Творческий вопрос помогает. Прием “ Ромашка вопросов или ромашка Блума”

"Ромашка " состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

1. Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2. Уточняющие вопросы . Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы . Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы...", "Что будет, если...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

5. Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

6. Практические вопросы . Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить...?", Что можно сделать из...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

На стадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.

«Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума»)
Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом достаточно популярна в мире современного образования. .Мы, учитывая, что «Блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок», решили сделать теоретические построения ученого более наглядными и привлекательными. Получившийся «цветок» мы и назвали «Ромашкой Блума»..
В результате нами была создана «Ромашка вопросов», которую в России по-прежнему упорно называют «Ромашкой Блума». Итак, шесть лепестков –шесть типов вопросов.
1.Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.
2.Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...», «Если я правильно понял, то...», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...» Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
3.Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова: «Почему?» В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно - как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?» Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4.Творческие вопросы . Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «как вы думаете. Как будет развиваться сюжет фильма дальше?»
5.Практические вопросы . Вопрос направлен на установление связи между теорией и практикой. Где в обычной жизни можно наблюдать явление…
6. Оценочные вопросы . Вопрос направлен на выяснение критериев, почему то или иное явление плохо или хорошо

Задайте их себе, пока еще не поздно.

Шанталь Гербер — сооснователь проекта Want2Discover, посвященного саморазвитию.

Вы можете прямо сейчас закрыть эту статью, сделать вид, что вы никогда ее не видели, и жить дальше, как жили. Но когда же вы планируете бросить себе вызов — начать жить более масштабной, более осмысленной, более удовлетворенной и содержательной жизнью?

Видите ли, многие из нас живут на автопилоте. Мы уже не направляем ход своей жизни, а становимся частью стандартных схем и рутины. И что самое неприятное, нас начинает устраивать этот комфорт, мы перестаем подталкивать себя к более осмысленной жизни. Если и у вас появляется чувство, что вы живете на автопилоте, то наверное, пора задать себе несколько важных вопросов — которых мы часто избегаем, потому что они могут вытолкнуть нас из нашей зоны комфорта. Но изменить ход своей жизни никогда не поздно. И вопросы из нижеследующего списка — это первый шаг к тому, чтобы осознать, что вам стоит поменять и в чем действовать иначе. Но обязательно отвечайте честно и не бойтесь сложных, противоречивых эмоций — это как раз и необходимо, чтобы подтолкнуть себя к столь необходимым переменам.

1. Нравится ли вам тот человек, которым вы стали?
2. Что люди скажут о вас на ваших похоронах?
3. О чем вы будете сожалеть, что не сделали в своей жизни?
4. Какова самая мудрая мысль, которую вы когда-либо слышали?
5. Чему вас научил ваш личный горький опыт?
6. Как часто реализуются ваши самые сильные тревоги и страхи?
7. Если бы вам осталось жить год, чего бы вы попытались достичь?
8. Вы служите деньгам, или деньги — на службе у вас?
9. Боитесь ли вы быть самим собой в кругу других людей? Почему?
10. За что вы благодарны?
11. Сделали ли вы недавно что-то, чем гордитесь?
12. Сделали ли вы недавно что-то доброе?
13. Если бы вы знали, что завтра умрете, какие бы вопросы задали себе?
14. Если бы сбылись ваши худшие страхи, имело бы это значение пять лет спустя?
15. Как бы вы описали себя?
16. Пользуетесь ли вы чужими советами?
17. Вы быстро обижаетесь?
18. Считаете ли вы себя приятным человеком?
19. «То, что мы получаем, обеспечивает нам существование. То, что мы отдаем, творит нашу жизнь» – Что эти слова Уинстона Черчилля значат для вас?
20. Обогащаете ли вы чем-то жизнь других?
21. Живете ли вы осмысленной жизнью?
22. Что такое осмысленная жизнь?
23. Отдали бы вы свою жизнь, чтобы спасти жизнь другого человека?
24. Многим ли вы готовы пожертвовать ради людей, оказавшихся в нищете?
25. Если бы вы могли проживать один и тот же день снова и снова, что бы вы предпочли сделать в этот день?
26. Считаете ли вы себя человеком важным и достойным привязанности и любви?
27. Что поможет вам чувствовать себя более достойным человеком? Что в вас должно стать иначе?
28. Что вас чаще всего расстраивает?
29. Согласились бы вы работать меньше (и заниматься любимыми делами) и меньше зарабатывать?
30. Что приносит вам мир?
31. Каково главное качество, которое вы ищете в других?
32. Какова ваша главная мечта?
33. Каков ваш главный страх?
34. Как изменился бы мир, если бы вы не родились?
35. Какие жизненные уроки вы хотели бы знать десять лет назад?
36. Если бы вы могли сказать самому себе в молодости что-то одно, что бы это могло быть?
37. Если бы ваша жизнь была фильмом, как бы он назывался?
38. Если бы ваша жизнь была фильмом, понравилось бы вам его смотреть?
39. Что для вас значит успех?
40. Если бы вы могли стать другим человеком, то каким бы стали?
41. Каким был лучший день вашей жизни? Почему вы так считаете?
42. Чего вы больше всего ждете в жизни?
43. От каких дурных привычек вы хотели бы отказаться?
44. Кто для вас авторитет и почему?
45. Знаете ли вы язык любви своего партнера?
46. Знают ли люди, которых вы любите больше всего, как вы их любите?
47. Удовлетворены ли вы глубиной своих отношений с людьми?
48. Что вы должны себе?
49. Учитывая вашу нынешнюю повседневную жизнь, чего вы рассчитываете добиться через пять лет?
50. Часто ли вы говорите «да», хотя на самом деле хотите сказать «нет»? Почему?
51. Что вы узнали вчера?
52. Что вам нравится в себе?
53. Назвали бы вы себя щедрым человеком?
54. Когда люди с вами говорят, вы действительно слушаете?
55. Что самое главное, что вам нужно изменить в своей жизни в этом году?
56. Сколько часов в неделю вы проводите в интернете?
57. Каковы ваши самые распространенные негативные мысли? Есть ли в них логика?
58. Считаете ли вы, что за некоторые вещи вам уже поздно браться? Почему?
59. Если бы вы могли стать самым влиятельным человеком в мире, что бы вы изменили?
60. Сколько времени вы проводите с семьей и друзьями?
61. Где вы хотите оказаться через пять лет?
62. Осложняют ли вашу жизнь вещи, в которых нет необходимости?
63. Как вы могли бы упростить свою жизнь и сосредоточиться на самом важном?
64. Что вызывает у вас стресс?
65. Что делает вашу жизнь проще?
66. Как часто вы делитесь чем-то, не ожидая получить что-то в ответ?
67. Каков главный вызов в вашей жизни?
68. Что самое главное для вас в жизни? Уделяете ли вы этому достаточно времени?
69. Если бы вы могли отправить всему миру послание, что бы вы сказали за 30 секунд?
70. О чем вы никому не рассказываете и очень сожалеете об этом?
71. Когда вы в последний раз попробовали что-то новое?
72. Боитесь ли вы выражать собственное мнение?
73. Не слишком ли часто вы поддаетесь на уговоры других, а потом чувствуете обиду и сожаление?
74. Держитесь ли вы за что-то, что нужно оставить позади?
75. Как часто вы позволяете своим страхам удержать вас от действий?
76. Помогают ли люди в вашей жизни вам проявить себя с лучшей стороны?
77. Как часто вы отделываетесь от других оправданиями?
78. Какую ошибку вы больше никогда не повторите?
79. Что хуже — потерпеть неудачу или вовсе не пробовать?
80. Что больше помогло вашему личному росту — вызовы и испытания или приятные и уютные мгновения жизни?
81. Если бы вы могли сделать так, чтобы в вашей жизни больше не было вызовов и препятствий, согласились бы вы на это?
82. Что стоит между вами и вашей самой главной целью? Дайте ответ одним словом.
83. Как часто вы ложитесь спать с ощущением злобы или гнева?
84. Плохо ли красть, чтобы накормить голодного ребенка?
85. Если бы вы уделяли больше внимания грустным аспектам жизни, испытывали бы вы больше внутренних конфликтов?
86. Если на ошибках учатся, почему так плохо терпеть поражение?
87. Чему в жизни вы могли бы уделять больше внимания?
88. Почему мы больше всего думаем о других людях, когда их нет рядом?
89. Что это значит — выжать из вашей жизни максимум?
90. В чем вы сдались, опустили руки?
91. Сколько людей вы действительно любите и что вы делаете для них?
92. Достаточно ли вы задаете вопросов, или вы счастливы и тем, что и так уже знаете?
93. Что вы делали в последний раз, когда потеряли счет времени?
94. Будете ли вы счастливы, если вам больше не придется работать?
95. Если бы вы могли попросить об исполнении одного желания, каким бы оно было?
96. Что вдохновляет вас в жизни?
97. Без чего вы больше всего не можете жить?
98. Что вам нравится делать снова и снова?
99. Когда вы в последний раз смеялись до боли в животе?
100. Что мешает вам жить той жизнью, какой вы хотите жить? Надеюсь, после изучения этих вопросов ваш мозг сходит с ума от всевозможных мыслей и идей. Это как раз то, что нужно! Потратив время и усилия на ответы на эти вопросы, вы практически наверняка сможете найти в своей жизни большую глубину. Если бы мы всегда избегали важных вопросов, провоцирующих нас на жизненные перемены, ничего бы не менялось!

Сегодня у нас в гостях побывал Александр - профессиональный фотограф, один из основателей студии «Зажигай» , участник и победитель множества специализированных конкурсов, а также просто хороший человек и интересный собеседник.

Имя: Александр Илларионов
Год рождения: 1987
Город: Ковров
Профессия: фотограф

- В какой семье ты вырос и где учился?

Родился 19 февраля 1987 года в известной узкому кругу людей семье. Родители воспитаны в советском стиле, в связи с чем я получил хорошее образование. Окончил 11 школу - физико-математический класс. Так же являюсь выпускником нашей знаменитой на всю область Академии со стандартным синим дипломом. Ещё в юношестве проявил задатки художника, мастерски рисуя на асфальте сетку для «лягушки».


- Т.е. ты единственный творческий человек в семье?

Нет конечно. Мама всегда помогала мне с домашней работой на уроках ИЗО. Даже есть аппликация, которой я очень горжусь, с оценкой «Маме 5!».

На фото: кот Ешка

- Фотографом рождаются или становятся?

На моём примере - становятся. Хотя кто-то может утверждать обратное. Главное постоянно самосовершенствоваться и спокойно воспринимать любую критику. Всегда нужно много работать, чтобы достичь результата. И работать в первую очередь над собой!

Работа над собой, это прежде всего повышение своего профессионального уровня. Посещаешь ли ты семинары и мастер-классы по фотографии?

Конечно, стараюсь выбираться на различные тематические мастер-классы именитых фотографов. Несколько раз ездил на обучение в Москву и Нижний Новгород, где прослушал курсы по технике съёмки и ретуши. Всё это даёт большой толчок к развитию.

- Какая у тебя специализация?

Специализации как таковой нет, но ближе всего к душе - свадьбы. Еще нравятся обычные фотосеты, т.е. пленэры (съёмка на открытом воздухе при естественном освещении). Где пространство ничем не ограничено.

- Расскажи о самой запоминающейся фотосессии.

Самая запоминающаяся фотосессия проходила в минус 25 в каком-то заброшенном сарае. Модель была вся синяя от холода, но крепилась до конца, за что ей большая благодарность и приветы. Ещё запомнился случай на свадьбе, где во время поздравления жениха и невесты, я с грохотом свалился с подиума. При этом взоры всех присутствующих были направлены на меня.

- Сколько времени занимает обработка фотографий с одной фотосессии?

Например, свадебная фотосессия занимает порядка трех дней, если сидеть и не отходить от компьютера. А если ещё и с ретушью, то ещё один день плюсом. Все мы не без греха, иногда фотографии задерживаю. Но тут надо, как говорится, «понять и простить».

- У тебя есть Instagram?

Да. Подписывайтесь, буду рад: instagram.com/svadkov

- Как проводишь свободное время?

Своё свободное время стараюсь посвятить семье. Моему сыну всего два года, но он уже вместе со мной заряжает аккумуляторы и самостоятельно ворует флешки. Так что если пропадёт чья-то фотосессия - спрашивайте с Егора Александровича, только он знает где она (смеётся).

- Твой совет начинающим фотографам?

Фотосъемка, это практически раздел из психологии, где всего за один день можно узнать многое о том или ином человеке. Люди попадаются разные, но даже к самому скованному можно найти подход.

07 фев 2018

Каждый HR-менеджер обладает своим секретами при поиске и подборе кандидатов на открытые вакансии. Одни специалисты проводят стрессовые интервью, другие стараются задавать нестандартные вопросы на собеседовании, кто-то проводит «игровые» встречи. У всех этих методик есть свои плюсы и преимущества. Кандидат вряд ли узнает заранее формат предстоящей встречи, поэтому стоит подготовиться к любому из возможных вариантов. В этой статье мы расскажем, зачем задаются креативные вопросы на собеседовании и как на них отвечать.

Подобные вопросы интересны для кандидата, если понимать, зачем их задают. Многие соискатели совершают ошибку считая вопросы глупыми и не находят подходящий ответ. Давайте разберем подробнее.

1. Что не дает вам ночью спать?

Этот вопрос нацелен на выявление ваших слабостей. Поэтому не стоит говорить про непогашенные кредиты и неоплаченный счет по ЖКХ. Отметьте что помимо волнения перед предстоящей ответственной встречей, вы не испытываете проблем со сном. Сон это важная часть распорядка дня, вы не только цените свое время, но и знаете, что организму необходимо определённое время для отдыха и этим пренебрегать нельзя.

2. Если вы бы были цветом, то каким?

Отличным ответом на этот вопрос будет «радугой». Каждый тип личности характеризуется конкретным цветом, и вам как специалисту необходимо развивать каждый тип. На основе обстоятельств вы анализируете быть ли красным, черным или зеленым. Это покажет рекрутеру вашу способность к гибкости. А это качество очень цениться в бизнес-среде.

3. Как вы справляетесь со стрессом?

Умение правильно спланировать свое время помогает вам избегать стрессовых ситуаций. Ведь вы же профессионал и знаете, как максимально использовать свои ресурсы. А от непредвиденных обстоятельств, вас защищает активный образ жизни, правильное питание и здоровый сон.

4. Назовите самую важную часть своей работы?

Не стоит начинать перечислять все свои задачи и обязанности. Вы должны представить рекрутеру общую картину вашей работы и привести аргументы, почему именно это часть для вас является самой приоритетной. Обязательно упомяните свои личные и профессиональные качества, которые помогают вам успешно выполнять эти задачи.

5. Расскажите про ваши таланты и как вы их развиваете?

Обратите внимание, что рассказывать необходимо о тех качествах, которые помогают вам в работе. Для убедительности приведите несколько примеров из жизни, где вы проявили себя. Уделите отдельное внимание примерам развития, с чего вы начинали, к чему пришли и благодаря чему достигли успеха.

6. Продайте мне эту ручку.

Частый вопрос, который задают кандидатам, претендующим на работу в сфере торговли. Рекрутер оценивает ваши коммуникативные способности и навыки продавца. В этом вопросе есть много нюансов, которые вы сможете узнать подробней здесь.

7. Представим, что через год наша компания достигла больших успехов. Как вам кажется, какой ваш вклад будет в этом?

Ответ, на этот вопрос покажет рекрутеру, насколько вы осведомлены о деятельности и продукте компании, насколько хорошо вы понимаете особенности работы в данной сфере и свою роль в рабочем механизме. Соискателю важно не только показать, что он готов усердно трудиться весь будущий год, но и понимает дальнейшие перспективы развития организации.

8. Расскажите, про ваш самый лучший период в жизни.

Этот вопрос поможет рекрутеру понять характер соискателя, уровень интеллектуального развития и профессионализм. После этого он сможет определить вашу роль в компании и коллективе, а также ваш рабочий потенциал.

9. При успешном трудоустройстве в нашу компанию, какие предложения от других работодателей вас заинтересуют?

Ответ на этот вопрос определить ценности кандидата, что для него важнее материальные блага или рабочее место. Заранее продумайте над своим ответом. Совет: материальная мотивация в наименьшей степени впечатлит рекрутера. Ведь кому нужны работники, которые при малейшем шансе получить больше покинут коллектив.

Пример для подражания покажет, рекрутеру, к чему вы стремитесь как человек и как профессионал. Насколько хорошо кандидат может анализировать себя и свое развитие.

11. Чем в работе вам не нравиться заниматься?

Каверзный вопрос, ответ на который стоит продумать заранее. В идеальном мире все работники обожают свои обязанности. Однако это не так. И есть задачи, которые приносят наименьшее удовольствие. И этого факта отрицать не стоит. Важно отметить факторы, которые не окажут сильного влияния на вашу профессиональную деятельность и задачи. Если претендуя на должность менеджера по продажам, вы скажите что не любите общение с людьми, то вряд ли вы получите предложение о работе.

12. С каким животным вы себя ассоциируете?

Описания животного и особенности будущей должности должны совпадать. Панда или ленивец не самые лучшие варианты для ответов. А вот, например, утра прекрасный пример, они невозмутимо плавают на поверхности и целеустремленно ныряют чтобы получить желаемое.

Негативные вопросы.

В ходе собеседования вам могут задать «негативные вопросы», которые некоторых кандидатов ставят в тупик. И к ним тоже надо быть готовым.

13. Назовите причины, по которым мы бы вас не наняли.

Обратная сторона вопроса «Почему мы должны нанять именно вас?». Данный вопрос расскажет рекрутеру, насколько хорошо вы можете использовать свои слабые стороны.

14. Расскажите про ваш самый большой провал в работе?

Каждый человек совершает ошибки, и это нормально. Не ошибается тот, кто ничего не делает. И любой профессионал, прежде чем стать таковым, ошибается и не раз. Рассказывая про свою неудачу (не стоит рассказывать про все сразу) акцентируйте внимание слушателя на том, какие уроки вы из этого вынесли и что именно этот случай заставил вас расти и развиваться.

15. Работа в экстремальных условиях, ваша реакция?

Этим вопросом, рекрутер пытается понять, готовы ли вы работать сверхурочно или по выходным. И тут вам необходимо решать самому готовы ли вы на такие условия и зачем вам задают подобные вопросы.

Творческие вопросы

Тот, кто считает, что творчество - удел избранных, весьма ошибается. Как правило, люди склонны думать, что творить - значит уметь хорошо рисовать, петь, танцевать или строить замки. Творчество - это особый склад ума. Вы можете с абсолютной точностью исполнять на арфе итальянские мелодии, но в то же самое время быть совершенно нетворческим человеком.

Задавая творческие вопросы, можно изменить течение урока. Дело в том, что фантазия по определению не бывает правильной или неправильной - каждый волен придумывать все, что захочется. Побуждая детей к подобной игре воображения, мы автоматически оказываемся с ними на равных. Их фантазии имеют точно такую же ценность, как и ваши! Разумеется в своей области вы - эксперт, но в мире предположений и вымыслов каждый сам себе специалист.

· Остерегайтесь делить фантазии детей на правильные и неправильные

· Не стоит задавать творческий вопрос, если вам не интересно услышать ответ

· Не отвечайте на свой же вопрос

· Не критикуйте возможные предположения ни в какой форме

· 4-5 творческих вопросов в течение урока вполне достаточно

· После того, как все версии будут высказаны, сделайте паузу 5-10 секунд - возможно, кто-то еще что-то добавит

· Искренне благодарите за каждую версию.

Практические вопросы

Практический тип вопроса требует от человека каких-то действий, изменений. Может быть, поэтому он столь непопулярен среди любителей дискуссий о высоких материях? Ведь задавая вопросы практического характера, мы как бы берем на себя некоторую ответственность за будущие поступки.

Кажется, что наиболее уместно использовать практические вопросы при изучении естественных наук: географии, экологии, физики, химии. Именно здесь легко вычленить практическую область. Тем не менее функциональная сторона мышления должна быть задействована и в других сферах общения взрослого и ребенка. Любые знания, поучения необходимо «заземлять» на практику. Если этого не произойдет, слова, отрывки из книг могут так и «повиснуть в воздухе». Поэтому практические вопросы необходимо использовать на любых уроках.

· Практический вопрос желательно начинать задавать со слов «Как мы можем…»

· Необходимо, чтобы у детей под рукой были источники, которыми можно пользоваться при ответе.

· В данном случае критика нужна, но желательно, чтобы она исходила не от взрослого, а от самих ребят. А в роли судьи выступали бы тексты.

· Вопрос нужно формулировать максимально точно

· Желательно, чтобы в вопросе звучала проблема, решение которой было бы важно для учеников.

· Взрослому следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий. Помните, что любому человеку свойственно ошибаться. А рассказ учителя о своих ошибках в школьном возрасте способствует созданию в классе дружелюбной, открытой атмосферы.

«Лучший способ задать интересный вопрос - перепробовать все типы вопросов».