иностранного заказчика.

Разработка проекта 677 была начата в ЦКБ МТ «Рубин» в 1987 г. на основании тактико-технического задания ВМФ России. Хотя по архитектуре новая ПЛ близка к лодкам проектов 877 и 636, проект 677 создан практически «с нуля», и, по словам генерального конструктора ЦКБ МТ «Рубин» Ю. Н. Кормилицына, в нем не использована ни одна единица оборудования, применявшегося ранее на лодках упомянутых выше проектов.

ПЛ проекта 677 выполнена по однокорпусной архитектуре. Осесимметричный прочный корпус изготовлен из стали АБ-2 и практически по всей длине имеет одинаковый диаметр. Носовая и кормовая законцовки имеют сферическую форму. Плоскими переборками корпус разделен по длине на пять водонепроницаемых отсеков, посредством платформ корпус разделен но высоте на три яруса.

Легкому корпусу в оконечностях ПЛ придана обтекаемая форма, обеспечивающая высокие гидродинамические характеристики. Ограждение выдвижных устройств имеет такую же форму, как у лодок проектов 877 и 636, в то же время кормовое оперение выполнено крестообразным, а передние горизонтальные рули размещаются на ограждении, где они создают минимальные помехи работе гидроакустического комплекса.

Все жилые помещения ПЛ размещены в третьем отсеке. Для всех членов экипажа предусмотрены каюты: для командного состава - двухместные, у командира - уютная одноместная, хорошо оборудованная.

Для приема пищи имеется кают-компания с буфетной. Все запасы продовольствия размещены в специальных кладовых, охлаждаемых и неохлаждаемых. Камбузное оборудование новой разработки при малых габаритах и энергопотреблении способно обеспечить быстрое приготовление горячей пищи с сохранением вкусовых и питательных качеств продуктов.

Пресная вода хранится в цистернах из нержавеющей стали. Это благоприятно сказывается на сохранении ее качества. Пополнение запасов воды возможно с помощью водоопреснительной установки, утилизирующей тепло дизелей. В целом водоснабжение вполне достаточно как для питьевых, так и для гигиенических целей (мытье посуды, душевые). Условия обитаемости и запасы топлива, продовольствия и питьевой воды обеспечивают автономность 45 суток.

Лодка имеет дизель-электрическую главную энергетическую установку, разработанную по схеме полного электродвижения. В ее состав входят размещенная в четвертом отсеке дизель-генераторная установка в составе двух дизель-генераторов с выпрямителями, две группы аккумуляторных батарей по 126 элементов в каждой, находящиеся в первом и третьем отсеках, а также всережимный гребной электродвигатель с постоянными магнитами типа СЭД-1 мощностью 4100 кВт.

Выбранная мощность дизель-генераторов позволяет осуществлять не только «обычную» зарядку аккумуляторной батареи, но и специально разработанный российскими специалистами режим ускоренной зарядки, позволяющий значительно сократить время нахождения подводной лодки в перископном положении. Отсутствие щеточного токосъемного устройства повышает безопасность эксплуатации генераторов.

Всережимный гребной электродвигатель выполняет функцию главного гребного электродвигателя и электродвигателя экономического хода. Он приводит в действие семилопастный малошумный гребной винт большого диаметра. Наибольшая скорость подводного хода достигает 21 узла, при движении в надводном положении лодка развивает скорость хода 10 узлов. Дальность плавания в режиме РДЛ достигает 6000 миль, в подобном положении при движении экономическим ходом лодка может преодолеть 650 миль. Здесь следует отметить, что на основе ПЛ типов «Лада» и «Амур-1650» в ЦКБ МТ «Рубин» разработан проект ПЛ с комбинированной главной энергетической установкой в составе дизель-электрической установки и воздухонезависимой установки на основе электрохимических генераторов во-дородно-кислородного типа. Эта лодка отличается существенно большей дальностью непрерывного подводного плавания, обеспечиваемой воздухонезависимой установкой.

Лодка имеет торпедно-ракетное вооружение. На ней установлены 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм. Боезапас составляет 18 единиц, в который могут входить универсальные торпеды, противолодочные ракето-торпеды, крылатые ракеты, мины. Предусмотрена возможность использования скоростных противолодочных ракет «Шквал».

Система стрельбы позволяет выстреливать боезапас одиночно и залпом до 6 единиц. Готовность к залпу двумя торпедами из дежурных торпедных аппаратов измеряется секундами. Традиционное для российских подводных лодок механическое устройство заряжания позволяет быстро автоматически произвести перезарядку торпедных аппаратов и осуществить второй и последующий залпы. Весь цикл подготовки комплекса к использованию оружия и стрельба автоматизированы и осуществляются с пульта оператора из главного командного пункта подводной лодки.

Координация работы всех средств радиоэлектронного вооружения обеспечивается боевой информационно-управляющей системой «Литий».

Гидроакустический комплекс включает высокочувствительные шумопеленгаторные антенны. В состав комплекса входят носовая и две бортовые антенны в носовой оконечности ПЛ. Размеры антенн увеличены в максимально возможной степени. Они занимают большую часть поверхности носовой оконечности. Гидроакустическими антеннами столь большой площади не располагает ни одна из аналогичных подводных лодок в России и за рубежом.

Кроме стационарных антенн, на ПЛ размещена выпускная буксируемая гидроакустическая антенна с точкой выхода в верхнем вертикальном стабилизаторе.

Низкая шумность разрабатываемого для ПЛ комплектующего оборудования, системное применение новейших средств акустической защиты, оригинальные технические решения позволяют прогнозировать снижение шумности ПЛ в 8-10 раз по сравнению с ПЛ предыдущего поколения класса «Варшавянка». Сочетание высокой эффективности гидроакустического комплекса с низкой шумностью самой ПЛ обеспечивает гарантированное упреждающее обнаружение кораблей противника, в том числе особо малошумных подводных лодок, на значительном расстоянии. Тем самым созданы благоприятные возможности для принятия оптимальных решений на атаку.

Навигационный комплекс включает инерциальную навигационную систему и обеспечивает безопасность кораблевождения и выработку данных о месте нахождения и параметрах движения подводной лодки с необходимой для использования оружия точностью.

На ПЛ применен командирский перископ с каналом ночного видения и лазерным дальномером. Комплект средств радиосвязи позволяет осуществлять надежную двустороннюю радиосвязь с береговыми командными пунктами, кораблями, судами и самолетами при нахождении в надводном и перископном положениях. Для приема командных сообщений при нахождении на большой глубине имеется выпускная буксируемая радиоантенна. Выпуск антенны производится из прочного корпуса. Радиолокационная система с размещенными на одном подъемно-мачтовом устройстве активной и пассивной антеннами имеет канал повышенной скрытности в активном режиме и дает полную информацию и надводной, и воздушной обстановке, не демаскируя подводную лодку.

russianarms.ru›forum/index.php…

МОСКВА, 28 июн — РИА Новости, Михаил Севастьянов. Россия постройкой большой серии дизель-электрических субмарин класса "Лада" с воздухонезависимой (анаэробной) энергетической установкой будет активно развивать неатомные подводные силы. Такой вывод можно сделать из заявлений представителей главного командования ВМФ и кораблестроительной отрасли ОПК, сделанных в среду в Санкт-Петербурге.

Очень большая серия

В первый день работы Восьмого международного военно-морского салона МВМС-2017, проходящего в Санкт-Петербурге с 28 июня по 2 июля, заместитель главнокомандующего Военно-морским флотом (ВМФ) России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что дизель-электрические подводные лодки типа "Лада" станут основным проектом для российских неатомных подводных сил; серия этих субмарин "будет очень большой"; модернизация проекта 677 предполагает оснащение подводных кораблей анаэробными (воздухонезависимыми) энергетическими установками.

Военный эксперт: авианосцы – "дорогая вещь", но России они нужны Военно-морской флот России построит новый авианосец. Военный эксперт Андрей Головатюк в эфире радио Sputnik отметил необходимость развития авианосного флота страны в современных условиях.

Генеральный директор санкт-петербургских "Адмиралтейских верфей", строящих субмарины класса "Лада", Александр Бузаков уточнил, что четвертая и пятая подлодки этого проекта будут построены в течение ближайших пяти лет.

Неатомный ответ Америке

"Россия постройкой большой серии дизель-электрических субмарин проекта 677 класса "Лада" с воздухонезависимой силовой установкой будет активно развивать неядерные подводные силы", — заявил РИА Новости председатель Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ), кандидат политических наук, капитан первого ранга запаса Михаил Ненашев.

По его мнению, это будет российским ответом на посыл США о развитии направления, связанного с американскими неядерными вооружениями. "Если рассматривать подводную воздухонезависимость с геополитической точки зрения, то наши дизель-электрические ракетно-торпедные лодки — это тоже один из векторов развития неядерных вооружений", — полагает председатель ДПФ.

Он отметил, что сейчас в ВМФ России морские и океанские задачи успешно решают дизельные подводные лодки класса "Варшавянка" проектов 636.3 и 877. "Они доказали свою эффективность, в частности, ударами ракетных комплексов "Калибр-ПЛ" по объектам международных террористов на территории Сирии. И еще долго будут служить делу обороны нашей страны и выполнять задачи по поддержанию международной безопасности", — сказал Ненашев.

"С лодками проекта 677, в частности с "Санкт-Петербургом", было очень много проблем. Но русское подводное кораблестроение развивается, несмотря на сложные времена. Очень много наработок, которые сейчас апробируются, применяются на проекте 677, известном как "Лада", — единственной пока лодке "Санкт-Петербург", которая находится на завершающих испытаниях на Северном флоте. Очень много применяется комплексов, в первую очередь связанных с навигационным, радиолокационным обеспечением, радиоэлектронной борьбой, киберзащищенностью", — подчеркнул военный эксперт.

ВМФ продолжит строительство неатомных подлодок "Лада" Ранее сообщалось, что дизель-электрическая подводная лодка "Кронштадт" будет спущена на воду в 2018 году. Головная подлодка проекта 677 "Лада" - "Санкт-Петербург" - проходит опытную эксплуатацию на Северном флоте с 2010 года.

По его словам, благодаря опытной эксплуатации "Санкт-Петербурга", в проект внесены существенные изменения.

"Уже подлодки проекта 677 "Кронштадт" и "Великие Луки" станут носителями многих новых комплексов, связанных с понижением шумности, усилением скрытности, более точным навигационным обеспечением, улучшением условий обитаемости. Повысятся и тактико-технические характеристики находящегося на борту ракетного и торпедного оружия. И, скорее всего, они действительно будут оснащены воздухонезависимой энергетической установкой", — считает Ненашев.

Он уточнил, что если анаэробную силовую установку, которая разрабатывается в России уже довольно давно, удастся поставить на субмарины проекта 677, то "Лады" могут не всплывать значительно дольше "Варшавянок", которые набивают аккумуляторы каждые сутки. "Кстати сказать, на подходе новые разработки в этой сфере — энергетические установки, работающие чуть ли не по принципу реактора", — добавил председатель ДПФ.

Перспективная "Лада"

Российские дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ) проекта 677 типа "Лада" относятся к четвертому поколению неатомных субмарин. Они предназначены для борьбы с подводными лодками, надводными кораблями, поражения береговых объектов вероятного противника, постановки минных заграждений, транспортировки подразделений и грузов специального назначения.

Субмарины проекта 677 отличаются высокой степенью автоматизации и низким уровнем шумности. Могут вооружаться крылатыми ракетами комплекса "Калибр-ПЛ", торпедами, ракето-торпедами, зенитными ракетами "Игла".

Надводное водоизмещение корабля — около 1,8 тысячи тонн. Глубина погружения — до 350 метров. Максимальная скорость подводного хода — более 20 узлов (один узел — 1852 метра в час). Численность экипажа подлодки составляет немногим более 30 человек.

Головная субмарина серии — "Санкт-Петербург" — была заложена на "Адмиралтейских верфях" Северной столицы в 1997 году; после передачи ВМФ в 2010 году она находится в опытной эксплуатации на Северном флоте. Второй корабль проекта 677 — "Кронштадт" — заложен в 2005 году, третий — "Великие Луки" — в 2006 году. Затем строительство этих подлодок в Санкт-Петербурге было заморожено и возобновлено в 2013 году. Контракт на постройку до 2025 года четвертой и пятой субмарин серии для ВМФ России планируется заключить в ближайшее время.

До двух недель без всплытия

Подлодки типа "Лада" первыми из российских неатомных субмарин планируется оснастить воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ), главное преимущество которых — увеличение скрытности лодки. Субмарина получает возможность находиться под водой до двух недель без всплытия для зарядки аккумуляторных батарей, в то время как ДЭПЛ проектов 636 и 877 класса "Варшавянка" вынуждены всплывать ежесуточно.

ВНЭУ российской разработки принципиально отличается от зарубежных методом получения водорода: в самой установке предусмотрено его "изъятие" в объеме потребления с помощью реформинга дизельного топлива. Иностранные субмарины загружают на борт возимые запасы водорода.

В России разработкой анаэробной установки и литий-ионной аккумуляторной батареи, значительно увеличивающих продолжительность подводного плавания неатомных субмарин без всплытия, наиболее продуктивно занимается Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин", где создают полномасштабный действующий образец — модернизированный вариант подводной лодки типа "Лада".

ВНЭУ также будут устанавливаться на субмаринах проекта 677 типа "Амур", предназначенных для иностранных заказчиков. Это должно значительно повысить экспортный потенциал производимых в России боевых подводных кораблей.

Развитие российского подводного флота интересует зарубежную прессу, в том числе китайские издания. При этом новые публикации затрагивают как успешные, так и не самые удачные проекты. К примеру, китайское интернет-издание Sina.com недавно рассказало читателям о строительстве российских дизель-электрических подводных лодок проекта 677 «Лада». В его статье рассказывалось о ходе проекта, его результатах и затруднениях. Кроме того, китайские авторы попытались оценить перспективы новых лодок и планы российского командования в их отношении.

15 октября на портале Sina.com появилась публикация с громким названием «俄罗斯13年才研制出这型潜艇 为何仅建造3艘就被放弃» – «Россия создавала эти подлодки 13 лет. Почему от них отказались после строительства третьей?» Название статьи напоминает о событиях последних лет и известных неудачах проекта 677, из-за которых подобные лодки потеряли шанс стать основными в своем классе.

В начале статьи авторы напоминают, что не так давно в Санкт-Петербурге состоялся спуск на воду подлодки «Кронштадт», построенной по проекту 677 «Лада». Этот корабль важен для российского флота, но все же имеет специфические особенности. Он оснащен традиционной дизель-электрической энергетической установкой и не получил более прогрессивную воздухонезависимую систему. Также авторы указывают, что еще в 2016 году российское командование огласило планы в отношении ДЭПЛ проекта 677. Строительство таких кораблей завершат после сдачи третьего. Вследствие этого основными неатомными подлодками флота станут представители проекта 636.3 «Варшавянка».

Причины отказа от проекта «Лада» хорошо известны. Россия потратила на разработку и строительство таких подлодок крупные суммы, но готовый головной корабль оказался далек от идеала. Он имел массу проблем, связанных с недоработкой необходимых технологий. Головная лодка типа «Лада» была заложена еще в 1997 году. Спуск на воду состоялся в 2004 году, и до 2010-го она не могла попасть в состав флота. Таким образом, новый «меч» для флота «ковался» в течение 13 лет.

Авторы указывают, что Советский Союз в прошлом имел развитую отрасль строительства подводных лодок, однако различные организации из ее состава были распределены между союзными республиками. После распада СССР значительная часть этих предприятий ушла из военной сферы. Кроме того, часть важных организаций досталась Украине, и из-за сохраняющихся политических противоречий Россия не имеет доступа к ним.

В связи с этими проблемами России пришлось принимать меры. Для строительства ДЭПЛ проекта 677 были необходимы реконструкция множества производственных линий и подготовка квалифицированного персонала для работы на них. В итоге сложилась особая ситуация. Россия, в целом, не желала отказываться от проекта «Лада», но технологические и финансовые проблемы заставили ее приостановить работы на некоторое время.

Китайское издание задает вопрос: какие новые технологии российские конструкторы использовали в перспективном проекте 677?

В первую очередь, Sina.com указывает на выдающиеся российские достижения в области строительства двухкорпусных подлодок. Кроме того, издание поясняет особенности архитектуры корпусов. Оно напоминает, что двухкорпусная конструкция предусматривает наличие внутреннего прочного корпуса, принимающего на себя давление воды, и внешнего легкого корпуса меньшей прочности. Между корпусами находятся цистерны балласта и различное оснащение. Однокорпусная лодка имеет только прочный корпус со всеми необходимыми агрегатами.

Оба варианта архитектуры подлодки имеют свои преимущества. Так, двухкорпусная субмарина прочнее, развивает более высокую скорость и быстрее всплывает. В то же время, в ней меньше внутреннего пространства. Однокорпусная конструкция при тех же размерах подлодки обеспечивает на 40% больший внутренний объем, который можно использовать для установки оборудования или улучшения условий работы экипажа.

Дизель-электрические подлодки проекта 677 «Лада», согласно изначальным планам, должны служить в течение трех десятилетий. В это время их планируется ремонтировать и модернизировать. Для создания модернизационного потенциала в проекте используется особый вариант архитектуры лодки. Большая часть корабля выполнена однокорпусной, тогда как в корме имеется легкий корпус. Такая идея сама по себе стала отходом от традиции. Кроме того, для ее реализации потребовалось справиться с некоторыми трудностями.

Второй ключевой элемент проекта «Лада» – автоматизированная система боевого управления «Литий». При ее разработке использовались новые подходы и решения. АСБУ имеет модульную архитектуру, а отдельные ее компоненты взаимодействуют через общую шину. Все средства наблюдения и обнаружения подлодки передают данные в центральный компьютер, отвечающий за их обработку. При этом возникают высокие требования к производительности систем.

От других российских субмарин ДЭПЛ проекта 677 также отличаются увеличенным количеством средств обнаружения. К примеру, антенны гидроакустического комплекса помещаются на носу корпуса, вдоль бортов и в корме. Многие образцы, использованные в составе комплекса бортового оборудования, были разработаны специально для «Лады».

При этом, как отмечают китайские авторы, энергетическая установка новых лодок оказалась «сырой». Согласно первоначальным планам, «Лады» должны были комплектоваться воздухонезависимой энергоустановкой, повышающей основные ходовые характеристики. При ее создании российские ученые и инженеры сосредоточили усилия на изучении и разработке топливных элементов. В 2011 году российская промышленность создала топливные элементы т.н. третьего поколения. Такие устройства были испытаны на борту подлодки Б-90 «Саров». Согласно планам прошлого, лодки типа «Лада» должны были получать два комплекта топливных элемента и дизель-электрическую установку. В результате должна была получиться комбинированная установка, сочетающая в себе основные качества базовых систем.

Однако в ходе длительных испытаний российские специалисты установили, что имеющиеся топливные элементы имеют массу проблем, и это повышает риск аварии. Вскоре после старта испытаний головной подлодки проекта «Санкт-Петербург» стали проявляться недостатки и недоработки ее энергетической установки. Российские официальные лица неоднократно утверждали, что топливные элементы не соответствуют требованиям. Их характеристики оказались недостаточными, из-за чего энергоустановка не могла выдавать требуемую мощность.

Именно в связи с недостатками энергетической установки лодка «Санкт-Петербург» не смогла вовремя начать службу. Кроме того, все это привело к пересмотру планов на строительство следующих кораблей. Строительство второй подлодки было отложено на неопределенный срок.

Издание Sina.com отмечает, что при разработке проекта 677 российские специалисты отказались от многих удачных и отработанных конструкторских решений. Вместо них были использованы новые для российского кораблестроения идеи. Их применение было прямо связано с желанием получить высокие характеристики и новые возможности. При создании совершенно новых узлов и агрегатов инженерам пришлось делать сложный выбор. В некоторых случаях приходилось сокращать характеристики устройства либо проектировать его заново, что негативно сказывалось на надежности и безопасности.

Финансовые трудности в итоге привели к тому, что российская промышленность не смогла завершить разработку топливных элементов с требуемыми характеристиками. В связи с этим командованию пришлось отказаться от дальнейшего строительства подлодок типа «Лада».

Именно эту ситуацию китайские авторы называют причиной того, что военно-морской флот России в итоге решил строить вместо подлодок проекта 677 корабли типа 636.3 «Варшавянка». Проект 636.3 представлял собой модернизированную версию более старого проекта 636М. С точки зрения ряда технологий «Варшавянка» не уступала более новым «Ладам». В ходе разработки нового проекта 636.3 конструкторы должны были перенести в него готовые идеи, решения и компоненты из существующего проекта 677. Одновременно с этим в «Варшавянках» использовались готовые комплектующие и технологии, что привело к сокращению затрат.

Тем не менее, как напоминает Sina.com, российский флот не планирует полностью отказываться от неатомных подлодок проекта 677 «Лада». Фактически промышленность России развивает оба проекта подводных лодок. Осуществляется модернизация серийного проекта «Варшавянка», а также выполняется совершенствование «Лады». В обозримом будущем будет достроена третья подлодка проекта 677. Китайские авторы предполагают, что ее появление может иметь интересные последствия. Если при ее строительстве конструкторам и судостроителям удастся выполнить все требования, но проект 636.3 перестанет быть главной опорой неатомного подводного флота России.

Специфическая проекта неатомной подводной лодки 677 «Лада» прекрасно известна в нашей стране и не является секретом для зарубежной прессы. Более того, в очередной раз она становится темой публикации в иностранном издании. Теперь интерес к затянувшемуся российскому проекту проявили китайские средства массовой информации, причем речь идет о достаточно крупном интернет-издании.

По всей видимости, поводом для появления новой публикации от Sina.com стала недавняя церемония спуска на воду первой серийной подлодки типа «Лада». Субмарина «Кронштадт» была заложена еще в 2005 году, но позже ее строительство приостанавливалось на несколько лет. После перезакладки строительство продолжилось, и теперь корабль готовится к будущим испытаниям. В ближайшем будущем на воду спустят и третью подлодку проекта – «Великие Луки».

Китайские авторы в своей статье кратко раскрыли историю проекта «Лада», а также указали его основные проблемы, из-за которых флоту и промышленности неоднократно приходилось пересматривать свои планы. При этом, однако, они допустили серьезную ошибку. Sina.com утверждает, что строительство ДЭПЛ проекта 677 ограничится всего тремя единицами. Однако еще в прошлом году прозвучали официальные заявления, согласно которым численность таких кораблей увеличится, возможно даже в разы.

В июне прошлого года на уровне командования ВМФ России прозвучали заявления о скором строительстве двух новых подлодок типа «Лада». В ближайшее время планировалось подписать контракт на них. Впрочем, прошло почти полтора года, но требуемое соглашение все еще не появилось. Третью и четвертую подлодки проекта 677 построят до 2025 года, после чего в цехах их сменят новые однотипные корабли. Тем не менее, точные планы на вторую половину двадцатых годов и следующие периоды пока не оглашались.

Согласно текущим планам, в начале двадцатых годов основой неатомной части подводных сил флота станут ДЭПЛ проекта 636.3 «Варшавянка» в количестве 12 единиц. К этому же времени флот получит три первые «Лады». Чуть позже появятся еще две лодки проекта 677. Это означает, что в течение длительного времени «Варшавянки» будут сохранять свой особый статус, причем продолжительность такого периода все еще остается неизвестной. Подобные перспективы лодок проекта 636.3 прямо зависят от успеха проекта 677.

Точное количество дизель-электрических подлодок проекта 677, планируемых к постройке в ближайшем и отдаленном будущем, вероятно, пока не определено. В то же время, известны планы по строительству альтернативы в виде «Варшавянок». Китайское издание Sina.com полагает, что при определенном развитии событий существующие и строящиеся «Варшавянки» перестанут быть главной опорой неатомного подводного флота. В зависимости от успешности дальнейших работ, новые «Лады» смогут стать как дополнением, так и заменой для имеющихся кораблей.