Философия систем. Обучение Боулинг теории систем

Понимание субъектами территориального управления природы происходящих на территории процессов и событий позволяет не только определить наиболее оптимальный вектор их развития с учётом определившейся институциональной среды, но и сформировать систему управления, максимально соответствующую сложившимся социально-экономическим условиям. Однако решение многих задач, связанных с управлением подобными по сложности системами, а также задач, ориентированных на изучение их функционирования и развития, обусловливает объективную необходимость применения в управлении системного подхода как методологии, в основе которой лежит исследование территории как социально-экономической системы.

Социально-экономические системы являются особо сложными системами, которые включают в себя множество природных и созданных человеком подсистем. В целом, системы созданные человеком, являются особыми системами. Если автоматические системы могут функционировать в течение определенного периода времени без участия человека, человеко-машинные системы могут функционировать только на основе постоянного взаимодействия людей и машин, то социальные системы основаны на взаимодействии между людьми.

Территориальная социально-экономическая система любого субъекта Федерации является сложной организационной системой, включающей функционально-структурные разноуровневые подсистемы, которые объединены общей целью развития и связаны системообразующими отношениями. В состав данных подсистем включаются социальные группы и отдельные индивиды, а также производственные и непроизводственные структуры, располагающие соответствующими финансовыми, материальными, нематериальными и природными ресурсами.

Каждая территориальная социально-экономическая система субъекта Федерации, развиваясь циклично во времени и пространстве, имеет целью обеспечение баланса между экономическим ростом и социальной стабильностью. В данном случае, ключевым индикатором социально-экономического развития системы является уровень жизни населения.

Методология системного подхода способствует адекватной идентификации проблем управления социально-экономическими системами и выработке эффективной стратегии их решения. Она ориентирует управленцев на раскрытие целостности объекта управления и механизмов, обеспечивающих его функционирование, на выявление множества различных типов связей данного объекта и сведение их в единую картину, когда совокупность элементов системы или их групп в ее рамках получают свое функциональное объяснение.

Таким образом, системное мышление менеджеров позволяет им выделить в управляемом объекте различные аспекты, значимые для решаемой задачи, представлять этот объект как целостную систему и как часть системы более высокого порядка. Это обусловлено тем, что системное представление объекта управления – всегда является конструктивным результатом управленческой деятельности субъекта управления.

Авторами, первыми внесшими свой вклад в разработку единой теории систем и в эволюцию этой теории были зарубежные ученые Л. Берталанфи, У. Эшби, Н. Винер, а также отечественные ученые А.А. Богданов, Е.С. Федоров.

Дальнейшее развитие теории систем связано с именами таких ученых, как Р. Акофф, С. Бир, М. Месарович, Р. Калман, В. Лефевр, А. Уемов, Б. Флейшман, Г. Щедровицкий, В. Садовский, М. Гаазе-Рапопорт, Д. Конторов и других.

Синергетический аспект теории систем развивали И. Пригожин, И. Стенгерс, В.-Б. Занг, Г. Хакен, С.П. Курдюмов, Д.С. Чернавский и другие ученые.

В экономический и управленческий аспект развития теории систем существенный вклад внесли Б.Н. Михалевский, Ю.Н. Гаврилец, Ю.И. Черняк, В.И. Данилов-Данильян, М.Г. Завельский, В.М. Глушков, Г.Б. Клейнер, Н.Д. Кондратьев, Я. Корнаи, Е.В. Попов, В.В. Попков, А.И. Пригожин, Д.С. Чернявский и другие авторы.

В настоящее время системная парадигма вновь становится одним из наиболее актуальных направлений исследований в области менеджмента на новой теоретической основе. Однако, как отмечает Г.Б. Клейнер, системный подход при всей его полезности сам по себе не является панацеей. Более того, его последовательная реализация сталкивается с серьезными трудностями. Наиболее серьезная методологическая проблема системного подхода связана с установлением границ каждой системы. Чтобы учесть все факторы, границу системы пришлось бы отодвинуть едва ли не в бесконечность. В реальности же любое исследование опирается на вполне определенное видение объекта исследования, что, по сути, решает вопрос о местоположении системной границы объекта .

В свою очередь А.И. Пригожин, отмечает, что системность означает определенность, непротиворечивость и целостность. Но, поскольку этих признаков в окружающем реальном мире не наблюдается, он делает вывод о неадекватности системного подхода: «Исследователю, консультанту, руководителю организации надо иметь дело со всей её реальностью» .

На это утверждение Г.Б.Клейнер высказывается следующим образом: «…требования определённости, непротиворечивости и целостности относятся к любой теории и любой из перечисленных экономических парадигм. Однако они не должны предъявляться к реальности. Учет неопределённости или противоречивых интересов в разных теориях осуществляется по-разному, но это не делает эти теории неопределенными или противоречивыми. Когда же А.И. Пригожин говорит о необходимости иметь дело со всей реальностью организации, он прав. Но из этой «всей реальности» исследователь должен извлечь то, что необходимо для решения исследовательской или консультационной задачи. В конечной конструкции неизбежно приходится ранжировать возможные факторы влияния и ограничивать учитываемую реальность» .

По мнению Г.Б. Клейнера, «избыточная системность подхода в экономических исследованиях и в формировании экономической политики значительно менее вредна, чем избыточная несистемность», что подтверждает объективную необходимость применения системного подхода как общенаучной концепции, реализующей системность в методах решения сложных проблем, в том числе и проблем управления инвестициями в территориальной социально-экономической системе.

При системном подходе к управлению сложная задача не делится на части, а напротив, сознательно должна расширяться и усложняться в целях обеспечения тщательного учета всех существующих и значимых взаимосвязей, всей совокупности проблем, обусловленных управлением конкретной системой. Это позволяет сформировать методологическую основу и теоретическую базу для системного анализа любой экономической системы, включая и территориальную социально-экономическую систему, а также для анализа территориального управления.

Несмотря на разнообразие видов территориальных образований, применение системного подхода позволяет выявить общие для них свойства и характеристики. Например, основываясь на таком основном утверждении теории, как первичность целого, можно сделать вывод о том, что в территориальном образовании как целостной системе отдельные его части, такие как транспорт, ЖКХ, связь и другие функционируют совместно, составляя в совокупности процесс функционирования системы как целого. Поэтому каждый элемент территориальной социально-экономической системы может рассматриваться только в его связи и согласовании с другими элементами.

В понимании целостности территории субъекта Федерации важным моментом является характер ее отношений с такими системами как государство или другие субъекты Федерации, составляющими в совокупности окружающую среду, частью которой является и сама территориальная социально-экономическая система. В то же время, являясь относительно независимой от окружающей среды, такая система сохраняет свою качественную определенность, развиваясь в результате реагирования на воздействие факторов окружающей среды.

В свою очередь, ее функционирование не может быть сведено к функционированию отдельных элементов. Совместное и согласованное функционирование разнородных взаимосвязанных элементов территориальной социально-экономической системы порождает новое ее функциональное свойство, не имеющее похожего в свойствах составляющих его элементов. При этом описание свойств территории в качестве целого не может быть тождественно сумме составляющих ее элементов.

Такие возникающие свойства в теории систем известны как эмерджентные. Возникают эти свойства, когда система работает, но при этом они отсутствуют у ее элементов. Даже при делении системы на компоненты, эмерджентные свойства обнаружить нельзя, так как они проявляются только в результате функционирования целостной системы. Лишь тогда появляется возможность для выяснения особенностей эмерджентных свойств.

Важной характеристикой любого территориального образования как целостной системы следует считать его структуру, под которой следует понимать модель системы, определяющую совокупность связей и взаимоотношений между всеми ее элементами, между системой и внешней средой.

Структура невозможна вне системы, равно как и система в своей основе всегда структурирована. Однако нельзя отождествлять понятия «система» и «структура», поскольку под структурой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, качественная природа которых не учитывается, и главное внимание направлено на их связи. Под системой же понимается объект в целом со всеми присущими ему внутренними и внешними связями и качествами.

Как справедливо отмечает К. Боулинг, категории части и целого являются переходными понятиями от одной системы к другой, выступают их связующим звеном.

Простейшей частью системы является элемент, однако она может быть разделена на элементы не сразу, а посредством последовательного деления на подсистемы, которые, в свою очередь, представляют собой также совокупность взаимосвязанных элементов. В любом случае, с точки зрения системного подхода к управлению территориальной социально-экономической системой, важно, в первую очередь не то, каков состав элемента, а то, какую роль он выполняет в структуре целого.

В системе как в органическом целом, элемент определяется, прежде всего, как минимальная единица, способная к относительно самостоятельному осуществлению определенных функций. А поскольку любая система может быть делима до бесконечности, то элемент – это предел деления системы для решения конкретной управленческой задачи и достижения поставленной цели. Таким образом, элемент системы способен функционально отразить отдельные и общие закономерности системы в целом. Кроме функциональной характеристики, минимальность может быть определена самим субъектом управления как часть, удовлетворяющая его познавательную и преобразовательную потребность.

Возможность познавать составляющие элементы системы не непосредственно, а через другие составляющие, обусловливается выявлением различных связей между ними. Это могут быть связи взаимодействия, свойства, строения, функционирования и управления. Особый вид связей взаимодействия составляют связи между отдельными людьми, а также между отдельными коллективами и социальными подсистемами, входящими в субъект Федерации. К ним можно отнести властные, финансовые, информационные, организационные и иные связи. Как отмечает А.А. Васильев, любой закон природы и общества – это есть внутренняя, устойчивая, существенная связь и взаимная обусловленность явлений. Следовательно, исходя из множества связей на уровне субъекта Федерации, взаимоотношения между элементами такой социально-экономической системы могут быть нейтральными, если элементы не претерпевают каких-либо структурных или функциональных изменений, или функциональными, когда один элемент, воздействуя на другой, приводит к структурным или функциональным изменениям в этом элементе.

В зависимости от типа территориальной социально-экономической системы внутренние связи, формирующие целостность системы, значительно сильнее, например, в муниципальном образовании – городском округе, чем в случае, когда в состав территории входят множество населенных пунктов, расстояние между которыми составляет до сотни километров и больше. Поэтому, рассматривая в дальнейшем в диссертации территориальную социально-экономическую систему, автор будет иметь ввиду субъект Федерации, в частности, территорию Саратовской области.

В любом случае, в качестве важного свойства территориальной социально-экономической системы, будь то ее региональный или муниципальный аспект, следует отметить то, что невозможно обеспечить ее полное описание с помощью конечного числа всех качественных и количественных параметров. Это обусловлено тем, что субъект Федерации в целом и муниципальные образования в его границах могут быть представлены бесконечным множеством подсистем, структурных и функциональных элементов, которые отражают экономические, научно-производственные, социально-культурные, экологические, политические и демографические аспекты жизни общества, его институтов и отдельных организаций.

Многообразие элементов и подсистем, входящих в конкретную территорию, обусловливает иерархичность их организации. Данное свойство приводит к тому, что каждая подсистема, в свою очередь, может рассматриваться как целостная система по отношению к входящим в нее элементам и подсистемам (население, природно-географическая среда, градообразующая база и жизнеобеспечивающая система), элементы которой также могут быть представлены, как системы (ЖКХ, образование, здравоохранение и т.д.). С другой стороны, любая система является лишь подсистемой другой системы более высокого порядка (например, муниципальное управление является составной частью управления субъектом Федерации).

Для систем, созданных человеком или с его участием, характерно целеполагание, поскольку система создается человеком для достижения конкретной цели. Каждая подсистема, входящая в такую систему реализует свою цель, служащую подцелью по отношению к цели всей системы. В многоуровневой системе, которой является территориальная социально-экономическая система субъекта Федерации, элементом системного анализа может быть «дерево целей». Данная методика целеполагания представляет собой построение по иерархическому принципу структурированной совокупности целей социально-экономической системы, в которой выделяют ключевую цель и подчиненные ей цели первого, второго и последующего уровней. Если «дерево целей» построено правильно и согласованы между собой перспективные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии, каждая подсистема или элемент, достигая своей цели, вносит необходимый вклад в достижение цели высшего порядка, являющейся общей целью системы.

Здесь необходимо отметить, что личные интересы людей не всегда совпадают с целью системы как единого целого. Поэтому для достижения общих целей человек должен ограничить свои интересы во имя общих системных интересов, что следует рассматривать как самоорганизацию. Например, самоорганизация региона как социально-экономической системы, построенной на принципах регионального и местного самоуправления, проявляется в формах прямого волеизъявления населения на референдуме, решения которого обязательны для всех, либо в деятельности органов местного самоуправления, которым делегированы необходимые полномочия от населения.

Таким образом, целостность, структура, элемент, связь, бесконечность, иерархичность и целеполагание являются системообразующими понятиями общей теории систем и являются основой системного представления субъектов и объектов территориального управления.

Однако с точки зрения автора диссертации, системообразующие свойства территориальной социально-экономической системы должны быть дополнены специфическими свойствами, которые присущи сложным организованным системам, характеризующимся согласованностью взаимодействия составляющих их элементов и подсистем в соответствии со структурой целого.

Статической характеристикой системы, определяемой ее параметрами и множеством свойств, которыми она обладает в данный момент времени, является состояние системы. Без знания состояния территории (социального, экономического, политического и др.) в конкретный момент времени невозможно принятие обоснованного управленческого решения по многим вопросам. Состояние территориальной социально-экономической системы можно оценить по выбранным критериям оценки управления, которые должны представлять собой некоторую функцию от состояния территориального образования, отражающую цели его функционирования в определенный отрезок времени.

При рассмотрении критериев оценки регионального управления следует выделить, в первую очередь, объективные критерии оценки.

Во-первых – это экономические показатели, свидетельствующие о регулярности выплаты заработной платы, низком уровне ее дифференциации, уровне материального благосостояния граждан, насыщенности рынка товарами и услугами, уровне социальной защиты населения.

Далее следует говорить о социальных показателях, свидетельствующих об уровне безработицы, уровне преступности, развитии здравоохранения и образования, о работе общественного транспорта, о чистоте на улицах и их освещенности и т.п.

Наконец – это критерии политической стабильности, свидетельствующие о свободе средств массовой информации, о возможности граждан участвовать в политических организациях и в выборных кампаниях органов власти различного уровня, об отсутствии преследований граждан по политическим мотивам, о праве граждан распространять свои взгляды, не противоречащие Конституции, создавать ими свои средства массовой информации, театры, различного рода студии, выпускать книги и т.д.

Разумеется, подобное деление следует считать скорее как условное, чем абсолютное, поскольку все названные показатели, в конечном итоге, оцениваются населением. Поэтому, следует постоянно обращать внимание на субъективную оценку деятельности властных структур, поскольку это, прежде всего, связано с тем, что указанные объективные показатели оценки управленческой деятельности не всегда совпадают с точкой зрения большинства населения. Например, чистота улиц и их освещенность, работа общественного транспорта и многое другое.

При этом значение субъективной оценки может быть настолько значительным, что изменение приоритетов в показателях жизни людей становится необходимостью. Следовательно, структура органов управления в обязательном порядке должна включать в себя подразделения, формирующие субъективное мнение населения посредством разъяснения позиции управляющих органов, изучения мнения отдельных людей, партий, движений, хозяйствующих субъектов и т.д. в целях нахождения взаимовыгодных компромиссных решений.

Для органов управления важно, чтобы управленческие решения приводили к стабилизации общества и повышению социально-психологического климата как в обществе в целом, так и в коллективах хозяйствующих субъектов.

Использование в теории и практике регионального управления таких критериев следует считать конструктивным моментом, поскольку они позволяют ранжировать как сами субъекты Федерации, так и муниципальные образования в их составе и объективно подходить к оценке эффективности деятельности органов государственного, муниципального и местного самоуправления.

Однако следует отметить, что всякая система может быть как устойчивой, так и неустойчивой в своем функционировании. В отсутствие внешних возмущающих воздействий система способна находиться в состоянии равновесия. Но при этом она должна обладать способностью возвращаться в такое состояние после того, как была выведена из него под влиянием внешних либо внутренних воздействий. Именно это свойство систем называется устойчивостью.

Однако абсолютная устойчивость подобна тупиковому состоянию, поскольку не содержит источников развития. Как отметил Н. Моисеев: «... устойчивость, доведенная до своего предела, прекращает любое развитие. Она противоречит принципу изменчивости. Чересчур стабильные формы – это тупиковые формы, эволюция которых прекращается. Чрезмерная адаптация... столь же опасна для совершенствования вида, как и неспособность к адаптации» .

Способность системы переходить из одного состояния в другое, изменять свои параметры во времени и пространстве называется поведением. Если состояние субъекта Федерации – это его статическая характеристика, то поведение – динамическая. Поэтому динамика системы предполагает такое соотношение устойчивости и неустойчивости, которое позволяет системе быть открытой, обмениваться с внешней средой энергией, информацией и другими ресурсами.

Анализ ситуации в рамках любого территориального образования всегда должен проводиться в динамике, ибо территориальные социально-экономические системы, равно как и муниципальные образования, относятся к динамичным, т.е. постоянно изменяющимся, системам.

Субъекту Федерации и входящим в него муниципальным образованиям свойственна непрерывность функционирования, поскольку они существуют, пока функционируют. Происходящие на их территориях социально-экономические и другие процессы непрерывны, взаимообусловлены и не могут быть остановлены, иначе исчезнут населенные пункты, а многие муниципальные образования будут преобразованы и территория субъекта Федерации прекратит свое существование.

Таким образом, любое сообщество определенным образом организует свое внутреннее многообразие, создавая политические, экономические, социальные, культурные и другие общественные структуры и направляя их деятельность в направлении достижения конкретных целей своего развития. Возможность организации такого целенаправленного функционирования территориальной социально-экономической системы и ее элементов обеспечивается управлением.

Литература: Клейнер Г.Б. Системная структура экономики и экономическая политика // Проблемы теории и практики управления 2006, №5. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М. МЦФЭР, 2003. Афанасьев В.Г. Системность и общество. – М., 1980. Смирнов Э.А. Основы теории организаций: М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. Боулинг К. Общая теория систем? скелет науки //Исследования по общей теории систем. М., 1969. Васильев А.А. Муниципальное управление: Конспект лекций. 3-е изд., перераб. и доп. – Н.Новгород: Изд. Гладкова О.В., 2003. Спицнатель В.Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. – СПб.: «Изд. Дом «Бизнес-пресса», 2000. Социологический энциклопедический словарь. – М.: Норма, 2000. Васильев А.А. Муниципальное управление: Конспект лекций. 3-е изд., перераб. и доп. – Н.Новгород: Изд. Гладкова О.В., 2003.. Моисеев H.H. Алгоритмы развития. М., 1987. Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В. Б. Зотова. / – СПб.: Лидер, 2005.

Цель компании Brunswick - построить долгосрочные партнерские отношения с покупателями оборудования и помочь в развитии этого направления бизнеса.

Уделяя повышенное внимание вопросам подготовки персонала боулинг-центров и идя навстречу пожеланиям инвесторов иметь в своих боулингах высококвалифицированных сотрудников по всем направлениям деятельности, Brunswick реализует в России и странах СНГ ряд специальных обучающих программ, не имеющих аналогов в области сервисной поддержки боулинг-центров:

С 2004 года на постоянной основе проводятся циклы семинаров по повышению квалификации управляющих и менеджеров по использованию компьютерных систем управления боулинг-центрами. В ходе двухдневных тренингов подробно рассказывается о теории и практике настройки и использования системы, методике анализа отчетов, правилах установки текущих обновлений программного обеспечения Vector и других аспектах работы с ПО. Участники семинаров принимают активное участие в обсуждении наиболее актуальных вопросов, а преподаватели делятся с ними практическими советами по контролю работы персонала клуба, организации и проведению соревнований по боулингу различного уровня, возникающим проблемам и методам их решения. На данный момент участниками семинаров стали представители уже нескольких десятков боулинг-центров России и СНГ (данные на начало 2011 года).
О темах и сроках проведения следующих семинаров цикла сообщается дополнительно. Следите за новостями компании.

Впервые в России компанией Brunswick организовано проведение на постоянной основе специализированной "Школы повышения квалификации механиков боулинг-центров". Углубленный трехдневный курс теоретических и практических занятий является пока единственным в России институтом повышения квалификации для механиков боулинга с опытом работы. После завершения занятий проводится экзамен.

Программа Школы включает следующие вопросы :

1. Техника безопасности при работе с оборудованием для боулинга

2. Общее устройство оборудования для боулинга

3. Техническое обслуживание

Семинары проводятся на постоянной основе несколько раз в год в городах России и на Украине. Следите за новостями компании.

Как видно из названия, школа предназначена для главных механиков боулинг-центров, проводится на ежегодной основе. Данная школа проходит в дискуссионном формате. Во время проведения семинара обсуждаются новые разработки инженеров компании Brunswick, участники делятся опытом эксплуатации оборудования, рассказывают о проблемах в управлении персоналом, совместно разрабатывая новые пути решения.

О проведении очередной школы будет сообщено дополнительно. Следите за новостями компании.

Школа предназначена для механиков, осуществляющих уход за дорожками и занимающихся подготовкой дорожек к соревнованиям.
Программа школы включает в себя вопросы технической поддержки соревнований и правильной подготовки дорожек с помощью машин для ухода за дорожками Brunswick.
Обучение способам нанесения масла и правилам эксплуатации новейших моделей машин Brunswick, позволяющих соблюдать абсолютную идентичность профиля масла на всех дорожках центра, проходят механики из боулинг-клубов, которые уже приобрели такие машины.
Первая школа "Современные методы ухода за дорожками" прошла в январе 2002 года в московском боулинг-центре "Боу-Бол" (3-я ул. Ямского поля, 14).
О проведении очередной школы будет сообщено дополнительно. Следите за новостями компании.

Теория Ограничений систем (ТОС)- успешно работает и развивается уже на протяжении более тридцати лет. Тысячи компаний по всему миру приняли ее в качестве основного управленческого подхода к управлению своим бизнесом в целом, или к управлению определенным функциональным подразделением внутри организации (например, производством, логистикой, цепью поставок или проектами).

Введение

Организации созданы для достижения какой-либо цели. Они управляются менеджерами. Роль менеджмента заключается в постоянном улучшении деятельности организации и увеличении той ценности, которую она приносит. Менеджеры существовали всегда, но менеджмент как предмет обучения является относительно новым направлением. Многие университеты начали преподавать менеджмент в 1960-х годах как часть технического или экономического образования, в дальнейшем постепенно перейдя на отдельное полное образование по программам MBA.

Появление в организациях вычислительной техники оказало значительное влияние на развитие менеджмента как профессии. Информационные системы должны были основываться на управленческих процедурах, а это потребовало разработки управленческих подходов.

Производственные компании получили доступ к новым подходам, таким как MRP (Manufacturing Resource Planning) в начале 1970-х, TQM - всеобщее управление качеством (Total Quality Management), TOC (Theory of Constraints) - теория ограничений в середине 1980-х.

Теория ограничений - это системный подход, основывающийся на жесткой причинно-следственной логике и объединяющий в себе как логические инструменты, так и логистические решения. Тысячи организаций по всему миру с помощью ТОС быстро и эффективно улучшили свою деятельность. Материалы и отчеты, представленные такими компаниями, можно найти на многочисленных сайтах. Например, поиск в Google по фразе Theory of Constraints дает 3460000 ссылок. Презентации о новейших достижениях и разработках можно получить на сайте международной сертификационной организации TOCICO (TOC International Certification Organization) и на специальном сайте Goldratt Marketing Group - www.TOC.tv. TOC преподается во многих университетах, бизнес-школах и программах MBA по всему миру.

О Теории Ограничений систем- TOC

Создателем ТОС является доктор Эли Голдратт, который с 1975 года занимается развитием теории ограничений вместе с группой близких коллег и практиков. В настоящий момент ТОС охватывает многочисленные аспекты управления организациями и систематично улучшает их деятельность. Суть теории отражена в ее названии - «ограничение».

Ограничения - это факторы или элементы, определяющие предел результатов деятельности системы.

Tеория ограничений утверждает, что каждая система обладает рядом ограничений, и они являются ключом к ее управлению.

Рисунок 1: Ограничение и его влияние на деятельность системы.

Ограничение - это больше, чем то, что блокирует достижение системой лучшего уровня деятельности. Ограничение - это то, что при правильном управлении «поднимет» всю систему на новый уровень. Стремление к улучшениям основаны на твердой уверенности в том, что система способна на большее. Именно разрыв между текущим и желаемым уровнями деятельности дает менеджерам энергию и настойчивость для проведения улучшений.

Tеория ограничений предоставляет простой и практичный подход к управлению и улучшению системы - через ее ограничения. Существует несколько типов ограничений: ограничение по мощности, ограничение по времени выполнения и ограничение рынком (количеством клиентских заказов).

Ограничение мощности - ресурс, который не в состоянии предоставить в необходимое время ту мощность, который система от него требует.

Ограничение рынка - количества получаемых фирмой заказов недостаточно для поддержания требуемого роста системы.

Ограничение времени - время реагирования системы на потребности рынка слишком длительно, что ставит под угрозу способность системы выполнить взятые на себя обязательства перед клиентами, а также расширить свой бизнес.

Правила по управлению системы через ее ограничения просты и практичны. Это пять фокусирующих (направляющих) шагов:

Шаг 1. Найти ограничение(я) системы.

Шаг 2. Решить, как максимально использовать ограничение(я) системы («выжать» из него все возможное).

Шаг 3. Подчинить все остальные элементы системы (не ограничения) принятому решению.

Первые три шага известны как «наведение порядка в доме». Они позволяют менеджеру обеспечить контроль над системой и повысить ее надежность и предсказуемость. Применение уже первых трех шагов приводит к значительному улучшению деятельности, поскольку они устраняют большое количество существующих потерь в работе системы. Как правило в результате этих трех шагов система начинает производить значительно больше без каких-либо дополнительных затрат или инвестиций. Когда система приведена в стабильное состояние, она готова для сфокусированных инвестиций в те области, которые принесут максимальную отдачу, то есть, для следующего шага:

Шаг 4. Расширить ограничение системы. Это означает снять напряжение, вызываемое ограничением, путем добавления мощности (в случае ограничения мощности), получением дополнительных клиентских заказов (в случае ограничения рынка) и сокращением времени выполнения заказов и проектов (в случае ограничения времени выполнения).

Шаг 5. Если на предыдущем шаге ограничение устранено (прекратило быть ограничением), вернуться к шагу 1. Предупреждение: не позвольте инерции стать основным блокирующим фактором деятельности системы.

Переход от одного ограничения к другому угрожает стабильности организации. Шаг 3, требующий подчинения всех остальных элементов, формирует поведение всей системы, которое будет направлено на поддержку планов и решений по максимальному использованию ограничения. Именно в рамках шага 3 устанавливаются правила, процедуры и механизмы каждодневного управления. Если ограничение будет изменено, все эти правила, процедуры и механизмы окажутся затронуты и потребуют изменений. Поэтому рекомендуется выбрать стратегическое ограничение и соответствующим образом организовать работу всей системы. Это позволит поддерживать постоянный фокус внимания менеджмента и всей организации на одном и том же ограничении и обеспечить непрерывный рост компании на пути достижения ее цели.

Tеория ограничений предоставляет совокупность решений для производства, системы дистрибуции, проектного управления, для управления функциональными подразделениями внутри организации и для разработки новых локальных или стратегических решений.

Эта методология дает инструменты, позволяющие найти ответы на четыре ключевых вопроса, касающихся обеспечения непрерывных улучшений:

  • Что изменить? - Определить корневую (ключевую) проблему.
  • На что изменить? - Разработать простые практичные решения.
  • Как обеспечить перемены? - Заручиться сотрудничеством и поддержкой людей, необходимых для внедрения решения.
  • Что создает процесс непрерывных улучшений? - Внедрить механизм для определения областей, нуждающихся в улучшении.

Результаты применения Tеории ограничений - примеры внедрений

Отличительной характеристикой компаний, внедривших ТОС, является то, как они пережили экономический кризис 2008-2009 годов. В то время как их отрасли испытывали серьезное сокращение объемов продаж и прибыли, многие из компаний, использующих Теорию ограничений, не только удержали результаты деятельности на предкризисном уровне, но и смогли обеспечить значительный рост. В этой статье я хочу привести несколько примеров таких компаний.

Опыт внедрения Теории Ограничений в России

ЛПК «Континенталь Менеджмент», лесопромышленная холдинговая компания

«Континенталь Менеджмент» - это вертикально-интегрированный холдинг, одна из крупнейших лесопромышленных компаний России. Основная деятельность компании - управление активами входящих в холдинг предприятий, занимающихся комплексной обработкой древесины. Предприятия холдинга производят более 200 видов продукции, от целлюлозы, картона, упаковочной и газетной бумаги до лесохимической продукции. Оборот холдинга в 2009 году составил 6 миллиардов рублей. В холдинге, включая предприятия в регионах России, работает порядка 7000 человек.

Компания начала внедрение Теории ограничений в конце 2008 года с программы обучения для 20 специалистов компании, которую проводил Эли Шрагенхайм, один из ведущих экспертов ТОС, директор Goldratt Schools по Европе. Затем внутренние команды в сотрудничестве с компанией Inherent Simplicity провели внедрение.

Результаты внедрения Теории ограничениях на предприятиях:

  • Уровень наличия продукции на складе - увеличился до 95%
  • Время производственного цикла сокращено до 75%
  • Период, за который были достигнуты результаты, - 6 месяцев
  • Внедрение продолжается в ряде других компаний холдинга

Внедрив в короткие сроки решение Теории ограничений для цепи поставок, компания решила основную управленческую дилемму в среде «производство на склад»: сколько продукции производить?

Компании держат запасы готовой продукции потому, что их клиенты не хотят ждать, пока их заказ будет произведен. Следовательно, компания вынуждена начинать производство при отсутствии твердых заказов и полагаться на прогноз. Поскольку прогноз никогда не бывает точным, это приводит с одной стороны к нехватке ряда позиций на складе, что ведет к упущенным продажам, а с другой стороны к избытку других позиций, что приводит к устареванию и списанию продукции и низкой оборачиваемости товара.

В соответствии с решением TOC заводской склад - это та часть системы, где должно храниться большинство запасов. Он снабжает следующие по цепочке склады и клиентов требуемой продукцией путем частых поставок на основе информации о ежедневном потреблении. Заводской склад выступает в качестве основного «регулятора» для всей системы пополнения, начиная от производства. Решение обеспечивает значительно более высокий уровень наличия товара при значительно меньшем уровне запасов по сравнению с общепринятыми методами управления запасами. Объем продаж растет, поскольку повышается вероятность того, что клиент найдет на складе то, что ему нужно, и когда ему нужно. Оборачиваемость товара повышается, так как уровень запаса в системе постоянно и непрерывно приводится в соответствие с фактическим рыночным спросом.

Опыт внедрения Теории ограничений в Индии

Fleetguard Filters Pvt Ltd, поставщик автомобильной промышленности.
Доклад представлен Нираньяном Кирлоскаром (Niranjan Kirloskar).

Эта компания начала применять ТОС в 2006 году. Они быстро улучшили работу своих производственных подразделений, добились высокого уровня выполнения заказов в срок и обеспечили высокий уровень наличия готовой продукции на заводском складе, а затем, обеспечили высокий уровень наличия продукции на региональных складах, снизив при этом общий уровень запасов. Рынок ответил стабильным ростом спроса на продукцию компании. В результате компания получила существенный рост прибыли.

На международной конференции TOCICO в Токио в ноябре 2009 года компания представила доклад о результатах своей деятельности.

Рисунок 2: Результаты деятельности Fleetguard Filters - объем продаж и чистая прибыль

Необходимо учесть, что таких результатов Fleetguard Filters добилась в условиях спада производства в автомобильной промышленности. Притом, что в 2008 году в отрасли произошло снижение объемов производства на 80%, компания имела 10% прибыли без снижения объемов продаж. В 2009 спад продолжался, но компания повысила объем продаж на 18%, увеличив чистую прибыль на 50%. По их оценкам ожидается значительный рост объемов продаж, и еще больший рост прибыли.

За счет чего был достигнут подобный рост?

  • Компания максимально использовала существующие мощности и обеспечила 100% наличие готовой продукции. По сравнению с 2006 годом компания смогла «выжать» из существующих мощностей почти вдвое больше.
  • Был достигнут рекордный срок разработки и вывода на рынок новых видов продукции, составляющий всего одну треть от стандартного для отрасли срока.
  • Компания обеспечила дистрибуторам и розничным торговцам значительный рост оборачиваемости товара за счет его 100% наличия.
  • Была обеспечена высокая надежность поставок фирмам-производителям ОЕМ и экспортному рынку.

Это пример целостного решения Tеории ограничений, которое включает в себя производство, дистрибуцию (цепь поставок), разработку новой продукции, маркетинг, продажи и управление людскими ресурсами.

Достигнутые результаты:

  • Уровень наличия продукции на заводском складе - 99% при 6?8-дневном объеме запаса,
  • Уровень наличия продукции на региональном складе - 99% при 12-дневном объеме запаса,
  • Близкий к 100% уровень наличия продукции у дистрибуторов,
  • Объем незавершенного производства - 2?3 дня
  • Уровень наличия сырьевых материалов - более 98%

Внедрение проводил Киран Котекар(Kiran Kothekar), Vector Consulting Group

Опыт внедрения Теории ограничений в Японии

Juntos, компания по проектированию и строительству мостов в общественном секторе

Из-за постоянных природных катаклизмов, последствия которых необходимо устранять, министерство государственных земель, инфраструктуры, туризма и транспорта Японии ежегодно инициирует тысячи проектов. В последние годы государственное финансирование снизилось примерно до половины от того, каким оно было во время пика. Перед многими строительными компаниями встала задача сокращения затрат и времени выполнения проектов. Многие компании поняли, что им нужен лучший способ управления проектами.

В 2007 году руководство Juntos приняло решение использовать метод Теории Ограничений для управления проектами.

Достигнутые результаты:

  • Выполнение в срок (завершение проектов в изначально запланированные сроки) выросло с 30% до 86%
  • Время выполнения проектов сократилось более чем на 20%
  • Затраты на материалы и оборудование снизились более чем на 20%
  • Улучшился процесса обмена информацией с клиентами.

Проекты с применением метода «Критическая цепь» проводили Кейта Асайне(Keita Asaine) и Риома Ширацучи (Ryoma Shiratsuchi).

Опыт внедрения Теории ограничений в Великобритании

Positive Solutions - финансовое консультирование

Компания Positive Solutions предоставляет услуги по планированию финансовых операций в Великобритании. Компания предлагает свою помощь по вопросам инвестиций, займов, пенсий, страхования и другим и работает через независимых финансовых консультантов. Штаб-квартира компании находится в Ньюкастле, Великобритания. С 2002 года компания является дочерней компанией AEGON UK.

Основатель компании Дэвид Хариссон построил ее с нуля. Поскольку рост продаж оставался ниже ожидаемого, Дэвид использовал логические инструменты ТОС для анализа рынка независимых финансовых консультантов Великобритании и выявил основные проблемы:

  • Скорость привлечения независимых консультантов была недостаточной и не позволяла достичь запланированного уровня роста
  • Время цикла продаж было слишком длинным и не позволяло достичь планов по объемам продаж
  • Предложения компании не были дифференцированы от предложений конкурентов
  • Ресурсы были загружены на полную мощность, что приводило к упущенным продажам.

Для решения выявленных проблем в 2001 компания применила Теорию ограничений для управления набором новых независимых консультантов и построения более эффективного процесса продаж.

Достигнутые результаты:

  • В течение одного месяца количество привлеченных к сотрудничеству консультантов удвоилось, а в течение двух последующих месяцев - утроилось
  • Оборот в течение года вырос на 40% и достиг 25.6 миллионов фунтов стерлингов
  • Валовая прибыль выросла на 54% и достигла 6.2 миллионов фунтов стерлингов
  • Positive Solutions получила второе место в национальном рейтинге Vantis Top 100, возглавив список компаний, предоставляющих финансовые услуги.

Внедрение проводилось Одедом Коуэном (международный директор Goldratt Schools) вместе с Энди Уоттом (Andy Watt) (www.goldratt.co.uk). Этот пример описан в приложении к юбилейному изданию книги Э.М. Голдратта «Цель», посвященному 20-й годовщине первого издания книги.

Другие примеры внедрения Теории ограничений

Существует масса публикаций, в которых сами компании или независимые эксперты описывают результаты, достигнутые с помощью внедрения ТОС. На сайте Goldratt Marketing Group находится более 90 подобных ссылок. Более 400 публикаций научных исследований были изданы в виде книги «Мир теории ограничений», авторы Виктория Мабин и Стивен Балдерстоун («The World of Theory of Constraints» by Victoria J Mabin and Steven J. Balderstone).

Ниже перечислены некоторые известные компании и институты, которые публично заявили об использовании Теории ограничений:

ABB Швейцария

Boeing Авиация и космонавтика

База морской пехоты США по техническому обслуживанию техники

Elwood City Forge США

Israeli Aircraft Industry

Amdocs Израиль

Dr Reddy’s фармацевтическая компания Индия

Tata Steel Индия

Вы можете подробнее ознакомиться с их опытом, отыскав информацию в Интернет, указав в запросе рядом с фразой «Theory of Constraints» название компании.

Mineralia sunt, vegetabilia vivunt et crescunt, animalia vivunt, crescunt et sentiunt.

{71. Минералы существуют, растения живут и растут, животные живут, растут и чувствуют (лат.) К.Линней. (Можно продолжить это высказывание в обе стороны.}

Над прикладным развитием понятий ОТС по фон Берталанфи успешно работал К.Боулдинг . Его важнейшей заслугой является формирование некоторой условной порядковой шкалы сложности систем , на которую они проецируются по признаку их отношения к потокам входной информации .

В сокращенном виде эта шкала (классификация) представлялась К.Боулдингу следующим образом:

1. Первый уровень - уровень статической структуры . Он мог бы называться уровнем “оснований” или “остовов”. Описание этой структуры служит началом систематизированных теоретических знаний, так как невозможно создать точную функциональную или динамическую теорию, не имея достоверного описания статических взаимоотношений. Это уровень статических систем, существование которых не предопределяется потоками информации.

2. Второй уровень иерархии систем представляет собой уровень простой динамической системы с предопределенными, обязательными движениями. Он может быть назван уровнем “часового механизма”. Большая часть теоретических положений в физике, химии и ряде других наук относятся к этой категории. Это уровень динамических систем, существование которых не связано с переработкой потоков информации .

3. Третьим является уровень механизма управления или, другими словами, системы с управляемыми циклами обратной связи , причем его можно назвать уровнем «термостата”. Он отличается от простой системы устойчивого равновесия главным образом тем свойством, что передача и анализ информации составляют существенную часть системы . Это простейший из всех уровней систем, существующих в мире, где информационные потоки и их переработка могут влиять на систему.

4. Четвертый уровень – “открытая система”, самосохраняющаяся структура.. Подчеркиваем, что первое упоминание в классификации К.Боулдинга самосохраняющейся структуры, как характеристики, связанной с информацией, относится к “надкибернетическому” уровню. Это уровень, на котором живое начинает отличаться от неживого, и он может быть назван уровнем “клетки”. Это уровень зарождения собственного отношения системы к входящей информации , уровень промежуточный между пассивной и активной реакцией на входную информацию.

5. Пятый уровень можно назвать “генетически-общественным” или уровнем “растения”. Здесь речь идет о специфической форме реакции на возмущающую информацию , присущую миру растений и связанную, например, с известными степенями приспособляемости и другими реакциями на внешние воздействия.



6. По мере движения в этой иерархии вверх постепенно достигаем нового уровня - уровня “животных”, который характеризуется наличием подвижности, целенаправленным поведением и осведомленностью. Здесь развиты специализированные приемники информации (глаза, уши и т.д.), что приводит к значительному увеличению потока входной информации; кроме того, имеются развитые нервные системы, в конечном итоге приводящие к появлению мозга, который формирует из воспринимаемой информации основные черты явления, или “образ”.

Чем выше организация индивидуума, тем заметнее становится то, что его поведение не является простым ответом на какое-то воздействие, а определяется “образом”, или структурой знания, или окружающей обстановкой в целом... Трудности предсказания поведения этих систем возрастают из-за того, что между воздействием и реакцией на него вклинивается образ.

7. Следующий уровень рассматривает отдельного человека как систему и называется “человеческий”. Кроме всех или почти всех характеристик “животных” систем человек обладает самосознанием , которое отличает его от простой осведомленности животного. Человеческое воображение помимо того, что оно сложнее, чем у высших животных, обладает свойством самоотражения - человек не только знает, но и осознает, что он знает. Это свойство тесно связано с явлениями языка и с использованием символов. Фактически это указание не столько на существенность абстрагирования, сколько на уровень языка. Существенно больший уровень контекстной зависимости языка человека в сравнении, например, с языком животных, является одной из тех причин, по которой “интеллектуальность” считается атрибутом, прежде всего, именно человека..

8. Общественные (социальные) институты составляют следующий уровень организации... Именно к этому уровню относится подавляющее число систем, организующих научно-производственную и общественную деятельность, т.е. систем, организующих существование предыдущих уровней , и без которых существование субъектов как информационно - организованного сообщества было бы невозможно. Положение этого уровня в иерархии систем по К.Боулдингу диктовалось, скорее всего, предположением о том, что система, составленная из объектов определенного уровня, будет в системном смысле сложнее. Здесь автор ориентирует нас не столько на научно-производственную деятельность, сколько по выражению автора на “тонкий символизм искусства, музыку и поэзию, сложную гамму человеческих эмоций”.

9. Чтобы завершить построение иерархии систем, необходимо добавить последний уровень - трансцендентные системы . Существует конечное и абсолютное, неизбежное и непознаваемое, проявляющее определенную структуру и взаимосвязь. Будет печальным тот день для человечества, когда никто не сможет задать вопросов, на которые не существует никаких ответов. Девятый уровень систем - трансцендентные системы - интересен для прикладной теории интеллектуальных систем управления тем, что он указывает на возможность существования некоторого еще более сложного класса систем в том случае, если правомочно утверждение о возможности полного отрыва информации от физического носителя.…

Как писали раньше, нет непознаваемых систем, есть непознанные системы. Сегодня мы можем себе позволить говорить об ограниченной наблюдаемости системы одного уровня с другого , в том числе, в некоторых случаях, возможно, и практической не наблюдаемости систем старшего уровня с уровня системно более простого (как, впрочем, и наоборот).

О подобных ситуациях говорит нам и введенный К. Боулдингом уровень трансцендентных систем. Не менее интересен в этом смысле и барьер между кибернетическим и надкибернетическими уровнями. Если возможно его преодоление с использованием технической элементной базы, то может быть можно (скажем, по аналогии) преодолеть и барьер трансцендентности?

Конечно, современный исследователь отметит необходимость некоторой модернизации этой классификации (по логике построения должен быть введен уровень “вирусов”, возможны и другие аналогичные замечания). Тем не менее, основной успех и ценность предложенной иерархии заключаются в указании К.Боулдингом линейного среза, характеризующего важнейшие моменты развития систем без построения многомерной модели их классификации . Тем самым дается простое объяснение взаимосвязи систем без сложных для начального восприятия подробностей, но обеспечивающее достаточную обоснованность дальнейших построений, базу, на основании которой можно строить прикладные теории.

Для прикладной теории систем управления в классификации К.Боулдинга основным моментом является фактическое указание о необходимости упорядочения систем по смыслу обработки характеризующих их входных информационных потоков , т.е. по уровням восприятия, переработки и выдачи информации во внешний мир, а, следовательно, и по некоторой качественной оценке возможности обработки информации для каждого уровня.

Важен факт постепенного, внутри уровня и скачкообразного между уровнями, качественного изменения смысла восприятия и обработки информации, перехода от сигнального и контекстно-свободного к структурному и контекстно-зависимому анализу информации. Как следует из классификации К.Боулдинга, такие уровни целесообразно рассматривать и как отдельные виды систем и как их симбиозы.

Важнейшим моментом является выделение в иерархии систем более сложного уровня нежели третий – “кибернетический”, для отдельного рассмотрения по параметру невозможности нахождения для них строгого математического описания. Далее они будут упоминаться не только под собирательным названием “надкибернетические”, но и, как это принято в работах фон Берталанфи, К.Боулдинга, Дж.Миллера и ряда других ученых, под собирательным названием “живые системы”.

Классификация К.Боулдинга указывает на процесс непрерывного повышения значимости информационной составляющей по мере роста организационной и поведенческой сложности систем вплоть до трансцендентного уровня .

В конечном счете, информация сама становится системой, начинает довлеть над системами низших уровней и, в некотором смысле, “информация начинает существовать самостоятельно”.

«Подход Боулдинга к формулированию основных концепций общей теории систем характерен тем, что он, во-первых, начинает с вычленения явлений, имеющих достаточно общий характер и составляющих предмет исследования многих научных дисциплин, и, во-вторых, группирует их в зависимости от степени сложности, т.е. идет путем «таксокологии» систем.

Так, общим для предметной области разных научных дисциплин явлением он считает «население», независимо от того, состоит ли оно из животных, социальных классов, товаров или молекул. К факторам, имеющим общее значение, могут также относиться:

а) индивидуумы - электрон, атом, молекула, клетка, растение, животное, человек, семья, племя, государство, церковь, фирма и т.п. Все они взаимодействуют с окружающей средой, в состав которой входят другие «индивидуумы», следствием чего является определенное поведение, т.е. совершаемые действия, изменения и т.п.;

б) поведение каждого «индивидуума», которое определяется его собственной структурой. Оно может быть объяснено как тенденция к сохранению или восстановлению status quo как предпочтительного состояния или же как иная тенденция;

в) рост, представляющий собой настолько важный и специфический аспект поведения, что подлежит выделению в специальную категорию;

г) информация и связь, в силу их особого значения вычленяющиеся в качестве отдельной категории из всего комплекса взаимоотношений.

Установив элементы и категории каждой системы, Боулдинг выделяет далее восемь иерархических уровней систем.

1. Статические системы. Типичными системами этого класса могут быть атомы в молекуле, карты Земли или Солнечной системы. Такого рода системы можно, по мнению Боулдинга, выявить почти во всех областях реальности, и их следует рассматривать как фактическую основу (или организационную схему) всякого систематического (организационного) знания.

2. Простые динамические системы. Это - системы уровня часовых механизмов, где движение детерминировано. К ним могут быть также отнесены и достаточно сложные машины, наподобие парового двигателя или динамо-машины, равно как и значительная часть теоретических знаний в области физики, химии и экономической науки.

3. Простые кибернетические системы (примером их может служить термостат). К ним относятся все системы, где имеют место передача, коммуникация и интеграция информации, процессы, позволяющие обеспечить саморегулирование системы и, таким образом, поддерживать заданное состояние.

4. Открытые, или самонастраивающиеся, системы. Это уровень, на котором происходит отделение органической жизни от неживой материи. Он может быть также назван «клеткой». К открытым системам относятся также огонь и реки.

5. Жизнь растений. Здесь возникает определенное разделение труда между клетками, формирующими «клеточные общества» листьев, зёрен и т.п.

6. Царство животных. В отличие от растений, у которых органы чувств развиты очень слабо, у животных формируются специальные информационные рецепторы (глаза, уши и т.п.), развивается нервная система, позволяющая мозгу организовывать информацию, регулируя поведение животного.

7. Человек как система, обладающая способностью самопознания. Он не только знает нечто, но знает, что знает. Высокоразвитая память, способность говорить, воспринимать и интерпретировать символы, знание прошлого опыта и т.д. - всё это отличает человека от его скромных собратьев.

8. Социальная организация. В этом случае объектом исследования является не индивидуум, а его роли. Социальная организация определяется как ряд или группа ролей, связанных в систему через каналы коммуникаций.

Таковы в трактовке Боулдинга основные посылки общей теории систем, свидетельствующие о плодотворном стремлении преодолеть ограниченный эмпиризм, несостоятельность которого стала в наши дни очевидной во всех областях знания».

Гвишиани Д.М. , Избранные труды по философии, социологии и системному анализу, М., «Канон+», 2007 г., с. 267-269.